1W

Закат красного солнца

на личной

20 апреля 2017 - Редькин Александр

— Я, Ухналёв Владимир Ильич, 1949 года рождения, уроженец города Москвы, исходя из высших интересов СССР, добровольно соглашаюсь работать на органы советской государственной безопасности и выполнять только личные инструкции майора Иволгина М.М. Мне разъяснено, что в случае разглашения государственной тайны и сокрытии сведений, имеющих государственное значение, я могу быть привлечён к уголовной ответственности по статье 64 УК РСФСР, вплоть до высшей меры, — Ухналёв посмотрел на офицера.

— Подписывайте, Владимир, и продолжим, — майор бросил взгляд на часы.

— Скажите, товарищ Иволгин, а в чём конкретно будет заключаться наше сотрудничество?

— Вы будете передавать мне на согласование черновики статей.

— Какие черновики? Чьих статей?

— Ваших собственных, Владимир. Тех, которые вы напишите в будущем.

Иволгин вспомнил, как всё началось.

Апрельским вечером 1970 года его, тогда ещё старшего оперуполномоченного УКГБ по Москве и области, сразу после торжеств по случаю столетнего юбилея вождя вызвали в кабинет начальника. Однако вместо него Иволгина там ждали два незнакомых человека. Предъявив высокие удостоверения, они поставили майора перед фактом, что с завтрашнего дня он будет переведён на научно-исследовательскую работу. Рассказали, что выбрали его по причинам, которые не хотели бы раскрывать, и обрисовали шикарные перспективы.

Сначала Иволгин хотел отказаться, но когда офицеры намекнули на исключение из партии, то пришлось согласиться.

Отныне он должен был участвовать в закрытом эксперименте. В непосредственные обязанности Иволгина входил дистанционный надзор за объектом, всевозможное обеспечение лиц к нему приставленным, составление отчётов и передача «конечного продукта» одному генерал-майору в центральный аппарат.

Несколько позднее Иволгин понял, что генерал не является ни руководителем эксперимента, ни конечным звеном. Информация от него шла дальше. На самый верх. И там ею пользовались. Её отголоски слышались даже в речи Суслова. Информацию буквально внедряли в жизнь. О том, что это действительно так говорили разные события и перемены в стране.

О сути эксперимента Иволгину рассказал в общих чертах завербовавший его офицер. Недостающие детали и уточнения он получил сам в процессе работы. Когда выстроилась полная картина, Иволгин несколько дней ходил в прострации. Воскрешение личности! И не просто личности, а гения вывернувшего страну наизнанку. Так далеко советская психологическая наука не заходила ещё никогда.

Согласно совершенно секретному приказу председателя ОГПУ в далёком 1926 году была создана небольшая комиссия из тщательно отобранных и проверенных специалистов с целью воскрешения Ленина. Разумеется, речь не шла о непосредственном воскрешении тела №1 или пересадке мозга вождя пролетариата, хотя такие шаги предпринимались и для этого даже находились добровольцы. После ряда неудачных попыток комиссия остановилась на косвенной модели. Для воскрешения решили использовать «детский материал».

Кадровые турбулентности и последовавшая война внесли свои коррективы. Состав комиссии менялся, накапливался уникальный опыт, развивалась наука. Наконец в 1949 году независимые друг от друга пары участников эксперимента отобрали и усыновили несколько здоровых детей-отказников.

Перед психологами стояла задача развить в новых личностях максимальное подобие ленинскому интеллекту и стилю мышления. Для этого применялись новейшие знания, оригинальные воспитательные методики и разработки.

Всем мальчикам дали имя Владимир. Всем придумали фамилии на букву «У». При этом подопечные должны были вырасти как бы обыкновенными и ни о чём не подозревающими советскими людьми, которых по результатам эксперимента планировалось трудоустраивать в разные учреждения. Сами «педагоги» в званиях не ниже капитана работали в глубочайшей конспирации, и даже скрупулёзная проверка ничего бы на них не дала.

Шло время. Детей воспитывали и задавали требуемое направление развития, внушали, учили мыслить как Ленин. Им постоянно рассказывали, какой это был великий авторитет, добивались нужных ассоциаций, выстраивали аналогии, подводили к самоотождествлению. Ленина часто, но аккуратно, чтобы не перестараться, ставили в пример.

