Бог – это крест, который я несу.
Бог – это смысл моей войны.
Больны голоса, которые я слышу.
Это шепот победы...
(Kamelot «Glory»)
После всего, что сейчас пишут в жанре фэнтези, этот сборник рассказов – просто бальзам на душу. Есть вещи, которые стоит ценить уже за то, что они были первыми. Роберт Говард работал на заре становления приключенческого фэнтези, и его следует поблагодарить сразу за двух персонажей – Конана-варвара и Соломона Кейна, а также за появление образа расхитителя гробниц – прародителя небезызвестных Ларочек и Индиан... [cut=Читать далее...] При этом рассказы о Соломоне все еще актуальны и способны доставить удовольствие, в то время как многие истории о Конане кажутся по современным меркам наивными (Чего стоил бросающий в безудержный смех рассказ, где за варваром гонялась гигантская улитка! Все же истории о Конане лучше читать у последователей Говарда – Спрэга де Кампа и Лина Картера). Рассказы о Соломоне более зрелые и, помимо приключений, подчас затрагивают серьезные философские и религиозные темы, а также по традиции автора показывают душевно-психологический мир человека со всеми его противоречиями.
Сборник представляет собой не связанные напрямую рассказы о Соломоне Кейне. Некоторые из них, как можно догадаться, являют собой прямые продолжения друг друга (например, цикл о паломничестве в Африку), остальные – просто зарисовки событий, видимо, имевшие место до путешествия. Все перемешано, и хронологию можно восстановить лишь примерно, как и биографию героя. Все, что мы знаем о Соломоне Кейне, – это то, что герою доводилось жить в 16 веке (судя по косвенным отсылкам), быть капером и капитаном корабля, попасть в рабство на турецкую галеру и оказаться в застенках инквизиции. Скорее всего, именно последний факт открыл герою глаза на свое предназначение в жизни. Соломон Кейн становится Бичом Божьим и путешествует по миру, помогая попавшим в беду и искореняя зло. В тексте его еще называют рыцарем – отчасти потому, что герой ведет свой собственный крестовый поход, а отчасти из-за пробудившейся в нем памяти о прошлых жизнях.
Далеко не всем поначалу может понравиться религиозный фанатизм героя. Соломон Кейн ведет аскетичный образ жизни (его темная пуританская одежда начисто лишена украшений и даже шляпа не имеет модных в то время перьев), не проявляет видимого интереса к спасенным женщинам (Конан тут явно был сообразительней!), постоянно взывает к помощи Господа и делит мир на белое (то, что, как он считает, от Бога) и черное (соответственно, все, что не от Бога). Однако впоследствии, отправляясь в затерянные джунгли Африки, куда героя зовут голоса Древних Богов, и подружившись с колдуном Н’Лонгой, Соломон меняет свое мировоззрение. Герой знакомится с культурой забытых цивилизаций, убеждается в сложности и многоообразии мира, и, постигая его многовековую мудрость, получает в подарок от Н’Лонги могущественный жезл царя Соломона – своего тезки.
Вселенная Говарда совпадает с нашей – народы и континенты те же, многие мифические мотивы и создания уже хорошо известны, однако есть в переплетении существующего и выдуманного своя изюминка. Мрачность и подчас кровавость событий, опасные приключения, романтика неизведанного мира. Справляющийся как с негодяями, так и с потусторонними силами Соломон, однако, не выглядит неуязвимым. Его могут обмануть, серьезно ранить и, как следствие, надолго вывести из строя. В одном из рассказов он и вовсе из хозяина положения превращается в беспомощную игрушку жестокого народца, который держит его на золотой цепи и по праздникам, окуривая наркотическим дымом, заставляет предсказывать будущее. Сопереживание испытываешь, и истории приключений героя есть за что полюбить.
К своему удивлению, обнаружила в рассказах следы влияния другого писателя – близкого друга автора Говарда Филлипса Лавкрафта. Циклопические сооружения, Древние Боги, иные, древние расы и не имеющие облика аморфные чудовища... Не думала, что миры Конана и Ктулху могут органично сочетаться, но это так.
Как и у Лавкрафта, произведения Говарда страдают недостатками малой формы. Если у Лавкрафта из рассказа в рассказ кочуют перечисления одних и тех же книг – «Некрономикон» безумного араба аль Хазреда, «Тайные культы» барона фон Юнца и т.д., то у Говарда – это описания внешности Соломона. После третьего рассказа читать раз за разом о «высоком неулыбчивом незнакомце в черной пуританской одежде и шляпе без перьев» становится невыносимо. Действительно, кто бы это мог быть? Интрига!
Тем не менее, такие мелкие недостатки не критичны, и книга до сих пор остается прекрасным образцом приключенческого фэнтези.
Похожие статьи:
Рецензии → Отзыв на роман "Дракула бессмертен" Дейкра Стокера и Йена Холта
Рецензии → Паразиты ХЗ - рецензия
Рецензии → "Вторжение" - рецензия
Рецензии → Решать псам: рецензия
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв