Случилась эта история в каком-то буржуинском королевстве. А если кто не верит, то это его дело, поскольку сказка, как известно – ложь.
Встретились как-то в магазине хомяк и суслик. Узнали друг друга, обрадовались. Только вот обняться у них не получилось, поскольку они в соседних клетках сидели. Оказалось, что несколько неудобно через прутья обниматься-то. Разговорились соседи, и давай они друг у дружки выпытывать, как каждый из них здесь оказался?
- Тебя, дружище, охотники поймали? – спрашивает суслик у хомяка.
- Да, нет, – отвечает тот. – У меня всё куда печальнее. Свои же сородичи в клетку запихнули.
- Да, ты что? И за что это они с тобой так круто?
- Эхе-хе, было за что, – тяжело вздохнув, уклончиво ответил хомяк и поинтересовался у суслика. – А сам-то, как здесь оказался?
- Да у меня та же фигня, – стыдливо сознался суслик и спросил. – Случайно не в курсе, что нам теперь светит: пожизненное?
- Э нет, брат, не все так просто. Слышал я, что у нас теперь два варианта, но тут, правда, уж кому как повезет. Можно к заботливым хозяевам попасть, которые будут кормить от пуза, и жить будешь как в раю, а можно в такой ад угодить, где тебя мучить станут да всякую дрянь колоть, что через неделю вполне можешь окочуриться.
- А не врёшь? – испуганно поинтересовался суслик.
- А смысл? Я собственными ушами слышал, как хозяева говорили, что тех, кто к концу недели не продастся, они сдадут в лабораторию на опыты, пущай на них новые лекарства испытывают – хоть какая-то польза.
- Выходит, наша дальнейшая судьба всецело зависит от случая и удачи? – грустно уточнил суслик.
- То, что мы с тобой здесь оказались, приятель, уже красноречиво говорит о нашей удаче. И что-то мне подсказывает, что поздно нам о райской жизни грезить, поскольку она у нас уже была…
* * *
А началось всё с того, что в одной сказочной стране в незапамятные времена жили по соседству два древних рода – хомяки и суслики, как-то так исторически сложилось. Казалось бы, ну что им делить? Грызуны они и есть грызуны, к тому же похожи между собой, что издали и не отличишь кто из них хомяк, а кто суслик. Полей вокруг дофига, жри себе зерно, горох, кукурузу и радуйся. Но у наших родственников сложно всё складывалось, потому, как самобытные отличия у каждого рода всё же имелись. И так они этими отличиями гордились, да друг перед дружкой ими бахвалились, что смех один. Но это нам с вами смешно, а они друг с другом всё мерились своим превосходством, спорили да выясняли чей род древнее. Что с глупых животных взять, кроме клочка шерсти, разумеется.
Сказать по правде, так когда-то давно их далекие предки – те самые хомосуслы или суслохомы нарыли себе нор, да и поселились в той стране. А уж потом – через много-много лет их потомки разделились и стали жить рядом, поскольку места в тех краях было хоть конём гуляй, а от добра добро не ищут. Так они и жили себе по соседству много лет, а в заморские царства не совались. Больно дикое там зверьё свирепствовало и всё они там норовили друг дружке глотки перегрызть.
И вот однажды в царстве сусликов нашелся один просвещённый грызун. Спросите: кто и где его грамоте обучил? Про то мне не ведомо. А известно только, что на границе тех двух царств стоял заброшенный пункт вторсырья, в котором валялось полно всякой макулатуры. Вот оттуда наш герой свои знания и черпал, поскольку дюже умный был и читать любил, куда там. Читал тот суслик всё подряд, что только под лапу попадалось. Видать в какой умной книжке и вычитал про иную жизнь, да и подбил сородичей на смуту, чтобы власть в королевстве узурпировать. То ли он и впрямь хотел жизнь сородичам облегчить, а то ли эксперимент какой над ними проводил, про то мне тоже не ведомо? Только тут одна закавыка получилась. Читать книги, разумеется, дело хорошее и нужное, поскольку в них храниться много мудрости и описана многовековая история. Вот только, выводы нужно уметь делать из прочитанного правильные, а не бездумно наследовать прошлое, повторяя его ошибки. Опрометчиво это и до добра не доводит. Не зря ведь говорят, что не всё то золото, что блестит. Но суслик-то наш этого не знал и потому пер как бульдозер по бездорожью, по проторенной тропе истории, о которой в умных книгах вычитал.
Собрал он грызунов из близлежащих королевств и давай им объяснять сложившуюся ситуацию, да еще и умно так. Каюк теперь, говорит, ребята, всем нам, а заодно и вам. Те в гвалт, разумеется, давай выяснять – они-то здесь каким боком? А он и толкует, что скоро нагрянут сюда лисы с куницами да прочими хищным зверьем из заморских королевств, поскольку эдакого вольнодумства они в жизни не простят. Как заявятся, так и передавят всех тут, как тех цыплят. Соседей, разумеется, тоже не пощадят, чтобы тем неповадно было. Такие вот они кровожадные беспредельщики. Но тут же успокоил, что есть верный способ избежать этой кровавой расправы. А для этого нужно всем миром против врагов объединиться. Даже слоган придумал (а может, тоже в книжке вычитал?) – «грызуны лесов и полей объединяйтесь»! Во как. Только в этом, говорит, наш путь к спасению и процветанию. Ведь, как только ваше имущество станет нашим, то бишь общим, то тогда всем нам, да и вам тоже, легче жить будет. Короче, стаскивайте все свои запасы в наши кладовки, а мы будем их распределять. Так он своим этим словоблудием всем мозг вынес, что мало кто чего уразумел из его речей пламенных. Однако, напугал всех до дрожи в хвостах.
Хомяки вначале пыжились и доказывали, что они иного роду-племени, сами по себе и у них своё царство имеется, но потом согласились. Полевая и лесная братва: разные там зайцы, белки, бобры, мыши, кроты, выдры к этому объединению тоже с определенным недоверием отнеслись. Но поскольку все они жили бедно, как им казалось, а умирать никому не хотелось, хоть многим и пришлось, то тоже согласились объединиться. И стали грызуны все вместе жить – общее горе и радости делить. Горя, конечно, на всех хватало, а радость – избранным доставалась.
Суслик тот, что объединение это затеял, вскоре сдох, на смену ему другой пришёл, а после – третий. За то время поколения сменились и все успели благополучно позабыть с чего весь сыр-бор начался и для чего город городили. Ну, может, кроме долгожителей, которые давно врубились, что никто их жрать не собирается, но на всякий случай помалкивали.
Однако не всем грызунам нравилось жить одной дружной семьей и все в общий котел стаскивать. Первыми бобры решили выйти из объединения и жить самим по себе, как раньше. Отделились они, значит, и принялись свой водоём обустраивать – плотины там разные возводить, дамбы строить, а следом за ними и выдры, а там и остальные звери разбежались по своим норам, лесам да водоёмам. Главный хомяк с главным сусликом это дело про меж собой обсудили, обмозговали, да и порешили, что видимо так всем лучше будет. Пущай дальше каждый сам по себе живёт – своим отдельным царством-государством и своим умом. Сказано – сделано. Они даже границу между царствами возвели. Смехотворную, правда, но все же. Прошлись по меже, всё как есть промеряли и согласовали – каждый метр и сантиметр, потом вешки вбили, веревку натянули – так вот границу и соорудили. А раз старшие решили, то так тому и быть, поскольку с ними спорить, что против ветра плевать. Некоторые хомяки, конечно, обрадовались, что теперь станут сами по себе, другие огорчились, поскольку уже привыкли с сусликами вместе жить. Но деваться-то им было некуда, пришлось смириться.
Однако в гости друг к дружке соседи продолжали ходить, поскольку сложности под веревкой пролезть никакой не было. Сколь хомяков и сусликов за то время, что вместе жили, да и после того, меж собой переженилось, куда там. Одни у хомяков в царстве жить оставались, другие к сусликам перебирались. Ежели сусликам амбар какой или еще чего отремонтировать или там построить надобно было в их королевстве, то хомяки завсегда им в этом деле пособляли, поскольку суслики больше к коммерции склонность имели. Так вот они и жили.
Да тут новая беда у хомяков приключилась, даже две, поскольку беда никогда одна не приходит. Выяснилось что главный хомяк, то добро, которое они всем миром собирали да в закрома стаскивали, себе присваивает и в свою нору перетаскивает. Оно в их царстве издавна как-то так исторически сложилось, что и его предшественники общее добро себе за щеки напихивали, да втихаря тырили. Только этот всех перещеголял и за пояс заткнул по части жадности, поскольку воровал нагло, много и ни от кого не таился. Потому вскоре и оказался в клетке, а затем и на витрине зоомагазина. Но, тут, как говорится, за что боролся – на то и напоролся. Потому, как негоже обворовывать свой народ, даже терпеливый и покладистый, забывая, что он тебя кормит. Ведь рано или поздно, но и железному терпению приходит конец.
А тут следом и вторая беда пришла – не замешкалась. Главный суслик узнав, что хомяки своего правителя-ворюгу на чистую воду вывели и суду придали, затаил на соседей обиду лютую. Оно и понятно, поскольку он и сам такой же хапуга был и побаивался, чтобы и его не постигла участь соседа, потому как дурной пример – заразительный. И вскоре прокатился царством хомяков слух, что этот суслик недоброе что-то замыслил: то ли разорить их царство, то ли снова к своему присоединить. Однако в этот раз, без всякого на то их согласия, а силком. Но с соседями ссориться – это ж последнее дело, ведь как аукнется – так и откликнется. Может, конечно, это всё и вранье было об намерениях суслика, а только разве ж простому хомяку понять, что там в монаршей просвещенной голове творится? Животное оно и есть животное. Тут, порой даже люди, говорящие на одном языке, не могут друг друга ни услышать, ни понять, что уж там про хомяков с сусликами говорить.
Оказывается суслик тот, тоже любил пункт вторсырья посещать и литературу тамошнюю почитывать. Да и что ему еще делать оставалось, пока народ в полях горбатился, кроме как повышать кругозор и самообразование. Вот в какой-то книжке он и вычитал умные мысли типа: разделяй и властвуй, сам не гам – и другому не дам и тому подобное. И решил применить эти знания на практике. А начал с того, что принялся поучать соседей, как тем следует жить. Собрал народ свой на центральной площади королевства и соседей-хомяков туда пригласил. А как же? Чтобы все чин по чину было и чтобы те его речи своему народу непременно донесли и передали.
А надобно заметить, что к тому времени в заморских королевствах хищники остепенились и друг друга массово жрать давно перестали. У них там уже лет сто как цивилизованная жизнь проистекала. Многие на вегетарианскую диету присели. Не без того конечно, что порой хищники могли втихаря какого-нибудь зайца несанкционированно сожрать, но это одиночные случаи были. Общественность конечно подобное без внимания не оставляла – гневно осуждала и клеймила позором, но каких-то карательных мер не применяла, понимая, что хищник есть хищник и ему тоже кушать хочется. А уж об том, чтобы сусликов или хомяков обижать, соседи заморские даже и не помышляли. Главный суслик частенько к ним в гости ездил и всё что и как там творится, лучше других знал. Даже родню свою туда перевёз жить, так ему тамошние порядки понравились.
Собрал, значит, суслик народ и вещает: «В заморские страны, – говорит, – нам соваться не с руки, а соседям-хомяка, так и вовсе там делать нечего. Рылом они, дескать, не вышли. Кроме того, там все двуличные вруны. Я и сам, там в молодости бывал, мёд-пиво пивал, но усов у меня тогда не было и бороды тоже, поэтому и мёд, и пиво по назначению попали. Неплохое у них пиво, должен сказать, – но тут спохватился, что куда-то не туда его повело и что он какую-то чушь несёт (случалось у него порой помутнение рассудка, что все сородичи замечали, но помалкивали), и давай дальше. – Не выжить хомякам среди хищников, поскольку мышление у них не то, да и стандарты там двойные. Тамошние лисы с куницами станут их со свету сживать, а суд живодеров оправдывать. Вот как у них там все плохо и даже ужасно обстоит в плане защиты прав грызунов. Не в жизнь им там не выжить, поскольку у них иной менталитет, потому им всем карачун придет, заметить не успеют. Этого допустить мы не можем и не должны. Возьмём их к себе под крыло, протянем лапу помощи, стиснем в братских объятьях, выбьем дурь из голов. Потому, как ничего они глупые не смыслят и не понимают куда лезут, как и того, что их ждет в обозримом будущем. Я-то точно знаю, потому костьми лягу и вас положу, но не допущу. Одно спасение для них – это мы, поскольку так у них ещё есть шанс пожить, пусть не очень сытно, но зато и недолго. Так ведь, на родине помрут».
Слушали его хомяки с сусликами, разинув рты, и думали: «Что за хрень он несёт? Сам-то детей своих в те самые заморские королевства зачем-то жить отправил, а его министры и своих следом – в те же края спровадили. Какой-то странный этот главный суслик – не иначе к старости умом тронулся, да и его министры такие же. Клянёт заморские королевства, на чём свет стоит, а родных детей на погибель туда отправил. Кто же его умными после этого назовёт?»
Короче, послушали его сородичи, послушали, репы почесали, а потом взяли да и запихнули в клетку как социально опасный и вредный элемент, портящий жизнь окружающим, и говорящий незнамо что. А вдруг это заразное какое заболевание? Того глядишь эпидемия начнётся, а оно им надо?
Не зря ведь говорят, что с враньем весь свет пройдешь, да назад не воротишься. Вот и получается, что если ты решил мир в своей искренности убедить, то твои слова с поступками не должны вразрез идти. Иначе, и сам не заметишь, как можешь в клетке оказаться, поскольку даже хомяки и суслики от наглого вранья офигевают.
Так вот и встретились в зоомагазине два великих вершителя судеб своих народов – королевства грызунов, жившие когда-то по соседству.
И пусть теперь кто-то попробует сказать, что подобная история могла произойти не в буржуинском европейском королевстве, а случиться в наших муромских лесах. Да ни один здравомыслящий человек никогда в жизни в это не повертит. Потому как у нас, что хомяки, что суслики не способны посадить своих лживых, проворовавшихся правителей в клетку. Ну вот ни разу ещё такого случая в славянских королевствах не было, хотя претендентов в каждом царстве хоть отбавляй. Во-первых, потому, что управы на этих сатрапов нет, и законы не для них писаны. Во-вторых, менталитет не тот, любят наши грызуны своих доморощенных тиранов, как бы те их не угнетали. А даже если и затеют какую-то бучу, то довести начатое до конца то ли ума, то ли духу не хватает. В результате, тираны всегда остаются безнаказанными, а им на смену приходят точно такие же лгуны и воры.
Одно только в этой сказке так и осталось неразрешимой загадкой: почему простые хомяки и суслики прописные истины понимают, а их доморощенные начитанные царьки из грязи в князи вылезшие, усвоить не способны?..
Похожие статьи:
Рассказы → Мэриэн
Рассказы → Сказка о доме и управдоме
Рассказы → Аморальная сказка
Рассказы → Когда цветет папоротник
Рассказы → Несколько мгновений совсем другой весны