На книжных полках в каждой такой «семье» стоял бюст вождя и полное собрание сочинений. Детей даже кормили как молодого Ильича, пытаясь нащупать закономерности. Отдавали в шахматные кружки. Воспитатели работали как садовники — где надо поливали, где не надо подстригали. Тщательно подбирали друзей, а позже подруг.

В юности все подопечные обучались в ключевых гуманитарных ВУЗах, но на разных факультетах. Не стоит и упоминать, что «родители и преподаватели» требовали от своих чад высоких оценок по марксизму-ленинизму.

В процессе эксперимента по воссозданию модели личности Ленина периодически снимали промежуточные результаты, осуществляли выборочный контроль, выполняли разнообразные проверки и тесты.

Наконец, в 1972 году все юноши писали дипломные работы, по которым руководитель эксперимента смог бы оценить результат и сделать вывод об итогах. К этому времени Иволгин уже два года как работал в этой системе. Куратор ввёл майора в состав каждой экзаменационной комиссии и всё лето Иволгин отсидел на защите дипломов. После чего изымал работы студентов и отвозил генералу.

Всего он отвёз девять работ. Шесть из них никуда не годились. Их писали обычные наивные комсомольцы в современной стилистике. Ещё по двум дипломным работам можно было ставить «пятёрку с плюсом» за актуальную интерпретацию, но в них не хватало ленинской глубины анализа. И только работа студента юрфака МГУ Ухналёва В.И. оказалась блестящей.

Через месяц Иволгину сообщили, что объект взят на работу младшим научным сотрудником в один из московских НИИ. Там через директора института известного академика провели приказ о создании закрытого отдела международной политики, в котором Ухналёву отводилась главная роль. Тогда же куратор поставил майору новую задачу. Требовалось организовать процесс получения всех письменных материалов объекта через его научного руководителя для последующей передачи ответственному лицу в главк.

Помимо простой передачи материалов Иволгину вменялось в обязанность присовокуплять к ним отдельным письмом свои соображения и оперативные выводы. И вот тут начались сложности.

Дело в том, что за годы работы в госбезопасности Иволгин научился отлично разбираться во внешней политике, знал слабые места советского руководства и отчётливо видел, что рецензии, доклады и аналитические записки Ухналёва содержат ошибки. Их было немного, но они присутствовали. Да, это был тот самый ленинский стиль и размах. Да, предлагаемые решения и прогнозы выводились из мощного анализа. Да, материалы  подтверждались расчётами и статистикой. Но они опирались на принцип достижения результата любой ценой, преувеличивали военно-политические возможности СССР и, что самое тоскливое, были рассчитаны на высокий управленческий потенциал членов ЦК КПСС с их искажённым видением международной обстановки. Майор предположил, что тексты Ухналёва редактируют коллеги или начальство НИИ, но эта версия не подтвердилась.

С 1975 года ошибки пошли серьёзные: подписание «гуманитарной корзины» Хельсинских соглашений, военная и финансовая помощь Египту и Ираку, дипломатический провал в Китае и Вьетнаме.

Сначала офицер прикладывал к материалам рапорты, в которых излагал свои подозрения. Однако на них никто не обращал должного внимания. После подписания договора об ОСВ-2 Иволгин прямо пожаловался на Ухналёва своему куратору. Тот принял к сведению, но никаких мер не последовало. Затем случился ввод войск в Афганистан и нервы у майора не выдержали. Он решился на прямой контакт. Чтобы внести свои поправки.

С самим объектом Иволгин лично был не знаком. Это категорически запрещалось внутренней инструкцией. Ухналёв мог видеть его на защите диплома, но вряд ли запомнил тихого неприметного человека в дымчатых очках. Обычный советский гражданин в сером костюме.

Иволгин снял квартиру недалеко от НИИ и, воспользовавшись «дырой» в наружном наблюдении, пригласил Ухналёва на доверительный разговор.

— Задумались, товарищ Иволгин? — Ухналёв щёлкнул авторучкой.

