Глава 6. Исламская астрология и Лунный дракон
Интригующее неопубликованное эссе Ананды К. Кумарасвами можно найти в Архиве Принстон в Нью-Джерси. Озаглавленное «Ранняя иконография Стрельца», оно содержит три рассмотренные по отдельности версии, которые я хотел бы соединить воедино. Предмет исследования Кумарасвами включает ссылки на нетипичную иконографию, имеющую отношение к той части неба, которая является домом Галактического Центра. Эти ссылки не были озвучены в самом тексте, хотя и подразумевались, но остались вне поля зрения. Я исследую подтексты этого эссе более подробно в главе 13, но здесь я хотел бы их просто отметить, так как они позволят мне обратиться к другой, очень значимой статье.
Эссе Кумарасвами отсылает к статье доктора Вилли Хартнера, опубликованной в 1938 году в сборнике «Ars Islamica». Это был весьма амбициозный поступок: 33-летний ученый издал новаторскую работу. Позднее (в 1971 г.), он стал президентом Международной академии истории науки и оставался им до своей смерти в 1978 г. «Псевдопланетарные точки пересечения лунной орбиты в иконографии индуизма и ислама» была посвящена Кумарасвами и его неопубликованному эссе, затем несколько раз переработана. После своего издания статья послужила основой для многих более прогрессивных истолкований данного вопроса. Я прочувствовал в работе Хартнера «красную нить» истины: расположение Галактического Центра было близко по градусам в звездном Зодиаке, в котором южная точка лунной орбиты (Кету в астрономии индуизма) была известна в традиционной астрологической схеме как в исламе, так и в Индии.
Узловые точки лунной орбиты являются позициями на небе, где пересекаются орбиты Солнца и Луны, и они являются указателями мест, в которых могут происходить затмения. В целом Солнце и Луна оба путешествуют вдоль эклиптики, но их орбиты слегка наклонены по отношению друг к другу. Если бы этого не было, мы наблюдали бы по два затмения в месяц. Хартнер отмечает эти неосязаемые точки орбиты как «псевдопланетарные», так как, хотя оба небесных тела не являются планетами в собственном смысле слова, они воспринимались именно так в астрономии арабов и индуизма. В астрологии индуизма они обожествляются как голова и хвост змее-дракона, и именуются — Раху и Кету. Обе они включены в ведический миф творения о Пахтании Млечного Океана. Раху изображается как чудовищная бесплотная голова, а Кету рисовали как завязанный в узел хвост рыбы или змеи. Точки лунной орбиты, как и любой планеты, ассоциировались со специфическим знаком Зодиака, который был известен как местожительство или дом планеты. Эти базовые точки указывают на зодиакальный знак, в котором влияние планеты является наибольшим. Так, мы имеем семь планет и две точки: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, северная точка и южная точка. В традиционной астрологии семь планет занимали семь домов или планет сознания, а вся концепция прямо относилась к семи чакрам — трудно уловимым энергетическим телам человека. Семь планет в альянсе со своими «домами» показаны на рис. 6.2. Заметим, что центральная ось определяет положения домов для каждой планеты: например, дома Венеры – Телец и Весы. Сатурн имеет «высший» дом в пике Козерога – Водолея, которые соотносятся с зимним солнцестоянием в древнем календаре. С развитием астрологической доктрины точки лунной орбиты были включены в эту схему, чтобы в комплексе имелось девять планетарных уровней.
Размещение домов является только одним из многих видов знаков, с которыми ассоциировалась каждая планета. Планета также имела позиции возвышения и ущерба, противоположные друг другу в Зодиаке. Пункт возвышения располагался там, где планета (или точка орбиты) максимально возвышалась, но схема идентификации этих пунктов была различна в зависимости от расположения домов. Модель, которая стала общей для астрологии индуизма, арабов и греков-эллинов, дает следующее соотношения возвышения планет:
Солнце 19 град. Овна
Луна 3 град. Тельца
Меркурий 15 град. Девы
Венера 27 град. Рыб
Марс 28 град. Козерога
Юпитер 15 град. Рака
Сатурн 21 град. Весов
Заметим, что остается пять знаков Зодиака, которым не соответствует возвышение ни одной планеты: Лев, Водолей, Близнецы, Стрелец и Скорпион; причем последние два являются «соседями» на небе. Фактически, пик между Стрельцом и Скорпионом, где находится Галактический Центр, точно указывается стрелой Стрельца и жалом Скорпиона. Как мы увидим, основные астрологические доктрины индуизма и ислама располагали знанием о возвышении южной точки лунной орбиты в Стрельце и северной точки – напротив, в Близнецах. Заметим также, что приведенная таблица указывает точный градус возвышения для каждой планеты. Эта характерная деталь помогала в древности обеспечить большую точность при составлении гороскопа. Основываясь на вышесказанном, мы можем теперь взглянуть на исследования и находки Хартнера.
В статье 1938 г. Хартнер идентифицировал «джазират» как арабский термин для обозначения южной точки лунной орбиты, относящийся к некоему небесному телу, называемому «восьмой планетой». Он обратил внимание на статью германского ученого Эрнста Хершфельда «Трон Хосрова» (1920 г.), где были опубликованы фотографии, касающиеся астрологической информации, найденной на колоннах великого моста, переброшенного через Тигр в иракском городе Джазират-ибн-Умар. Колонны моста, построенного в конце XII в., украшены скульптурами: на восьми парах колонн изображены символ планеты и знак Зодиака, в котором эта планета возвышается. В описании используется арабский термин «шарара» (на возвышении). Изображения достаточно традиционны и совпадают с моделью семи планет, изложенной выше, исключая Солнце, показанное со своим власти – Львом. Дополнительно также имеется восьмая пара на последней колонне, которая изображает южную точку орбиты Луны в Стрельце.
Слева мы видим лунного дракона или змею с завязанным в узел хвостом. Как и бог индуизма Кету, этот завязанный хвост змеи символизирует южную точку лунной орбиты. Для сравнения: северная лунная точка — Раху — обычно изображается как гримасничающее чудовище или голова дракона. В мифологии индуизма демон Раху потерял свою голову, потому что украл глоток нектара сомы. Разъединенный с телом навсегда, он стремится поглотить Солнце во время затмения. Между тем его хвост – Кету, южная точка – связан, что представляет собой точку пересечения лунной и солнечной плоскостей. Астрономически, эта точка пересечения указывает местоположения затмений и непрерывно движется назад через Зодиак, совершая полный оборот за 18,51 года.
Связанная в узел змея Кету соединена с астрологическим знаком Стрельца, подтверждающим ее место возвышения. Соответственно, северная точка будет возвышаться в противоположном знаке — Близнецах. Эта оппозиция соотносит ось Стрелец — Близнецы с осью Галактического Центра – Галактического Антицентра (далее ГЦ-ГА). Мы находим аналогичное расположение точек в других исламских источниках. Многое проясняющий турецкий астрологический манускрипт XVI в. в библиотеке Пирпонт Морган показывает возвышения головы и хвоста дракона затмений. Знаки обоих – Близнецов и Стрельца – также нарисованы.
Раху (северная точка) – голова, возвышающаяся в Близнецах в Галактическом Аницентре или месте расположения чакры венца. Кету, южная точка — хвост, возвышается в хвосте или корне оси галактического «дракона» — в Галактическом Центре в Стрельце.
Итак, у нас есть основные данные, что южная точка возвышалась в Стрельце. Но у нас также есть дополнительная информация, что южная точка возвышалась строго в 3 град. Стрельца. Хартнер сообщает, что манускрипты персов и индусов свидетельствуют о серьезном развитии астрономии: их авторы были в состоянии идентифицировать специфический градус возвышения для каждой планеты и лунной точки. В этом вопросе можно сослаться на работу великого арабского астронома Аль Бируни «Книга инструкций искусства астрономии в деталях» (написана около 1029 г. н.э.), на книги Абу Машара (автора «De magnis conjunctionibus», IX в. н.э.), и работы современных им и более поздних индийских астрономов индуизма. Галактический Центр также упоминается в этих доктринах (косвенно и достаточно невнятно): он предположительно расположен около 6 град. Стрельца в звездном Зодиаке!
Дополнительные данные помогают понять, что должна была символизировать ось лунных точек. На одной из шкатулок калам (начало XVIII в.) крышка украшена зодиакальным рядом.
Шкатулка калам сделана и украшена Махмудом ибн Сабкуром в 1212 г. н.э. И как много кельтских элементов мы находим в работе, выполненной персидским мастером! Классификация зодиакальных знаков выражена весьма интересными геометрическими соотношениями. Например, отметим, что Рак и Козерог находятся на противоположных сторонах крышки, а Близнецы и Стрелец лежат вдоль центральной горизонтальной оси. Хартнер делает упор на атипичной репрезентации знака Близнецов. Как и полагается, мы видим близнецов: но они размещены по обе стороны колонны, увенчанной головой. Этот посох с головой в Близнецах аналогичен чудовищной голове Раху в индийском рельефе освобождения Наваграха, также обсуждаемом в эссе Хартнера. Голова Раху, таким образом, указывает на Близнецов, как на знак возвышения головы дракона. Я должен также подчеркнуть, что вертикальный посох или ось, как символ Мировой Оси, обычно нацелен на Полярную Звезду, и, таким образом, ассоциируется с полярной осью. Здесь мы видим повсеместно распространенный символизм осей, но, кроме того, также обращение к оси, которая идет от Стрельца к Близнецам. Это обеспечивает данные для рассмотрения «сдвига» сознания древних времен от космологии полярно–центрированной оси к галактически–ориентированной. Знак Близнецов на шкатулке калам точно отображает ось галактической чакры, которая идет от основания Стрельца к венцу Близнецов: ось ГЦ-ГА.
Лучник — Стрелец на шкатулке калам также несколько атипичен: он стреляет в рот змееобразной фигуры, соединенной с его собственным хвостом. Это отражает одного из урабрасов, пожирающих собственный хвост, символ вечности и циклической природы времени. Можно также предположить, что это и символ темной трещины Млечного Пути в Стрельце – «рот», который соотносился с галактическим корнем или «хвостом».
Хвост и голова четко ассоциируются со Стрельцом и Близнецами, как с южной и северной точками лунной орбиты. Данная схема имеет древние корни, уходящие в Индию. Варахамихира, индийский астроном VI в. н.э., написавший «Врхатсамхита», обсуждал миф Раху-Кету в сочетании с лунными точками и теорией затмений. Рельефы Наваграха – скульптуры VIII-IX вв., изображающей семь планетарных божеств вместе с дополнительными восьмой и девятой «планетами» — лунными южной и северной точками, Кету и Раху. Мы видим справа голову чудовища – Раху и полурыбу-змею-дракона Кету с его спирально закрученным или связанным в узел хвостом. Спиральный хвост змеи отражает спиральную энергию змеи – кундалини – пребывающую в основании спинного хребта человека, готовую развернуться и стимулировать его духовный рост. Возвышение южной точки в 3 град. Стрельца – месте расположения Галактического Центра – обеспечивает контекстуальные данные для космологии «галактической чакры», которую мы исследуем в главе 23.
Согласно Хартнеру, в данном контексте присутствуют отсылки к древнегреческим лунным точкам, которые, через пятьдесят лет после Птолемея, около 230 г. н.э., Тертуллиан отметил терминами анабибазон и катабибазон (восходящая и нисходящая точки). Даже если это и так, лунный дракон имеет, конечно, восточное, а не греческое происхождение. Фактически, миф Раху-Кету полностью встроен в очень древний миф творения Вед, именуемый Пахтанием Млечного Океана, а это предполагает, что ведическое знание о точках лунной орбиты может уходить в глубину веков за тысячи лет до греков. Как мы увидим в части 3, древняя ведическая астрономия была действительно очень развитой.
Хартнер замечает, что информация о лунных точках была время от времени полностью изымаема из документов древними астрономами, которые помещали эти сведения в самые «укромные уголки» своих работ. Это могло быть связано с тем, по предположению Хартнера, что лунные точки не были широко признаны как «планеты» восьмая и девятая. Хартнер замечает после исследования достаточно затемненных работ Маймонида, что в XII в. «астрологическая доктрина Джаузахра (южной точки) стала, без сомнения, общеизвестна, но использовалась только посвященными, и являлась секретной; так что даже столь эрудированный ученый, как Маймонид, мог только строить догадки об этом». Основание для этого может быть одно: ассоциируясь с более высокими точками небесной сферы, чем седьмая планета — Сатурн, точки лунной орбиты, возможно, несли скрытое, эзотерически охраняемое знание. Наши данные о возвышении южной точки в Стрельце также уточнены – точка расположена именно в 3 град. Стрельца. Могло ли это быть рассмотрением плоскости галактики, видимой только высоко посвященными, словно «по ту сторону» дома Сатурна, который для греков был только путем через гору Олимп? Итак, «планеты» восемь и девять в 3 град. Сатурна и 3 град. Близнецов были расположены прямо на плоскости галактики.
Хотя доктрина точек могла быть скрыта как эзотерическое знание, она была все-таки недоработана: возвышения точки лунной орбиты в 3 град. Стрельца оставалось постоянным 800 лет, с начала IX в. (см. работы Абу Машара) вплоть до полностью переведенной и напечатанной его работы в XVI в., где изображен лунный дракон. Я добавил точные градусы пересекающихся кругов, так как это знание уже существовало во времена Абу Машара, а также чтобы показать, что 3 град. Стрельца очень близок к месту, где расположена точка пересечения затмения–галактики, которая также близка к Галактическому Центру. Возможно, что пересекающиеся круги могут быть прочитаны на двух уровнях: пересечение на плоскости солнечной и лунной орбит, которое определяет лунные точки; кроме того, пересечение галактической и планетарной плоскостей (галактический экватор и затмение), которые определяют ось Галактический Центр – Галактический Антицентр. Хартнер не упоминает об этой связи между расположением южной точки в 3 град. Стрельца и галактической точки. Информация в персидском манускрипте «Бундахишн», однако, указывает на знание об этом астрономическом явлении. Отрывок из этого текста IX в. говорит нам: «(точка) Дракона стояла в середине неба как змея, его голова – в Двух Рисунках (Близнецы), и его хвост в Центавре (Стрельце), так что постоянно между ее головой и хвостом было шесть созвездий». Можно выдвинуть предположение, что змея «стоит» на своем хвосте, как это делают змеи индийских заклинателей. Если так, тогда «Бундахишн» объясняет, что нодальная змея стоит «в центре неба», в Стрельце, и идентифицирует район Галактического Центра как «середину неба». Другая цитата из «Бундахишн» удивительно четко сочетается с вышесказанным: «Это отметка в небе, которую называют Млечным Путем, — «бриллиант» (нодального) Дракона; змея, являющаяся небесным сводом». Это означает, что Млечный Путь – «бриллиант»/отблеск, видимый знак неуловимой или невидимой нодальной змеи. Это действительно может быть так, но только в случае, если они расположены в центре, друг на друге, так сказать, с хвостом нодальной змеи, размещенным на перекрестке Млечного Пути и затмения в Стрельце.
Основываясь на этих данных, можем ли мы рассматривать альянс точек орбит Солнца и Луны с точками нашей галактики и солнечной системы как случайное совпадение? Это могло бы выглядеть совпадением, и мы могли бы найти оправдание в предположении, что данные астрологические системы создавались людьми, полагавшими, что Галактический Центр есть хвост нереальной змеи или дракона, и что сближать эти точки надо как можно более осторожно. Вторая причина: точки лунной орбиты сдвигаются назад через Зодиак из-за явления прецессии, и, таким образом, их могли метафорически сравнивать с прецессией равноденствий и солнцестояний.
Пересечение лунной, солнечной и галактической плоскостей однозначно видно слабее, но наиболее поразителен факт, что возвышение южной точки лежит в точке пересечения плоскости галактики с местом затмений в раннем Стрельце, в нескольких градусах от Галактического Центра. Иконография хвоста дракона комбинировалась с небесным расположением, порождающим полный комплекс метафизических концепций, относящихся к кундалини: сила змеи развития размещалась в корневой чакре человека. В макрокосме сила змеи приходит из космического истока и центра, где бы мы ни решили его разместить. Здесь мы снова возвращаемся к принципу «что вверху, то и внизу», так как человеческая духовная анатомия есть отражение микрокосма универсума на галактическом уровне!
Хартнер цитирует источники, показывающие, что в некоторых системах хвост дракона (Кету) возвышался не в Стрельце, а в Близнецах. Может ли быть, что джаузахр возвышался в Стрельце и был на самом деле головой дракона, Раху, а не его хвостом? Возможно. Нам следует воспринимать небесные объекты в зависимости от угла рассмотрения. Вспоминая ассоциацию темной трещины с драконьей пастью в иконографии майя, можно изначально увидеть голову нодального дракона в Стрельце. Именно это мы и находим, как минимум, в одном источнике, цитируемом Хартнером; но «хвост в Стрельце» лучше видим в модели галактической чакры, чем Галактический Центр как корень (муладхара) и Плеяды (в Тельце – Близнецах) как венец (сахасрара). Кроме того, мы можем увидеть, что лежащие на поверхности символы уходят на тысячелетия назад к предыдущим альянсам прецессии, как фрагментированные пережитки более ранних космоконцепций. Таким образом, приоритет расположения хвоста и головы — Кету и Раху, который нашел Хартнер, является наиболее подходящим для дальнейших перспектив в исследованиях.
Мы можем также предположить, что противоположный символизм, как и все места расположения точек, мог быть картографирован в ином направлении. Космическое древо часто изображается перевернутым: например, корни, растущие из небесного центра, а не вверх из земли. Мы еще придем к данным, подтверждающим, что хвост нодального дракона мыслился как возвышающийся в 3 град. Стрельца, то есть в Галактическом Центре.
Следует подчеркнуть, что лунные точки (сформированные пересечением двух орбитальных кругов) и Галактический Центр (разделенный на два разных орбитальных круга) в основном сопоставимы в пространстве. В арабских астрологических манускриптах, исследованных Хартнером, южная точка лунной орбиты возвышается в 3 град. Стрельца, который в основном совпадает с точкой пересечения плоскости галактики с местом затмений. Трудно предположить, что это — простое совпадение. Но можно принять это совпадение, как возможность.
Если южная точка лунной орбиты наиболее возвышена именно тогда, когда она находится в альянсе с галактической точкой – тогда космологическое измерение в альянсе, который объединяет плоскости Солнца, Луны, солнечной системы и галактики, указывает на большие циклы времени. Затмения в альянсе с осью Галактический Центр – Галактический Антицентр будут происходить каждые 9,25 года. В те времена места расположения Солнца и Луны будут идентифицироваться с высшей оппозицией между Галактическим Центром и Галактическим Антицентром. Ассоциации апокалипсиса, отмеченные Хартнером (например, Откровение Св. Иоанна Богослова), относятся именно к каждому, наиболее редкому случаю сдвига даты небесных затмений в альянс с Галактическим центром, а в нашу, нынешнюю, эру, затмения в солнцестояния будут происходить в альянсе с осью Галактического Центра – Галактического Антицентра. Что еще, кроме этого, может определять нашу эру, как наиболее астрономически редкую и необычную? Затмение в солнцестояние 21 июня 2001 было недавней эмпирической унификацией сразу нескольких планов Луны, Солнца и галактики, что случается примерно раз в 12000 лет. В этот день Кету — хвост лунного дракона – на возвышении «сел» на хвост галактической змеи, пока солнце делало свой оборот в день солнцестояния.
Равноденственно–галактический альянс был рассчитан обсерваторией Наваль ВМФ (США), как долженствующий произойти в конце 1998 г. А если затмение отражают более «скоростную» «вторую стрелку» прецессионных часов, тогда 2001 г., как предвидел Стенли Кубрик в фильме «2001: космическая одиссея», мог стать «спусковым крючком» для появления некоего действительно странного явления в нашем историческом опыте. Я не представляю, что мир придет к своему концу, но редкость, с которой происходит галактический альянс, должна все-таки обеспечить нам некую паузу.
Это означает, что очень древняя доктрина, имеющая отношение к сдвиганию точек весеннего равноденствия из-за прецессии, была позднее отражена в нодальных «планетах» Раху и Кету, продолжив таким способом ряд апокалипсических образов, как наиболее сильно пробуждающих лучшие чувства человечества. Наконец мы с уверенностью можем сказать, что Стрелец – именно 3 град. Стрельца в древних исламских источниках – есть местоположение некоего объекта, настолько удивительного, что его веками хранили в секрете. Статья Хартнера дает все, что нужно, чтобы включить исламскую космологию в растущий список традиций, которые использовали Галактический Центр – и альянс с ним – в своих эзотерических доктринах.
Похожие статьи:
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Введение. Глава 1.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 3.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 2.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 4.
Обзоры → ВОРОН Эдгара Аллана По