Непарадный парусный флот 1
Автор
|
+3↑ Голосов: 3 |
Начинаю подброку материалов по парусному флоту в целях освещения бытовых непарадных реалий в помощь авторам пишущим по теме. За информацию спасибо Сергею Махову, чьи посты из ЖЖ я здесь для начала и выкладываю. Они отрывистые, но дают некоторое представление о реалиях парусного флота и могут послужить отправной точкой в дальнейшем копании авторов в подробностях, если им это будет нужно и интересно.
Про цингу и витамины. А заодно и продукты и напитки, которые непосредственно с этим связаны...
[cut="овитаминиться"]
В 1794 году британский адмирал Рейнер прибыл в Ост-Индию с 64-пушечным "Саффолк", Там к нему присоединились 50-пушечный "Сенчурион", 44-пушечный "Дайомед" и 18-пушечный шлюп "Хобарт". Эскадра сначала отплыла к Тринкомали (Цейлон), а потом высадила десант на Моллукских островах. Были захвачены гигантские ценности - 515 940 фунтов гвоздики, 84 777 фунтов мускатного ореха, 19 587 фунтов других пряностей, почти 150 тысяч песо в серебряных ефимках. Каждый капитан экспедиции получил потом примерно по 15 тысяч фунтов призовых.
Но речь наша не об этом. Дело в том, что "Саффолк" входил в программу Sick and Hurt (недуги и болезни), и в течение всего плавания снабжался лимонным соком для проверки - предотвращают ли цитрусовые цингу. Еще в далеком 1734 году Джемс Линд писал в своем трактате "Заметки о цинге": "цинга проистекает исключительно вследствие недостатка в питании свежих овощей, фруктов и зелени. Именно это и является основной причиной заболевания." Инициатором введения в рацион лимонного сока стал доктор Вест-Индской эскадры Гилберт Блейн. В 1779 году он с согласия адмирала Роднея приказал добавлять в грог по 2/3 унции лимонного сока на порцию. В результате эпидемии цинги на эскадре не возникло. Но Родней действовал в архипелаге Карибского моря, где множество островов, и варианты пополнения провизии есть всегда, поэтому к мнению Блейна не прислушались. Споры разгорелись не только на кораблях, но и в ученых кабинетах Лондона и портовых городов.
В 1785 году Блейн стал личным врачом Георга IV, а позже - Вильгельма IV, и по сути именно с помощью своего авторитета продавил перед военно-морским медицинским советом постановку эксперимента - эскадра "Саффолка" 23 недели получала лимонный сок вместе с грогом. На борту находились оба комиссионера морской медицинской службы Роял Неви, которые раз в неделю производили осмотр матросов и офицеров, а так же фиксировали состояние зубов и полости рта.
Результаты были ошеломляющими - не возникла вообще! А ведь это был настоящий бич моряков на протяжении трех столетий парусного флота. Напомню, что смертность от цинги превышала смертность от дизентерии и лихорадки вместе взятых! До Блейна считалось, что цинга возникает от сидячего и лежачего образа жизни, поэтому больных скорбутом заставляли... бегать с ядром по палубе, чтобы разогнать кровь. Во второй половине XVIII века спасением стала квашенная капуста, но вот проблемы ее хранения и очень специфический вкус были довольно большим препятствием. Добавление же в грог лимонного сока (то есть теперь со столь любимым моряками алкоголем они получали суточную дозу витамина С) стало элегантным и полным решением проблемы, более того - сильно улучшился запах грога, который до лимона был... сильно специфическим. Довольны были и врачи, и моряки, и коки.
Грог
Состав:
2 кусочка сахара,
кипяток,
50 мл темного рома.
Сок половинки выжатого лимона
Приготовление: В стакан (70 гр) положите кусочки сахара, опустите чайную ложку и до половины наполните кипятком. Помешивая, растворите сахар и налейте ром. Добавьте сок лимона.
* * *
Несколько вопросов мы не затронули. Например - а как хранили лимоны в плаваниях?
Абсолютно грамотный вопрос. Кстати, именно его противники "лимонной темы" раз за разом задавали Блейну и комиссионерам. Помучиться с решением этого вопроса пришлось 5 лет, сразу после того, как было принято решение, что снабжение флота лимонами - необходимо. Получалось так, что в дальних плаваниях приходилось выкидывать до 2/3 запасов цитрусовых, и это, конечно же, сильно не нравилось провиантским службам Роял Неви. Решили вопрос чисто по-английски, в традициях королевского флота - лимоны, начали... солить! Бинго!
Причем солили их... в лимонном соке..)))) Если покопаться по кулинарным сайтам, вполне можно найти что-то типа такого рецепта:
4 лимона;
4 ст.л. крупной морской соли;
сок 4 лимонов.
Помойте и хорошо потрите кожуру лимонов, чтобы снять восковой налет, если он используется для хранения. Разрежьте лимоны на четвертинки вертикально, но не разрезайте до конца (у вас получится как бы цветочек).
Насыпьте в середину лимона соль и плотно прижмите створки. Сложите лимоны в чистую стерилизованную банку, плотно набив банку. Закройте банку крышкой и оставьте на 3-4 дня.
За это время лимоны слегка размягчатся и выпустят достаточно сока. Откройте банку, сильно прижмите лимоны и залейте свежим лимонным соком, чтобы покрыть все лимоны.
В таком виде лимоны должны стоять в холодном месте в течение 1 месяца. Чем дольше они будут стоять, тем вкуснее будут. Если лимоны не будут полностью покрыты соком, может образоваться плесень.
Как было сказано, использовать нужно только кожицу лимонов, освободив их от оставшейся мякоти и промыв под струей воды, чтобы убрать лишнюю соль.
Как видите - все достаточно просто. Это дало возможность поставлять на флот лимоны в бочках, не боясь, что они пропадут.
Сказав А - надо сказать и Б.
Французы (а вслед за ними и испанцы) - нация ученых - нашли совершенно другое решение для цитрусовых. Было замечено, что цитрусовые часто портятся из-за контакта друг с другом, поэтому было предложено заворачивать каждый фрукт в бумагу. Да, это был трудоемкий процесс, но в этом случае сохранность по времени возрастала в 3 раза. Единственно, что было неудобно - это большое количество тары при этом подхоже, ведь класть фрукты друг на друга нельзя, чтобы они не раздавили нижний ряд, соотвествено при таком подходе приходилось брать массу бесполезного груза.
В США пошли другим путем. Второй в истории США Секретарь по Флоту Роберт Смит ввел в 1804 году свой, сермяжно-кондовый аналог грога в US Navy. Ром, производимый в застенках Угоро-кацапии британских колониях был заменен виски, а лимон - апельсинами, которыми США в больших количествах тарились в испанской Флориде а не у тирана Путина Георга. В результате американский грог на флоте выглядел так - 1 часть виски к 4 частям горячей воды, апельсиновый сок одного апельсина, сахар и пряности по вкусу.
Ну и напоследок - про лайм. Почему в Британском флоте отказались от лимона и стали закупать лаймы, в которых содержание витамина С в 10 раз меньше. Да все очень просто - в вест-индских колониях лаймы шли на корм свиньям и стоили в 4-6 дешевле нормальных лимонов, поэтому лайм, учитывая снабжение первого по численности флота мира, был выбран только из экономии.
* * *
Средство против цинги нашли практически сразу же после начала далеких плаваний. Единственная проблема, доктора долгое время считали, что цинга на суше и цинга на море - это разные болезни. Проблема была в том, что сок из цитрусовых со временем теряет витамин С (собственно полезен только свежевыжатый сок), и в долгом плавании лимоны и апельсины просто перестают помогать больным цингой.
Дичайшие потери от цинги были у Энсона во время его кругосветного вояжа. При этом Энсон считал, что он полностью вооружен противоцинготными средствами, ибо, согласно указанию, Медицинского Морского Колледжа, взял с собой в дальний поход противоцинготный элексир для матросов - (серная кислота (sulphuric acid), алкоголь, сахар, специи (красный и черный перец, плюс гвоздика)). Дело в том, что тогдашние врачи решили, что против цинги помогает кислотность, неважно какая. Вот и решили ввести серную. Совсем как в анекдоте: "Туалетная бумага закончилась, но можем предложить наждачную".
Понятно, что чудесный элексир, столь рекомендовавшийся врачами Морского департамента, помог столько же, сколько и метод Васка да Гамы (тот своих матросов заставлял втирать мочу в десны и пить ее, но ничего к запаху зубной гнили кроме запаха мочи не прибавилось).
Энсон по выходу из Англии имел 1854 человека экипажа. Назад вернулось только 188 человек. Заболело цингой 1415 человек. 997 человек умерло.
* * *
Почему испанцы "Золотого Века" почти не болели цингой? Почему конкистадоры не загибались от цинги и не вымирали целыми отрядами? Правда в Южной Америке и без этого было напастей, чего только один "желтый джек" стоит.
Но тем не менее, именно на флоте периода 1570-1596 годов этому есть объяснение. Все дело в умнице, другого слова не подберешь, доне Альваро де Базане. Именно он продавил перед Филиппом II и ввел в рацион государственных и зафрахтованных кораблей такое чудо, как батат.
150 грамм батата обеспечивают 50-процентную потребность организма в витамине С. Соответственно испанцы при прочих равных болели цингой гораздо меньше, чем их соперники. Причем стоит понять, что тогда батат был довольно дорогим, считался афродизиаком (женским), был модным продуктом. Боле того, отцы святой церкви считали его продуктом нечистым, и в испанской Инквизиции всерьез рассматривался вопрос о запрете батата, поскольку церковные медики посчитали, что он вызывает сифилис. Во Франции архиепископ вообще заявил: "С учетом того, что картофель является пагубным веществом, использование которого может привести к заболеванию проказой, настоящим запрещается, под страхом штрафа, выращивать его." Базан хорош хотя бы тем, что смог отстоять свое мнение. Причем отстаивал он его весьма оригинально. Поскольку батат - женский афродизиак, Базан язвительно заметил - в его командах одни мужчины. И на них батат не действует. Ну а если на кого-то подействует - так опять-таки, спасибо продукту, ибо скрытых содомитов-нечестивцев надо уничтожать во благо святой матери церкви.
Примерно в это же время был введен рацион и обычный картофель (испанцы тогда называли его "тартюффо"), который тоже являлся неплохим средством от цинги. По настоянию де Базана на Азорских и Канарских островах завели посевы картофеля и батата для пополнения запасов идущих к Новому Свету кораблей.
Кстати, все рассказы о том, что картофель попал в Англию и Ирландию через Уолера Рейли - это всего лишь байки. Кому интересно - почитайте вот эту статью-расследование - http://www.historyireland.com/early-modern-history-1500-1700/the-introduction-of-the-potato-into-ireland/
Скорее всего картофель и батат появились на английских островах через испанцев. И в Англию картофель зашел через Ирландию, где внедрение этой культуры стало просто настоящим спасением для ирландцев. Ну те, кто хотя бы отрывочно знают историю острова, понимают, насколько много картофель значит для Ирландии.
Ну и еще.
Испанцы на кораблях ели и картофель и батат сырыми. Варить картошку пробовали, но наверное первыми вареный и печеный картофель оценили ирландцы. Как писал один из ирландских историков: "До этого большинство крахмала и углеводов люди получали из зерна - пшеницы, ржи, ячменя. Но выращивание пшеницы - очень трудоемкий процесс. Во первых 1 акр земли производит очень мало зерна пригодного в пищу. Во вторых, чтобы сделать из зерна хлеб, его надо собрать, почистить, измолоть, просеять, смешать его с несколькими ингредиентами, и наконец выпечь и получить продукт. В случае же с картошкой - 1 акр (40 соток) земли позволит вам вырастить картошки на год, ее надо просто вырастить, выкопать, и закинуть в печь или в костер. Для вкуса есть со сметаной или с маринованным луком."
* * *
Все знают историю плавания капитана Джеймса Кука и его методы по внедрению капусты в рацион экипажа. И очень любят объяснять такое поведение моряков ретроградством, консерватизмом и т.д. На самом деле проблема была проста: на флоте и так было очень много соленого. Солонина соленая. Масло соленое. Сало соленое. Сыр чаще всего тоже соленый (если это саффолкский - хранился в рассоле, в отличие от пармезана). Лимоны чуть позже – тоже соленые. Как вы думаете, можно было в такой ситуации обрадоваться еще одному соленому блюду?
Скажем, в 1759 году введение в рацион картофеля было воспринято с невиданным энтузиазмом. То же самое было и с фруктами. Когда на эскадру адмирала Хока прибыл груз яблок для плавания – он был разграблен и съеден моряками прежде, чем вообще начались погрузочно-разгрузочные работы.
Отдельно стоит сказать про так называемые «витаминные пакеты», хранившиеся у хирургов. Это чаще всего была высушенная говядина, сушеные овощи и фрукты, и куриное «карпачо». После операций доктор в тяжелых плаваниях для скорейшего выздоровления больных кормил их как раз бульонами из таких «витаминных пакетов».
Флагманский хирург Домашней Эскадры Эндрю Джеймс пишет в Совет Адмиралтейства в 1757 году: "Квашенная капуста - суть немецкое блюдо. Ее мелко режут, перемешивают с прокисшим молоком, прижимают грузом, и в таком виде она может сохраняться долгое время. Это блюдо очень почитает Его Величество Георг II, и если подавать это блюдо с мясом, то наши моряки, будучи преисполнены уважения к своему Соверену, конечно же вместе с мясом съедят и капусту". В общем, как говорится, «Leb wohl, ess Kohl».
Моряки конечно уважали своего короля, но капуста как-то не пошла. Кук позже писал в своем дневнике: "даже в супе квашенная капуста моряками не воспринималась, и вообще считалась пищей, непригодной для человека". Более того, многие капитаны придерживались такого же мнения, и даже отказались вносить квашенную капусту в рацион.
Та квашенная капуста, которую мы знаем и любим - это новодел, причем новодел образца 18 века, где-то его середины. Поскольку до этого времени (плюс-минус естественно) соль была дорогим продуктом, ну к примеру как нами сейчас воспринимается красная или черная икра. То есть купить покушать конечно можно, но каждый день - разоришься.
Более того, тем кто знает немецкую, польскую и чешскую кухню, думаю понятно, что никаких моркови, соленых огурцов, петрушки, укропа, лука туда не добавлялось. То есть это была именно просто капуста, заквашенная в молочной сыворотке. Растительное или оливковое масло тоже не добавлялось, соответственно при большой порции капусточка вставала в горле колом. Ведь в немецких блюдах ее не зря употребляют с жирным мясом.
Ну и на сладкое. У меня есть большое подозрение, что Георг номер Два, Кук и иже с ними тогда ели (и кормили матросиков) "серой капустой", а не "белой".
Что такое белая квашенная капуста - мы с вами все знаем с детства и видим это блюдо (правда немного модифицированное и с более поздними добавками) на своем столе.
А вот серая капуста делается из верхних листьев капусты. Далее они промываются, перемешиваются с солью и ржаной мукой, и ставятся под груз. Выглядит эта квашенная капуста так:
Вид, прямо кажем, не особо. Запах тоже соответствующий, пахнет перегноем каким-то. На вкус - не очень, вернее - на любителя. На мой взгляд - СЛИШКОМ кислая. Но небольшое добавление подобной капусты в те же щи или борщ - это сказка. Круче наверное не бывает. Ну и в пирогах она тоже идет на ура.
Но в Роял Неви не делали пирогов и не варили борщей. Когда тебе подают НЕПРОМЫТУЮ солено-кислую вонючую осклизлую капусту с куском сваренного засоленного мяса - думаю у всех будет желание послать такое блюдо куда подальше. Добавление в пересоленный суп непромытой сильно-кислой капусты тоже сделает его несъедобным. Именно поэтому квашенная капуста на английском флоте не прижилась и не попала в постоянный рацион.
Мораль проста - всякое блюдо надо уметь готовить и правильно использовать.
* * *
Однако баталеров Отдел Снабжения постоянно снабжал длинющими инструкциями, которые помогли бы баталеру в плавании, когда постоянный недостаток продуктов, заменить один продукт другим без ущерба для экипажа.
Так, писалось:
"1 Пинта вина или 0,5 пинты бренди или араки = по выдаче 1 галону пива.
4 фунта муки = 3 фунтам муки плюс 1 фунт изюма = 3 фунтам муки + 0,5 фунта говяжьего сала = 4 фунтам говядины или 2 фунтам свинины с 0,5 унцией гороха.
0,5 фунта сухого риса = 1 пинте овсянки.
1 пинта оливкового масла = 1 фунту животного масла = 2 фунтам Саффолкского сыра = 2/3 фунта сыра Чеддер или Глостершир, или Уоркшир.
2/3 фунта Дербиширского сыра = 1 фунту Саффолкского."
Такие же зависимости выводились для замены хлеба картофелем или бататом, овсянки - треской, пшеницы - горохом и т.д.
В 1759-м году для матросов был придуман и активирующий силы своего рода перевитиновый паек. Капусту, салат, овощи, картофель, говяжью печень, почки и сердце отваривали, засушивали и нарезали из этой засушенной массы пищевые кубики
* * *
В британском флоте всю его сознательную эпоху сухари называли именно бисквитами (biskuit, bisket), английский термин hardtack изобретен в 19 веке.
Британские сухари никогда не прокаливались более одного раза, в отличие, к примеру, от французских, которые прокаливались два раза, поэтому если англичанам удавалось их захватить - они шли на ура и считались более лучшими и долговечными, нежели английские. Что уж говорить о русских, которые прокаливались ТРИ раза.
Некоторые британские подрядчики, пытаясь обмануть Адмиралтейство, выпекали сухари не из просто смеси воды и пшеничной муки, а пытались добавлять в муку конский навоз, рожь, ячмень или горох. Но проблема таких сухарей была видна невооруженным взглядом - они тупо крошились. Поэтому чаще всего таких товарищей ловили за руку сразу. Известна одна крупная такая поставка, прошедшая на флот - некачественные сухари были поставлены на эскадру Джона Невилла, уходившую в Вест-Индию, в погоню за бароном де Пуанти. В результате на эскадре довольно много народу погибло от отравления.
До времен Пипса в Роял Неви потребляли исключительно говядину, как писал современник: "свинину наши матросы ненавидели почти как мусульмане". Однако Пипс смог соблазнить вкусы матросов - помог тот самый знаменитый окорок - еда, от которой сэйлоры были без ума. Тем не менее в рационе на неделю свинины матросу выдавалось 2 фунта, против 4 фунтов говядины.
И опять-таки - ушлые купцы. Пытаясь увеличить свою прибыль, британские коммерсанты начали поставлять бочки с мясом, содержащим кости, голени, языки, щеки, сердце и т.д. Это вызвало очень интересный резонанс - разозленный Пипс фактически отказался закупать в Англии и Уэльсе говядину, и основным поставщиком говядины почти на век стала Ирландия. А вот свинина шла из Хэмпшира, Мидлэнса, Херефордшира, и т.д., то есть из Англии.
Фермеры обычно приводили живность на убой поздней осенью - по одной простой причине: веса за лето нагуляла, значит есть возможность получить больше денег. Далее мясники забивали и разделывали туши, и начиналась заготовка мяса. Сначала мясо, неважно какое - свинину или говядину, натирали белой солью и оставляли на 5 дней. Задача этой части процесса - убрать излишнюю кровь.
Потом мясо промывали, и укладывали в бочки слоями - мясо-соль-лавровый лист. Полностью уложенную бочку заливали свежим рассолом, готовили на глазок, так, чтобы свежее куриное яйцо плавало в растворе соли: на 100 фунтов мяса использовали 4,5 галлона белой соли и 1,25 галлона рассола.
Основной крупой в походе был горох. Опять-таки, выбран он был Пипсом неслучайно. Дело в том, что если английские производители начинали борзеть - горох (в отличие от той же овсянки) купить что в Ирландии, что у соседей в Европе было беспроблемно. Но - об этом мало кто знает - горох поставлялся на фот двух типов. Первый - всем известный зеленый. Он вкусный, полезный, но - дольше готовится и менее клейкий. Поэтому до середины 18 века основным типом гороха на флоте был желтый - который быстро разваривается, и из него получаются отличные пудинги.
Рыба. Согласно Пипсу на флот поставляли три основных вида рыбы. Треска (во флоте ее называли Абердин, по месту лова) - для тех, кто уходит в дальние плавания. Хек (Poor John, бедный Джон) - для плаваний на средние расстояния. Селедка - для плаваний на небольшие расстояния. Первые два типа рыбы - вяленые, третий тип - в рассоле.
Попытки внедрить овсянку не получились как по экономическим соображениям (я говорил о них чуть выше), так и потому, что у моряков существовало поверье - овсянка провоцирует цингу. Ее тупо отказывались есть. Поэтому в 1731 году ее даже вообще убрали из рациона, правда позже вернули.
Пиво, по которому было столько споров. Это напиток крепостью от 1 до 3 градусов, по сути водица. Выделялся галлон пива в день. Самой паршивой новостью на борту было: "Парни, пиво закончилось, придется пить воду". Главная наверное особенность поставок пива в Роял Неви - оно должно поставляться только В НОВЫХ бочках. Торговцев, которое это нарушали, ВЕШАЛИ.
Во время походов в южные страны пиво заменялось разбавленным алкоголем - две пинты вина на шесть пинт воды. Вино было выбрано естественно Мадера, хотя оно и было крепче своих "братьев по оружию" - 22% крепости. Главным было то, что оно лучше всего сохраняется при жаре, и не скисает.
Ром - мечта снабженцев. Крепкая сволочь, места требует мало, а разбавить им воды можно гораздо больше - мечта. Ром в Роял Неви обязательно закупали двойной перегонки (60-70 градусов), при этом его качество проверяли просто - кучку пороха пропитывали ромом. Если порох после этого вспыхивал при подожжении - ром хорош. Если слабо горел или не зажигался - ром плохой.
Овощи в рацион не вошли. Один из капитанов времен Пипса, сэр Джон Нарборо, решил заставить питаться своих людей на борту морковью, репой, капустой, но кончилось все бунтом на корабле, и побоищем с полицией (дело было в порту). Решение было найдено в 1757 году - в наставлении баталерам флота рекомендуется: "При варке похлебки со свежим или соленым мясом обязательно добавлять туда корнеплоды и овощи - капуста, лук, репа, морковь, сельдерей и ревень". Правда картофель скоро убрали - о ботулизме еще не знали, но видели, что в условиях трюмов он часто прорастает, зеленеет или чернеет, и т.д. Поэтому решили здраво - ну его на фиг.
В прошлой части мы с вами говорили о военных кораблях. А как дело обстояло на гражданских судах?
Наверное главным отличием, вытекающим из специфики коммерческого судна была малая команда. В среднем команда составляла (исключение тут составляли только каперы, "ост-индийцы" и невольничьи суда) от 10 до 30 человек на судах от 150 до 300 тонн. Грубо говоря, на 10 тонн водоизмещения требовался один человек - это правило сохранялось почти весь XVIII век. Еще раз, это не касается тех исключений, которые уже упомянуты, и некоторых типов промысловых судов (например, китобои). Именно поэтому экономии места как такового не было - слишком большое пространство в пересчете на человека. Поэтому главной пищей торговых моряков была не солонина, а свежее мясо. Телята, свиньи, утки, гуси, куры, индейки, овцы, и т.д. Естественно, что в дальнем переходе скот и птица имели свойство помирать, поэтому на борт брали избыточное количество. Солонина открывалась только тогда, когда со свежим мясом усё, кончилось.
Кормили живность тем же, чем и моряков - кукуруза, бобы, горох, чечевица, и т.д., что очень сильно обижало матросов. Ну правда в конце концов они жрали поросенка Борьку, а не поросенок Борька жрал их, так что это была конечная справедливость.
Кроме того, моряки могли питаться и перевозимыми или заготавливаемыми товарами. Например кукурузой. Или треской. Или сельдью. Или лепешками из муки. И т.д. Естественно, это делалось за счет экипажа, ибо если в военном флоте питание оплачивалось государством, то в частных компаниях - все покупалось за свои. Многие торговцы очень жестко играли на этом - например, перед окончанием лова (или вообще - приодически во время лова) к тресковой флотилии присылалось два корабля, переполненных бухлом, которые предлагали матросам "достойно отметить" окончание работ. Народ бухал, веселился, потом приходил в порт, и... получал гораздо меньшие суммы, чем рассчитывал. Ибо говорилось, что выпито было на такую-то сумму, из вашего жалования вычли стоимость бухла, причем иногда по гораздо более крутой цене, чем оно стоило на берегу. Эксклюзив же (я вообще не понимаю, почему такие туры нынешние туристические компании не проводят, вот где заработок).
Некоторые посылали транспорты снабжения с одеждой и инвентарем, стоимость этих товаров тоже вычиталась из зарплаты. Так что можно было не только остаться с голым нулем, а еще и уйти в минус, то есть попасть в долговую кабалу.
Кстати, для многих моряков рыболовного флота прессинг в случае войны был спасением - в случае их забора на военный корабль и принятия на службу их долги перед торговцами обнулялись. А если кто-то из коммерсантов это оспаривал - офицеры вплоть до капитана корабля могли поддержать матроса в суде как своим авторитетом, так и своими связями, поэтому после нескольких неудачных попыток коммерсанты просто перестали судиться с военными. Перед войной или сразу после ее начала торговцы по возможности сразу же выплачивали все свои задолженности матросам, и часть кораблей убирали из морей. Понятно для чего - чтобы матросы не пошли добровольцами в военный флот.
По поводу рабов я уже говорил, но возник вопрос - а как, например, негров-мусульман заставляли есть то, что дают? А делали очень просто. Избивали всем экипажем до тех пор, пока он либо не начнет жрать, ну либо не уйдет непокоренным в мир иной. Ибо это сволочина, которая отказывается жрать - он ведь на святое замахивается, на прибыль. А люди ради этого в море и вышли.
Иногда, для экономии на команде, торговцы предписывали в море капитанам сократить рационы. Скажем, около своих вод вы получали 5 фунтов сухарей в день, а в море - только 3. Рыпнись - полетишь в море, несчастный случай. Не говоря уж о том, что службы качества как таковой на коммерческих линиях не существовало (исключение - корабли ОИК), и вполне могли продать испорченное масло, или протухшую солонину. Повезет - выживешь. Не повезет - сдохнешь, не проблема.
У матросов дальних плаваний были и свои возможности для приработка. Это китовый ус, черепашьи панцири, экзотические птицы или животные, которых он мог выгодно продать по возвращении домой. На безлюдных островах Тихого океана практиковался (чаще всего испанцами) выпуск на них коз, птицы, и свиней. Без участия человека они размножались, и в результате острова эти служили источником пополнения продовольствия для кораблей.
[/cut]
# 31 мая 2017 в 21:31 +2 | ||
|
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |