В мире всякое творенье – книга и изображенье. А также эмблема, центон, герб, символ, знак, нечто или некто, исполненное бесконечного количества смыслов. И прециозники знали это лучше, чем кто бы то ни было. Романы, письма, дневники и даже научные трактаты тому подтверждение.
Изысканные речи, великолепные наряды, велеречивые любовные послания, машины и механизмы для создания предивнейших метафор и тропов, открытия науки и алхимические опыты, атеизм и вера в множественность миров, споры о пустоте, о влиянии эфиров и атомов друг на друга «на удалении», красоты дальних морей и бестолковая жестокость войн (как тут не вспомнить Льва Николаевича с его рассуждениями о «гениях» и «случае»), свежайшее батистовое белье и потрясающая нечистоплотность, сложнейшие правила этикета и бытовая неустроенность.
«Остров накануне» - волшебная кунсткамера предметов, образов и идей. Роман, почти лишенный сюжета. А еще – коллекция потерь. Роберт де ла Грив теряет отца, возлюбленную, друга, родной дом, а потом и сам теряется на бескрайних просторах океана. И мы так до конца и не понимаем, был ли этот океан настоящим или метафорическим, утонул ли Роберт в физических водах или в мире своих фантазиях.
Нам – нынешним – сложно судить, насколько образ главного героя вписывается в ту далекую эпоху, а его мысли и поведение согласуются с тогдашним мировосприятием. Возможно, XVII век мог породить Д’Артаньяна аля Дюма-отец, де Бержерака и Коклена, но не мог породить Роберта де ла Грив. Может быть, действительно в те времена люди испытывали лишь чувства, которые предписывалось испытывать, и так, как того требовали этикет и куртуазность. Этого мы не знаем и не узнаем никогда.
Но никто не помешает верить и надеться (иначе на что нужны эти богословские добродетели?), что меланхолики и мечтатели были, есть и будут всегда, в любом из возможных миров, в любое невозможное время.
Многие до Роберта, многие после него выбирали исход из мира реальности в мир романов, ибо реальность часто жестока, а мир фантазий каждый волен организовывать по своему вкусу. И уж там-то любовь всегда будет взаимной, а умершие живы, ибо живы они в памяти автора – творца.
Может быть, для кого-то «Остров накануне» - роман о позёре, фантазёре, не способном слова в простоте сказать, о «человеке без души», о слабохарактерном подростке, убегающем жизненных проблем. На самом деле это роман об одиночестве души, потерявшей себя еще до обретения.
Похожие статьи:
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв
Рецензии → Паразиты ХЗ - рецензия
Рецензии → "Вторжение" - рецензия
Рецензии → Отзыв на роман "Дракула бессмертен" Дейкра Стокера и Йена Холта
Рецензии → Решать псам: рецензия