1W

Пять знаковых фильмов студии Ghibli

в выпуске 2018/02/22
6 января 2018 - DaraFromChaos
article12276.jpg

По материалам статьи. Автор: Джаспер Шарп

В честь дня рождения великого волшебника Хаяо-сама.

 

Мой сосед Тоторо (1988)

Студия Ghibli была основана после успеха мультфильма «Навсикая: Долина ветров» (1984) специально для работы над проектом Хаяо Миядзаки по роману Джонатана Свифта – «Лапута: Замок в небе» (1986). Но реальность внесла поправки. В этой студии был создан мультфильм (совместно с Исао Такахатой) «Могила светлячков», который стал еще одним камешком в фундаменте прекрасного Дома Японской мультипликации.

По иронии судьбы в то время «Тоторо» считался «младшим братцем» - менее любимым и – в будущем – менее успешным.

Тем не менее, трогательная история двух сестер, вместе с отцом переехавших в старый деревенский дом - поближе к больнице, где лежит мама, - стала классикой. Мультфильм, несмотря на всю его кажущуюся наивность, сохраняет свою прелесть, доброту и по-прежнему радует детей. «Мой сосед Тоторо», пожалуй, самое личное творение Миядзаки: создавая этот фильм, Хаяо-сан вспоминал свою маму, страдавшую от туберкулеза.

Мир, полный чудес и фантастических существ, открывается сестрам в старом доме – мир, видимый только детям.

Запомнилось: поездка в кошачьем автобусе.

Критики говорят: «Великолепно прорисованные визуальные детали и точно рассчитанный темп повествования идеально передают детскую увлеченность новым домом и природой». Кейт Стейблз, Total Film

 

Могила светлячков (1988)

Страшные дни Второй Мировой. Брат и сестра, пытающиеся выжить: их дом разрушен, мама погибла.

Исао Такахата создал мультфильм по мотивам романа местами автобиографичного Акиюки Носака (в Японии «Могила светлячков» входит в школьную программу).

Создатели фильма никого не осуждают и не оправдывают. Они просто показывают невинных детей, вынужденных выживать в страшное время и бороться с превосходящими детские (да и взрослые) возможности силами.

Жуткие кадры (черный дождь после ядерного взрыва; диковатая фигура, восклицающая: «Да здравствует император!» - на улице, заваленной трупами) не доминируют, но компенсируются светлыми эпизодами.

Как бы то ни было, это один из самых сильных антивоенных фильмов в истории кинематографа.

Запомнилось: точность и подробность деталей при прорисовке разрушений.

Критики говорят: «…эмоциональный опыт, настолько сильный, что заставляет переосмыслить восприятие анимации в целом». Роджер Эберт, rogerebert.com

 

Только вчера (Omoide poro-poro, 1991)

Такахата снова возвращается к своей любимой теме - ностальгии по 60-м – в форме воспоминаний молодой офисной дамы, размышляющей о событии, изменившем всю ее жизнь.

Таэко решила провести летний отпуск на ферме в Ямагате – и вернулась к воспоминаниям детства. Нарисованные сепией и туманом, картины прошлого становятся все ярче и живее, чему в немалой степени способствует время, проведенное с кузеном Тосио. У зрителя все чаще возникает ощущение, что воспоминания смогут вернуть Таэко радость жизни.

Один из наименее известных фильмов Ghibli, «Только вчера» наполнен ностальгией о давно ушедших днях. Эта работа близка старшему поколению, тем, кто помнит, как в 1966 году в Токио приезжали «Битлз», как интересно было в первый раз выбирать экзотический фрукт – ананас, какими были юношеские и девичьи романы. Воспоминания сменяются картинами нынешней жизни, почти документальными кадрами, посвященными семье в современной Японии.

Запомнилось: ностальгия по Японии 60-х.

Критики говорят: «Длинные, светлые пасторальные кадры дают нам возможность увидеть японские пейзажи, в то время как бытовые сцены прекрасно проработаны и напоминают стиль Ясудзиро Озу». Ребекка Дэвис, film4.com

 

Шепот сердца (1995)

Трогательная история о погруженной в книжки, обитающей в мире фантазий, одинокой в толпе 14-летней девочке и ее приятеле – однокласснике, которого школьница раньше попросту не замечала.

Волшебный, наполненный магией Ghibli фильм, в котором действие разворачивается одновременно в реальности и в девичьих фантазиях, а безответная любовь становится стимулом к творчеству.

Мультфильм стал первым проектом, созданным без режиссуры Такахаты и Миядзаки (хотя Хаяо-сан и адаптировал мангу Аои Хийраги для сценария). Это также первая японская работа в формате Dolby Stereo. Как и в «Океанских волнах» (телевизионном проекте 1993 г. Томоми Мотидзуки), действие «Шепота сердца» разворачивается в реальных, узнаваемых местах – пригороде Тама. В то же время мир воображения, куда переносится девочка в своих фантазиях, - «приготовлен» известным «шеф-поваром» вселенных – Хаяо Миядзаки.

К сожалению, сотрудничество режиссера Йосифуми Кондо со студией Ghibli было недолгим: он умер в 1998 г. в возрасте 47 лет. Проект Кондо-сан «Возвращение кошек» (2001) был доработан и выпущен режиссером Хироюки Морита и стал первым мультфильмом Ghibli, созданным не Миядзаки, но получившим известность во всем мире.

Запомнилось: новая версия «Country Road» Джона Денвера.

Критики говорят: «Работы студии Ghibli всегда отличались реалистичностью фантастики, но в «Шепоте сердца» Кондо и Миядзаки сумели преобразить повседневную реальность в фантастику». Ноэль Мюррей, AVclub.com

 

Унесенные призраками (2001)

Миядзаки-сама возвращается к милому сюрреализму детских классиков, «Алисе в стране Чудес» и «Волшебнику из страны Оз», создает барочные визуальные эффекты и рисует оживший шепот мечты, воссоздавая миры воображения в стиле традиционной японской иконографии.

Главная героиня истории – десятилетняя Тихиро – попадает в мир, населенный древними божествами. Здесь ее зовут Сэн – чтение «он» первого иероглифа имени девочки. Новое имя, согласно мифологическим традициям, - это еще и новая личность, новая жизнь.

Можете не соглашаться, но с нашей точки зрения, это лучший японский рисованный фильм, заслуженно прославленный и получивший множество наград. Успех «Унесенных призраками» (а вместе с ним и студии Ghibli, и режиссера) закономерен: только Миядзаки способен создать одновременно странную, загадочную и в то же время знакомую сказку, где фантастика – лишь фантик, под которым скрываются миры человеческой души.

Запомнилось: парад духов и демонов перед входом в преисподнюю.

Критики говорят: «Удивительный, потрясающий фильм, в котором сплетены воедино фантазии галлюцинаций и глубочайшие человеческие и психологические переживания». Питер Брэдшоу, The Guardian

Похожие статьи:

ОбзорыМагия Хаяо Миядзаки

Рейтинг: +12 Голосов: 12 2031 просмотр
Нравится
Комментарии (27)
DaraFromChaos # 6 января 2018 в 16:29 +2
мы с планшетом, как обычно, будем признательны за ошепятки :)
Анна Гале # 6 января 2018 в 16:35 +2
Ну тады ловите ошепятки - первое предложение в описании "Шепота сердца" smile
DaraFromChaos # 6 января 2018 в 17:05 +2
спасибо, Анют love
Игорь Колесников # 6 января 2018 в 16:38 +2
Хм...
А где же "Ходячий замок"?
DaraFromChaos # 6 января 2018 в 17:06 +2
вопрос не ко мне
Игорь Колесников # 6 января 2018 в 17:21 +2
Конечно.
Вопрос риторический.
Ворона # 6 января 2018 в 18:20 +1
«Только вчера» наполнен ностальгией и давно ушедших днях."- вот вам ошепятк.
Про Миядзаку сказать мне нечего, кроме одного: не знаю и, достаточно редкий случай, не сожалею об этом. Возможно, мне очень сильно не повезло, но самым первым увидела Рыбку Поньо на утёсе, и закономерно он стал и последним, убеждена, что это даже не заливная рыба, а просто sad По сю пору как вспомнятся птичьи лапки этой рыбки...
Узнав, что это венецианский Золотой лев и та туча прочих высоких наград, поняла, что никогда этого не пойму. Ну и ладно тогда smile
DaraFromChaos # 6 января 2018 в 18:22 +2
фломастеры - они такие разные :)
я Миядхзаки люблю :)

спасибо, ща поправим
Игорь Колесников # 6 января 2018 в 19:31 +1
Да, "Рыбка" - она такая... на любителя. shock
И по первости может и пагубно повлиять на дальнейший интерес.
Я её уже для коллекции взял, поэтому просто пожал плечами.
0 # 6 января 2018 в 20:35 +2
только Миядзаки способен создать одновременно странную, загадочную и в то же время знакомую сказку, где фантастика – лишь фантик, под которым скрываются миры человеческой души.
!!! да-да-да, и он уникален.
DaraFromChaos # 6 января 2018 в 20:39 +2
да-да-да!!!
и я, и я любить Хаяо-сама!
обнимашки!
""
Чертова Елена # 6 января 2018 в 20:59 +2
love обожаю его мультики)))
DaraFromChaos # 6 января 2018 в 21:18 +2
и я!
Мария Костылева # 8 января 2018 в 17:58 +2
Думала, чой-то мне ещё не хватает для счастья...
А это я "Унесённых призраками" давно не пересматривала love
DaraFromChaos # 8 января 2018 в 19:02 +1
Вперед :)
Сергей "Railgun" Булгаков # 8 января 2018 в 18:06 +4
"Могилу светлячков" не смотрел. Спасибо за наводку. А другие мульты шикарны. Моим первым фильмом Миядзаки был "Принцесса Мононоке"... Так мне там кабанов было жалко, когда они фактически на убой шли . Мелким аж плакал. Мне ещё у Макото Синкая нравятся работы, но Миядзаки опытнее и круче.
DaraFromChaos # 8 января 2018 в 19:02 +2
Не, я только Миядзаки люблю )))
Вот такое я хрю-хрю
Amateur # 24 февраля 2018 в 10:40 +3
а я тут новость услышала...
это, конечно, только ученик Миядзаки, но все же выглядит все достойно)
Мэри и ведьмин цветок
DaraFromChaos # 24 февраля 2018 в 12:36 +1
красиво :)
надо будет глянуть
Чалис # 24 февраля 2018 в 13:29 +1
Да, я тоже хочу
Чалис # 24 февраля 2018 в 13:33 +1
Великого с днем рождения! Мне кажется однажды он уйдет от нас рисуя очередную историю...
Как прекрасна "Могила"... нет слов, чтобы описать всю ту бурю эмоций, что она вызвала.
Чет не поняла, а где Навсикая? Где Мононоке? Где мой любимый Хаул?
DaraFromChaos # 24 февраля 2018 в 13:35 +1
Алис, выбирала не я :)
каждому зрителю - по любимому фломастеру love
Чалис # 24 февраля 2018 в 14:31 +2
Ох, это точно.
А вообще, вот бы как-нибудь про Синкая написать. Я не помню, тут были про его творчество статьи или обзоры?
DaraFromChaos # 24 февраля 2018 в 14:32 +2
по-моему, нет :)
пиши. с удовольствием почитаем dance
Константин Чихунов # 26 февраля 2018 в 16:57 +2
Я тоже могилу светлячков не видел. Надо исправить это упущение.
DaraFromChaos # 26 февраля 2018 в 17:00 +1
Хорошего просмотра love
DaraFromChaos # 26 февраля 2018 в 17:05 +1
Эхххх, юдзин-сама...
Сейчас просмотрела, три таких некрасивых ляпа невычитанных нашла. Что ж никто не сказал-то?
Хнык...
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев