О летописи космических путешествий (сквозь века, от мечты к реальности) - книге Рона Миллера «Космические корабли: иллюстрированная история – реальная и воображаемая». И о том, чем космонавтика отличается от прочих наук.
Вольное переложение статьи Райана П.Смита.
Оригинал можно посмотреть здесь
Превращение космических полетов из мечты в реальность – это воплощение человеческого безрассудства, триумф воли, настойчивости и интеллекта. Имена пионеров освоения межзвездных пространств – Юрий Гагарин, Нил Армстронг и Салли Райд – навсегда останутся в памяти человечества. Влияние свершений первопроходцев космоса на всемирную историю столь же значимо и вечно, как следы астронавтов «Аполлона» на пустынной поверхности Луны.
Возможно, еще более впечатляющим, чем достижения космонавтики в период холодной войны, можно назвать тот долгий и извилистый путь, который мы – люди – прошли как биологический вид, чтобы добиться этого результата. Так полагает художник Рон Миллер – давно и прочно «подсевший» на всё, связанное с космосом и ракетами, и какое-то время работавший директором по художественному оформлению в планетарии Национального Музея Воздуха и Космоса (Вашингтон, округ Колумбия).
Только что опубликованная книга Миллера «Космические корабли: иллюстрированная история – реальная и воображаемая» - это эпическая песнь о поиске, исследовательском азарте, тоске по звездам, мечтах, живших в душах людей на протяжении долгих веков. В богато иллюстрированном издании тщательно отражены переломные моменты технологического прогресса. Но основная цель книги иная: автор хотел показать читателю прежде всего мечтателей и фантазеров, а не ученых.
«Я думаю, что космонавтика – возможно, одна из немногих наук, «выросших» из искусства, - говорил мне Миллер во время недавнего интервью. – Константин Циолковский и Роберд Годдард – ключевые фигуры в развитии физики ракетостроения, - могли бы стать продавцами обуви, если бы не читали в детстве Жюль Верна».
На самом деле Верн - автор XIX века, известный, прежде всего, как создатель ставших классикой «20 тысяч лье под водой» и «80 дней вокруг света», - не последняя пешка на поле шахматной игры «Даешь лучшее описание космического корабля». Этот француз обладал редким даром пробуждать авантюрную жилку в читателях, а его содержащий оригинальные, казавшиеся в те времена почти научными идеи роман «С Земли на Луну» (1865 г.) пробудил в головах мечтателей самые безумные фантазии.
Основываясь на теориях, когда-то разработанных сэром Исааком Ньютоном, Верн описал баллистическую модель космического корабля, выстреливаемого из пушки с Земли на Луну со скоростью, достаточной, чтобы преодолеть силу земного притяжения и долететь до спутника. Как предполагал писатель, на борту ракеты будет находиться система навигации, контролирующая точность маршрута. То, что такое космическое судно сможет двигаться даже в вакууме, по тем временам было очень смелым, более того, шокирующим заявлением. Между тем, позднее именно эта «фантазия» писателя легла в основу технологических разработок конструкции космических кораблей.
Однако, Жюля Верна можно назвать лишь «верхушкой» изучаемого айсберга (да простится переводчику сия неопрятная метафора автора).
Еще в те дни, когда Галилей наблюдал в телескоп небесные тела и открыл, что планеты, движущиеся по небу, не являются «странствующими» звездами, как полагали раньше, но представляют собой миры «в себе», не столь уж отличающиеся от нашего собственного: с тех самых пор, как полагает Миллер, на протяжении веков люди мечтали о том, чтобы подняться с поверхности Земли и приблизиться к другим планетам.
Самыми чарующими современники сочли наброски Луны, сделанные великим итальянцем. В числе прочих эти рисунки были опубликованы в «Sidereus Nuncius – Звездном глашатае».
Далекие от идеала, технически несложные иллюстрации Галилея показали, что собой представляет Луна: изрезанная шрамами, покрытая рябинами, как лицо переболевшего оспой, имеющая неоднородную поверхность. Казалось, что спутник, подобно Земле, испорчен, населен, лишен первозданной чистоты. Кем? Конечно же, человеком. Ушел в прошлое миф о дивном, ровном белом диске, что сияет в ночном небе. То, что казалось правдой, стало легендой. Но вместо нее родилась новая: люди решили, что и этот, поначалу казавшийся чуждым пейзаж, не столь уж далекий от земных садов и двориков, тоже может быть волнующим и влекущим.
С тех самых пор, во многом благодаря трудам писателей и художников, чудеса космоса и его секреты стали источником неувядающего вдохновения для землян. Семена упали в благоприятную почву: мечты людей о межзвездных путешествиях стали фундаментом для развития космонавтики.
«Космонавтика имеет действительно долгую историю, - говорит Миллер. – Много самых разных факторов способствовали появлению первого космического корабля, в том числе разработка и создание воздушных шаров, способных подниматься до границ стратосферы, конструирование подводных лодок». Первые технологии были в какой-то мере фантастическими: они рождались в пламени творческого вдохновения, топливом служили идеи, позаимствованные из художественных произведений. Первые чертежи рисовались теми же чернилами, которыми записывали свои романы фантасты (да простят меня читатели и за эти метафоры).
«Космонавтика - комбинация искусства и науки, - полагает Миллер. – Это в чистом виде симбиотические отношения».
Собирая для книги истории о тех, кто со времен Галилея и до наших дней «хранил живое пламя», - Миллер хотел уделить большее внимание самым ярким представителям многовековой традиции мечтателей о звездах: тем, кто, по мнению автора, незаслуженно забыт официальной историей и редко упоминается в сказаниях и легендах, тем, о ком, по его словам, «не всегда говорят и в сносках».
Одной из таких значительных фигур был Макс Вэльер - бесстрашный экспериментатор, удивлявший не только коллег, но и «простых смертных» своими работами в области ракетостроения в начале ХХ века. Ученый и инженер, он трагически погиб во время взрыва в возрасте тридцати пяти лет. Вэльер заслуживает признания, считает Миллер. «Этот человек читал лекции, публиковал научно-популярные книги, и во многом благодаря его трудам ракетостроение получило значительную поддержку от власть и деньги имущих».
По мнению Миллера, было бы большим упущением оставить «за бортом» космолета этого отважного экспериментатора лишь на том основании, что он не изобрел никакой принципиально новой технологии и не придумал бесценного уравнения. Поступить так, по словам автора книги, «более чем несправедливо».
Благодаря усилиям Вэльера и других энтузиастов - Дон Кихотов космоса – начиная с художника Челси Боунстелла и заканчивая «космодевочками» лаборатории Jet Propulsion (НАСА) в Южной Калифорнии – мечта о космических полетах пережила две мировые войны и глобальные экономические потрясения. В 1950-60-е гг. космонавтика достигла своего высочайшего расцвета.
«В те десятилетия в Америке, - с нескрываемой ностальгией говорит Миллер, - всё оформлялось в виде космических ракет или украшалось их изображениями». В книге очень много иллюстраций, подтверждающих «одержимость» людей космосом: от простеньких комиксов и настольных игр до детских моделей и фотографий с радио- и теле-шоу.
Великолепная «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика стала бесспорной жемчужиной популярной культуры того периода. Никогда раньше кинематографисты не обращались к теме космических путешествий с таким уважением к идее, с таким вниманием к деталям и пониманием красоты концепции космических путешествий.
«Раньше такого не было. Никогда! - подчеркивает Миллер. – Этот фильм был действительно потрясающим; он буквально завораживал и подавлял». Студент колледжа и поклонник НФ Рон, как он сам позднее признавался, 28 раз посмотрел фильм. Впрочем, надо думать, не он один. В те времена многие мечтали покинуть Землю и увидеть планету в зеркале заднего вида.
В апреле 1968 г., когда вышла «Космическая Одиссея», эта мечта была тем более увлекательна, что казалась почти реальностью.
В конце того же года (не забывайте, что СССР и США уже вступили в эпоху «холодной войны») ученые вспомнили и «реанимировали» элегантную красавицу ракету V-2 – разработанная Вернером фон Брауном, эта милашка изначально была призвана поставить на колени всех врагов немецкой нации, но стала прототипом мирного «оружия», с помощью которого человечество надеялось победить бескрайние космические просторы.
Орбитальные полеты астронавтов США и советских космонавтов – стали лучшим доказательством того, что путешествия за пределы Земли перестали быть мечтой. И уже не казались смешными или фантастическими слова Джона Кеннеди о полетах на Луну.
По словам Миллера, космонавтика, как наука, в те времена «стартовала с разбега и взлетела». Гигантский, ошеломляющий прыжок за пределы земной атмосферы, совершенный в 60-е гг., был лишь завершающим восклицательным знаком в предложении из тысяч коротких слов, произнесенных мечтателями прошедших столетий.
«НФ и литература, искусство и наука писали эту историю и шли по этому пути вместе, - говори Миллер. – И путь этот был действительно уникален. Сколько бы вы ни искали, вы не найдете другой науки, развивавшейся так же».
«Космические корабли» - это не каталог устаревших технологий и безделушек поп-культуры. Это сверкание вечных, прекрасных и волнующих идей, которые вели людей сквозь века дорогами мечты и помогли сделать космические полеты реальностью.
Иллюстрация: Взгляд в будущее (картина-предвидение) американского художника Челси Боунстелла, вдохновлявшегося достижениями космонавтики.
Похожие статьи:
Рассказы → Песочный человек
Рассказы → "Генезис"
Статьи → Искусственная Луна
Рассказы → Спиридонов и "тролли". Часть 1
Рассказы → Спиридонов и "тролли". Часть 2