— Немного. Подписали? Молодец. Расскажите, пожалуйста, над чем сейчас работает ваш отдел? Только кратко, — майор положил подписку в карман пиджака.

— Как вы знаете, товарищ Иволгин, сейчас в Польше масштабный политический кризис и мы, то есть наш институт, считаем, что СССР не следует туда вмешиваться и препятствовать генералу Ярузельскому. Готовим соответствующий доклад.

— У вас есть с собой черновики?

Ухналёв порылся в портфеле и протянул собеседнику стопку листов. Они отправились вслед за подпиской.

— Я верну их вам ровно через трое суток, Владимир. Ещё что готовите?

— Статью. Есть одна задумка, — замялся Ухналёв. — Очень сырая мысль…

— Содержание?

— У меня возникла идея смоделировать административно-территориальное деление СССР не по национальному принципу как сейчас, а по демографически-производственному. С нарезкой площади Союза на относительно равновесные округа по сторонам света. Статья требует хорошей проработки и больших графических приложений.

— Любопытно. Текст имеется?

— Только эскиз карты.

— Показывайте.

Ухналёв развернул тетрадь в клеточку.

— Когда закончите, то обязательно покажете. А сейчас, Владимир, нам надо расходиться. Встретимся через три дня. Я первым выйду из квартиры, а вы через пять минут. Входную дверь просто защёлкните. Договорились? Тогда до свиданья, — Иволгин накинул пальто и вышел.

Ухналёв засёк время и стал ждать. Вся эта неожиданная встреча и беседа не укладывались в голове.

Ему захотелось пить. На подоконнике стоял графин с водой. Он подошёл к окну. Налил воды в стакан. И увидел майора. Тот переходил проспект.

Неожиданно из-за угла дома выскочила чёрная волга и на всей скорости понеслась по проспекту. Ещё через мгновение она сбила Иволгина и поехала дальше, даже не делая попыток затормозить.

В холодном поту Ухналёв сбежал по лестнице, выскочил из подъезда и бросился за угол. Он хотел помочь Иволгину, но тело уже забирала машина скорой помощи. Вероятно, медики ехали сразу за волгой. Ухналёв посмотрел, как четыре крепких санитара грузили майора в карету, и побрёл в сторону метро.

На душе было мерзко и тревожно. Страх как мокрый снег прилипал к подошвам. Перед вестибюлем метро в урне горела газета «Правда». Очевидно, кто-то не затушил окурок. Ухналёв подумал. Затем решительно достал из портфеля тетрадь, бросил её в урну и зашёл в метро.

До ноябрьского пленума ЦК КПСС оставалось три дня.

Похожие статьи:

РассказыБелочка в моей голове

РассказыИдеальное оружие

РассказыВердикт

РассказыЧерный свет софитов-7

РассказыЭксперимент не состоится?

Рейтинг: +1 Голосов: 3 1109 просмотров
Нравится
Комментарии (20)
DaraFromChaos # 20 апреля 2017 в 13:00 +1
Тех, которые вы напишите в будущем.
вы бы, автор, тоже кому-нибудь показывали черновики ваших статей
во избежание, так сказать rofl
shelegov # 20 апреля 2017 в 13:27 0
высокие удостоверения
Высокие краснокожие удостоверения. Атлетически сложенные, с печатями госбезопасности на лицах.


на научно-исследовательскую работу
Ы? у т-ща майора было соответствующее образование?

завербовавший его офицер
почему вдруг завербовавший то? он стал работать на другую спецслужбу? или на какую-то неформальную группу и стал выполнять какие-то специфические обязанности идушие параллельно или вразрез с его "официальной" работой?

Воскрешение личности!
Какое же это воскрешение, если это выращивание заново?

Тщательно подбирали друзей, а позже подруг.
Подруги все носили имена Надежда и Инесса.


за годы работы в госбезопасности Иволгин научился отлично разбираться во внешней политике,
хм... с какой стати? он специально занимался вопросами внешней политики? имел спец доступ к соответствующим материалам?

У меня возникла идея смоделировать административно-территориальное деление СССР не по национальному принципу как сейчас, а по демографически-производственному. С нарезкой площади Союза на относительно равновесные округа по сторонам света. Статья требует хорошей проработки и больших графических приложений.
затейливый бред, однако...

грузили майора в карету
Кучер на облучке взмахнул кнутом, крикнул "эх залётныя..." и с воплями "Пади!" унесся, громыхая колёсами по брусчатке, в закат...


Ужасно... Александр, это просто ужасно.
Это просто неописуемо ужасно. У Вас нет ни малейшего представления о логике и идеологии государства и времени о которых Вы пишете.

Вот в данной ситуации просто сам по себе сюжет мертворожденный. Вот опять у Вас интересный сюжет. Богатый сюжет. Очень хорошая задумка. Но исполнение просто ужасное.

прежде всего потому что напрочь логика не то что хромает, а вообще ушиблена на все конечности, голову и похоже уже умерла не приходя в сознание. И кажется начала попахивать...
С матчастью еще более ужасно. Вы прочитали какие-то отдельные слова, и вроде бы отдаленно представляете себе что они означают, но Вы напрочь не представляете себе реалий ни времени ни той страны, о которой Вы пишете.

Просто ужасно, извините.
DaraFromChaos # 20 апреля 2017 в 13:34 0
Вот опять у Вас интересный сюжет. Богатый сюжет. Очень хорошая задумка. Но исполнение просто ужасное.
это давно уже можно автору в статус ставить, Дим :(((

всё то же самое в предыдущих работах cry
Редькин Александр # 20 апреля 2017 в 17:11 +1
Извините, но я даже не буду отвечать на Ваш бредовый комментарий. Какая-то каша с комочками. Не конструктивно, товарищ.
shelegov # 20 апреля 2017 в 17:37 0
Конструктивно, это Вы подразумеваете что Вам должны не просто указать на стилистические ошибки, но и объяснить подробно в чем они заключаются, и предложить правильные варианты на замену? rofl
Ворона # 20 апреля 2017 в 17:51 +3
грузили майора в карету
Кучер на облучке взмахнул кнутом, крикнул "эх залётныя..." и с воплями "Пади!" унесся, громыхая колёсами по брусчатке, в закат...
Виктрыч, вот прям щяз на столе у мня лежить заявка на бланке: "Просим предоставить карету скорой помощи под врачебную бригаду для медицинского обеспечения проведения массового мероприятия..." И эта фигня достаточно распространённая, вот "специализированный автомобиль скорой помощи" звучит дико, а "карета скорой" - как бы вродь и ничего, привычно, так что можно не загоняться. smile
Правда, что касаемо ажно четырёх крепких санитаров - разве что проведением спецоперации можно объяснить, а так-то в составе бригады скорой помощи максимально две санитарские ставки, да и то вроде бы только на психбригадах. По крайней мере с семьдесят-лохматых годов это именно так.
В отношении затейливого бреда - о целесообразности деления регионов по производственному принципу взамен взрывоопасному национальному нам ещё на лекциях по экономической географии долдонили.
Но вот вызывает некоторые непонятки - а Володе У. безоговорочно пригорело экстренно подписывать неизвестно кому эту скользкую подписку "вплоть до высшей меры"? а с какого перепугу? и что, и были такие формулировки в подобных документах? scratch
Если честно, я вообще мало что поняла. И чего тому Иволгину не сиделось ровно, и пошто его настолько скоропостижно грохнули, и с какого пришей ноябрьский пленум. Ну, может, я просто сильно дремучая и к тому тупая. sad
shelegov # 20 апреля 2017 в 18:03 +1
про карету я почему возбух? патамушта читаю весть абзац. Чуть ранее подъехала "машина скорой помощи", а тут глянь - грузят уже просто в карету. dance
Смишно, да...
Неаккуратно.

Что касается деления регионов - смотрим на принцип деления - "ДЕМОГРАФИЧЕСКИ-ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ" sry for caps...
Именно сочетание.
И уж административно делить территории с оглядкой на демографию - это АдЪ и Новгородчина.


насчет корректности формулировок в документах, с этим лучше не запариваться... не принципиально. Хотя насколько помню, они несколько иначе звучали в подписках.

С логикой вообще всё плохо. И с матчастью.

Хотя задумка, повторюсь, неплохая. Можно сказать даже хорошая.
Матумба(А.Т.Сержан) # 20 апреля 2017 в 18:02 +2
прежде всего потому что напрочь логика не то что хромает, а вообще ушиблена на все конечности, голову и похоже уже умерла не приходя в сознание. И кажется начала попахивать...
За такие пустопорожние комментарии канлелябрами бить по самый бан включительно. Превратили портал в херзнаетчто!
shelegov # 20 апреля 2017 в 18:11 +1
Так покажите пример качественного наполненного конструктивом комментария, за коий следует в сопровождении канделябров, исполненых лучезарных свечей, под курение фимиама, восторженные возгласы падающих в обморок девиц и под сенью лаврового венка возвести комментатора на Олимп и усадить на трон вместо самого гаремодержателя муз. v
Не уподабливайтесь нечестивцам, а сами являйте положительный пример. angel
DaraFromChaos # 20 апреля 2017 в 18:46 0
За такие пустопорожние комментарии канлелябрами бить по самый бан включительно. Превратили портал в херзнаетчто!
Речь Ленина на асфальтоукладчике
rofl
Темень Натан # 20 апреля 2017 в 13:54 +1
развить в новых личностях максимальное подобие ленинскому интеллекту и стилю мышления
Я плакалЪ
shelegov # 20 апреля 2017 в 14:14 +1
Ну.... идея производить в промышленных масштабах Новых Людей - это ходовая тема, вообще для 20-го века. Не только в СССР.
Воссоздание мыслителей прошлого - аналогично.
Даже изыскания в этом направлении велись. Научные. scratch
Но как автор это обыграл и подал - тут да... "Я плакал весь"(с)
Славик Слесарев # 20 апреля 2017 в 16:55 +3
Нормальный рассказ, Александр. По-моему, только запятых кое-где не хватает :)
По поводу же недобрых комментариев скажу одно: обычно те, кто позволяют себе беззастенчивый гнилой разгул и прочее мерзостное поведение в чужих рассказах, в своих - не терпят и малейшей конструктивной критики. Вот такой вот парадокс...
shelegov # 20 апреля 2017 в 17:13 0
Вот такой вот парадокс...
может потому, что "конструктивные" критики выглядят конструктивными только в своих собственных глазах?
Не считая того, что они еще и критикуют исключительно, видимо, где-то глубоко в душЕ?
smoke
DaraFromChaos # 20 апреля 2017 в 17:24 0
А еще, Дим, есть такая подленькая игра: похвали слабака и посмейся над ним, глупеньким, когда он радуется и спасибо тебе говорит
shelegov # 20 апреля 2017 в 17:31 +1
красиво жить не запретишь...
Но пусть тогда уж приходят и конструктивно критикуют, чтобы не быть голословными... а то я вот как-то в непонятках что это было. Это уже вызов был к монастырю Дэшо или так... мысли в_слух. :)
Славик Слесарев # 21 апреля 2017 в 12:18 +1
Текст ваш я проанализировал, но простыни с детальным разбором не будет.
Многое думал я написать, но скажу просто, и вам, и пригласившей вас "маме":
1) Будьте добрее;
2) Не берите на себя больше, чем вы есть.
shelegov # 21 апреля 2017 в 12:39 +1
Текст ваш я проанализировал, но простыни с детальным разбором не будет.
"А как дысял, как дысял"(с)

Многое думал я написать
"но очки запотели"(с)

но скажу просто, и вам, и пригласившей вас "маме":
а просто, не прячась за мамину юбку, поговорить никак?

1) Будьте добрее;
"Отец Иосав сказал проповедь: “К ним жестоко быть милосердными"..."(с)


2) Не берите на себя больше, чем вы есть.
"Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам."(с)
DaraFromChaos # 20 апреля 2017 в 19:10 0
Двое уже признались, что такими пакостями балуются.
Есть еще? crazy
Матумба(А.Т.Сержан) # 20 апреля 2017 в 17:59 +3
есть такая трилогия. "Спасти СССР". Очень мне нравится. По этому рассказу - не без ошибок, но крепок. Хорошо выдержан в стиле советских рассказов прошлых лет, короткие предложения, ничего лишнего, занятная идея воспитания личности. Так что плюс.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев