Завязка, кульминация, развязка… Это рассказ, который останется рассказом и без фантастической составляющей. Автор решил пренебречь экспозицией, и сразу окунул читателя в конфликт. Действующих лиц здесь минимум, практически это два человека. Герой – свободный «охотник», старатель, живущий добычей энергетических камней — и заказчик. Тип неприятный и имеющий проблемы с законом.
Кроме людей (назовём их так, хотя это сомнительное утверждение), в рассказе существенную роль играют собаки главного героя. Это практически полноправные персонажи, и мы знакомимся с ними с первых же строк.
Итак, если пренебречь фантастическим элементом, это будет классическая приключенческая история. Герой может добывать шкуры тигров, ловить редких птичек, собирать корешки или разводить пупырчатых голопузиков в ручьях Омеги-44. Герой даже может быть обычным землянином и строить коттеджи для капризных заказчиков. Суть конфликта останется неизменной, и сюжет от изменения антуража не пострадает. Словом, рассказ имеет крепкую сюжетную основу, но довольно слабую фантастическую.
Что нам говорит о фантастике в этом тексте? То, что действие явно происходит не на Земле. То, что персонажи (по крайней мере, один из них) – не земляне. Во всяком случае, упоминание костного шлема наводит на размышления: естественный ли это вырост на голове заказчика, или защитный головной убор?
Собаки, собственно, тоже далеко не собаки, а некие существа, на них похожие и выполняющие их функции на Милигое. Кстати, сама Милигоя (очевидно, планета) упоминается в тексте довольно часто, и по разным поводам. То заказчик заслоняет собой её пейзаж, то разговор идёт о «милигойских» собаках, а то о милигойских хищниках. Или просто – пора с Милигои «делать ноги».
Хотя подобные упоминания, надо отметить, звучат неестественно. Они вызывают подозрение об инопланетном происхождении главного героя, от имени которого ведётся рассказ. Ведь житель нашей родной планеты не станет говорить: «земной пейзаж» или «земная собака». Но о происхождении героя нам ничего не известно, и никакой сюжетной нагрузки это возможное обстоятельство не несёт. Краткое упоминание о сомнительном происхождении заказчика также не получает своего объяснения и к финалу никак не «стреляет».
Словом, если бы не настойчивое напоминание об инопланетных реалиях, действие вполне могло бы происходить на Земле. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств самого сюжета, внятного и хорошо развёрнутого.
Надо отдать автору должное: он умело нагнетает обстановку. Напряжение быстро нарастает, и достигает пика уже в сцене во дворе дома героя, где заказчик стреляет из бластера. Можно сказать, что кульминация здесь совпадает с завязкой, и последующие события уже не достигают того накала, который достигнут в упомянутой сцене. Он действительно высок, почти пафосен, но автор сумел удержаться на этой грани, не перейдя черту.
После отлично выполненного эпизода со стрельбой, откусыванием пальцев и убийства читатель напряжённо ждёт развития событий. Но той высоты, что была достигнута, в рассказе уже не будет. Даже сцена второго появления заказчика, с его паническим бегством от собак, которая, собственно, и должна была бы стать истинной кульминацией, несколько проигрывает по сравнению с первой. Впрочем, для истории о мести это было бы не так уж важно. При условии, что справедливость восторжествовала, или что конфликт получил должное разрешение.
После такой завязки – весьма недурной — читатель ждёт неординарного разрешения конфликта. Однако развязка вызывает ощущение неудовлетворённости у читателя, ожидающего чего-то другого, к чему его подталкивает и название самого рассказа.
Сам герой на протяжении всего текста ведёт себя как «разумный» гражданин, связанный по рукам и ногам общественными условностями. Он более похож на клерка, чем на свободного охотника. А заказчик, соответственно, более походит на хамоватого начальника или криминального босса, чем на контрабандиста, скрывающегося от местных властей.
Это вызывает некий диссонанс, но одновременно наводит на мысль о «каменных джунглях», что придаёт повествованию дополнительный смысл.
Стиль, в котором написан рассказ, прост и в тоже время выразителен. Он вызывает в памяти ставшие уже классикой жанра приключенческие рассказы, скажем, Джека Лондона, и других авторов. Здесь автору удалось создать картину жизни, не перегрузив её излишними подробностями, и соблюсти меру в описании быта героя.
Хорошо прописаны образы «собак». Они получились едва ли не ярче, чем человеческие персонажи. Физическое строение этих животных выглядит правдоподобно, а род занятий вполне может существовать в одном из уголков вселенной. Человеческие персонажи тоже довольно выразительны, несмотря на некий, упомянутый выше, психологический диссонанс. Весьма впечатляет общий эмоциональный накал, особенно удачный в первой половине текста.
Словом, это крепкий, выразительный рассказ, который, несмотря на некоторые недостатки, читается на одном дыхании, и вызывает неподдельное сопереживание у читателя.
Похожие статьи:
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → Пограничник
Рассказы → По ту сторону двери