О питьевой воде
[cut="хлебнуть водицы"]
Не будет преувеличением сказать, что проблема чистой питьевой воды была основной проблемой гребного и парусного флотов в течение многих веков. Еще римский флот озаботился проблемами хранения чистой воды, и изобрел так называемую поску (posca) - это смесь 1-2 ложек винного уксуса со стаканом воды. Уксус в этом случае замедлял порчу воды и позволял хранить ее от 7 до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Хранили воду в тростниковых бочках, обмазанных глиной, тростник в этом случае играл роль термоса, не давая воде прогреваться какое-то время.
Примерно те же меры принимали до конца XVIII века, правда тростниковые бочки сменили 10-галлоновые дубовые:
Вообще многовековая битва за воду была не похожа ни на что - изобретения в этой сфере до XX века отодвигали порчу воды буквально на дни, и боролись практически за каждый лишний день.
Собственно алкоголь в Новое время играл роль именно антисептика - употребление тухлой воды вызывало дизентерию, страшный бич моряков на протяжении 5 столетий (вспомним, от чего умер к примеру Френсис Дрейк). Но естественно смесь алкоголя и вина не была единственной попыткой выправить ситуацию.
Следующий шаг сделали французы во времена Кольбера - они начали устраивать примитивные фильтры воды Аквафор - воду периодически сливали ч пустые бочки через марлю, наполненную просеянным чистым речным песком, тем самым убирая часть активных элементов, отвечающих за порчу воды. В 1680-х были эксперименты по фильтрации воды с помощью калийной соли и калийной селитры, правда воняла она после такой процедуры очень сильно, но 1 часть вина, добавленная к 6 частям воды немного отбивала неприятный запах.
Следующий вопрос который хотелось бы рассмотреть - это кипячение, и его крайний вариант - опреснение способом дистилляции морской воды. Здесь надо понять, что для нагревания полученной воды массой 1 кг от 0°С до 100°С необходимо уже 420 кДж. А для того, что бы обратить эту воду в 1 кг пара с температурой, равной тем же 100°С требуется 2260 кДж энергии! Вспомнив, что средняя удельная теплота сгорания дров 15 МДж/кг, и приняв КПД теплоотдачи за 25%, мы получим, что для нагрева до 100 градусов всего лишь 1 кг воды нам потребуется в среднем 1.2-1.7 кг дров в зависимости от породы. Во втором случае - 6.6-7.8 кг. дров. Если вспомнить, что на фрегате "Конститьюшн" запас питьевой воды составлял 140 тыс. литров - понятно, что столько дров на корабле мы просто не найдем и не загрузим. С углем ситуация получше, но тоже совершенно фантастична.
В Древнем мире очень изобретательно подходили к опреснению - моряки вывешивали ночами за борт корабля шкуры овец. Шкуры впитывали влагу (испарения морской воды), а утром, отжав их, получали пресную воду. Но это подходило для бирем и трирем, вполне возможно для галер, а вот для 74-пушечника с 700-800 матросами такой вариант тоже был фантастичен.
Еще в 1589 году королева Елизавета I назначила огромную премию (10 тысяч фунтов стерлингов) тому, кто предложит наиболее эффективный и экономичный способ опреснения воды. Но премия так и осталась невостребованной.
Таким образом, мы можем констатировать, что к концу XVIII века наметилось три пути, по которым шли исследователи в этой области.
Путь первый - поиск вариантов сохранения набранной воды.
Путь второй - обеззараживание уже имеющейся воды.
Путь третий - поиск путей опреснения морской воды.
А пока что от жажды на кораблях могли происходить такие вещи: «за это время (13 недель) на одного человека приходился один сухарь в день, а то и полсухаря, три недели вообще не было хлеба; воды тоже сильно не хватало в течение некоторого времени, так что, те, кто выдержал голод, позже погибли от жажды, и было крайне тяжело наблюдать этот спектакль, когда некоторые, впавшие в безумие, падали на палубу и пожирали сами себя. На «Принс Джордже» похоронили 50 человек, а втрое большое количество моряков были тяжело больны всё плавание, так что за всё время похода, начиная с даты ухода из Англии мы похоронили до 300 человек».
В 1750 году во Франции Жозефом Эми был изобретен первый полноценный фильтр для воды - он состоял из шерсти, губки и древесного угля, сделанного в воронку с отстойником. В 1770-х это изобретение начали автоматически вставлять в водоналивные бочки на кораблях французского флота.
Англичане же сделали прорыв к 1780-м годам. Оказалось, что добавление 300 грамм лимонного сока на 2 литра воды резко снижает количество микроорганизмов в ней (правда тогда этого не знали, но на флагмане Роднея народ на такой диете вообще перестал болеть от дизентерии и цинги), улучшает вкусовые качества, и позволяет хранить воду на 5-7 дней дольше.
Следующим шагом стал экспериментальный ввод в американском флоте в 1805 году железных оцинкованных цистерн для хранения воды вместо деревянных бочек. Так появился знаменитый 44-gallon drum (44-галлонная железная бочка).
Результаты показали, что вода к железной оцинкованной бочке портится гораздо медленнее, чем в деревянной, и к 1830-м годам начинается триумфальное шествие железных бочек и цистерн для хранения воды.
Таким образом к 50-м годам 19 века вода на кораблях благодаря принятым новшествам могла храниться довольно долго - до 4-6 месяцев при этом не теряя особо своих качеств. Таким образом со времен Армады удалось увеличить время хранения воды в 3 раза - с двух месяцев до шести.
Послепарусную эпоху я рассматривать не буду, но там уже начали играть роль кипячение (ибо паровая машина все равно давала тепло, и грех этим было не воспользоваться для нагрева воды), и опреснение. Кстати, первый опреснитель в России появился на фрегате "Аврора" в 1844 году. Интересно отметить, что изобрел "очистительную машинку" русский купец Кларк, однако его изобретение не было признано в России. А предприниматели Англии взялись за их производство и продажу, в т. ч. и нашему государству. Основан он был на принципе дистилляции, и вода из этих первых опреснителей была очень противной. Помните песню? "Закончив кидать, он напился воды. Воды опресненной, нечистой..."
Не так просто было с бочками. В свеже-сделанных дубовых бочках, вода хранилась неделями, из за природных фитонцидов в древесине. Но стоило воде протухнуть в такой таре пару раз, как сама бочка становилась рассадником грибков и бактерий. Владельцы торговых кораблей, пропаривали или обжигали бочки перед заливкой воды. Командиры военных кораблей, чаще всего этого не делали, или делали халтурно. По нескольким причинам.
Причина первая - большое поле для прессинга новых экипажей. То есть "нечего людишек жалеть, бабы еще нарожают".
Причина вторая - несмотря на дисциплину, капитан не может уследить на всем. Выполняют приказания матросы, а "солдат спит - служба идет" никто не отменял.
Причина третья - слабая грамотность, в том числе и в медицине, не только матросов, но и офицеров.
Причина четвертая - непонимание причин того, почему вода тухнет.
В торговом флоте за каждого матроса держались, поэтому там все меры принимались к тому, чтобы сократить смертность экипажей. Результат был налицо.
Капитан и владельцы кораблей, в портах покупали воду по возможности БОЛОТНУЮ.
Т.к. вода из глубоких торфяных болот (не путать со стоячими, "гнилыми") обладала антисептическими свойствами. И хранилась вдвое-втрое дольше обычной речной.
Но если рейс планировался коротким, или команда набрана в портовом кабаке в одну сторону, то не было смысла переплачивать за дорогую воду.
Нельзя сбрасывать со счетов, пополнение запасов дождевой водой.
Над палубой растягивали парусину, или под нижней шкаториной, пристраивали мягкий U-образный рукав.
Капитаны, не стеснялись пройти через зону ливней, для пополнения запасов.
Если бочки, в качестве сменной тары, ещё удавалось, при желании, поддерживать их в гигиеничном состоянии. А вот попытки, перейти на встроенные цистерны для воды, до эры оцинковки, были почти всегда неудачными. По причинам общим для деревянной тары.
Как то ( вот не вспомню точный период - 16 или 17й век?) экспериментировали с большими бочками, выложенными внутри свинцовыми листами. Иногда медными. Вода держалась дольше, но приобретала гадкий вкус.
Были идеи делать бочонки из морёного дуба. В нём действительно, вода не портилась месяцами. Но обходилась дороже коньяка. Поэтому, как говорят - "идея не вышла из лабораторной стадии".
Командование корабля, по возможности пило не воду. И практически все напитки, пились из серебряной посуды. Команда обходилась оловянными или медными кружками. Эти металлы обладают бактерицидными свойствами, хотя в размерах явно не терапевтических.
* * *
Вообще, если проследить связь истории флотов с употреблением алкоголя моряками - можно найти очень интересные закономерности. Древний Мир и Средние Века, то есть эпоха каботажных плаваний - это немного разбавленная вином или уксусом вода. Но все меняется со времен Великих Географических открытий. Уже португальские плавания в Африку - это запас вина не меньший, чем запас воды. Голландия помимо пива, используемого для недальних плаваний, впервые вводит в рацион 30-градусную водку и крепленые вина. Чуть ранее Испания, а потом с подачи тогда еще принца консорта Филиппа Англия вводят в рацион моряков 32-градусный бренди и херес (шерри-бренди).
Во время войны за Испанское наследство во Франции, поскольку страна воевала со всем миром и экспорта не предвиделось, на флот начинает поступать 43-градусный коньяк. Позднее, когда коньяк был признан благородным напитком, морякам заменили его на кальвадос. Ну а потом настала эпоха 70-80-градусного рома. Помните старину Билли Бонса?
"- Я бывал в таких странах, где жарко,как в кипящей смоле, где люди так и падали от Желтого Джека, а землетрясения качали сушу, как морскую волну. Что знает ваш доктор об этих местах? И я жил только ромом, да! Ром был для меня и мясом, и водой, и женой, и другом. И если я сейчас не выпью рому, я буду как бедный старый корабль, выкинутый на берег штормом."
Связана была такая метаморфоза конечно же с тем, что крепкий алкоголь был одновременно согревающим, дезинфицирующим и антибактерицидным средством. Но крепкий алкоголь имел и существенные минусы - он расхолаживал дисциплину среди моряков, снижал производительность труда, повышал травматичность и повышал смертность из-за пьянства и сопутствующих пьянству болезней. Опять процитирую Стивенсона: " - Посмотри, Джим, как дрожат мои пальцы, я не могу остановить их, чтобы они не дрожали. У меня сегодня не было ни капли во рту." Озаботились этой проблемой к середине XVIII века, когда флоты стали профессиональными. Первой ласточкой стал Эдвард Вернон, который в 1740-м году приказал разбавлять ром водой (1 часть рома к 4 частям воды). Начиная с этого момента доза и градус алкоголя начинают снижаться на всех флотах.
Это уменьшение было напрямую связано с введением в рацион моряков витаминов, горячих напитков, повышением качества пищи. То есть алкоголь постепенно начинал терять свои функции - горячий напиток согревал не хуже алкогольного; при повышении качества воды и пищи отпадала потребность в алкогольной дезинфекции желудка, и т.д. В результате крепкий алкоголь становился обузой. Если при Карле II в Королевском флоте выдавали 0,5 пинты рома (240 грамм 80-градусного напитка!!!!), то во времена Вернона - уже полпинты грога (то есть доля чистого алкоголя уменьшилась в 4 раза). Далее, когда к 4 частям воды добавилась еще одна часть лимонного сока, и получились дежурные 50 грамм, которые врачи рекомендуют выпивать для лучшей работы желудка.
Сейчас же в Королевском Флоте стандартная доза алкоголя - две банки пива по 0.33л - скорее дань традиции, чем какое-то дополнительное полезное воздействие. Крепкий алкоголь выполнил свою задачу - в течение двух с половиной веков он помогал морякам совершать длительные переходы, уменьшить смертность от дизентерии и вирусных заболеваний, скрасить досуг. Но, "мавр сделал свое дело, мавр может уходить". Слишком уж ужасные для флота как для военной организации, побочные эффекты у этого лекарства.
* * *
В 1689 году Адмирал Рассел жаловался в Адмиралтейство, что " в нескольких бочках пива на дне была найдена субстанция, мало чем отличающаяся от содержимого человеческих кишков, и это очень встревожило моряков эскадры". В 1693 году Адмиралтейством было скрупулезно посчитано (на статистике конечно же), что флот относительно спокойно мог совершать плавания до двух недель. Далее начинались болезни, пища портилась, и народишко начинал мереть с неистовой силой. В основном из-за цинги и сыпного тифа.
Прошло почти 70 лет, и ситуация кардинально меняется. Теперь речь идет о беспроблемном нахождении в море на срок до шести-семи месяцев. Была создана дорогостоящая, но эффективная система снабжения, склады, магазины, отстойники для крупного рогатого скота, включены в рацион фрукты, овощи.
К свинине, кстати, британские кэптены относились очень предубежденно, поскольку считали, что эти животные просто разводят грязь. Кэптен разрешал грузить боровов, свиноматок и поросят на борт только в том случае, если команда соглашалась их ежедневно мыть, что, конечно же, матросикам не особо хотелось делать. В результате все сходились на говядине, ибо за ней убираться надо не в пример меньше.
К 1759 году считалось, что болезни вызываются "развращением духа" от безделья и нечистоплотности, и британские кэптены стали жесточайшими поборниками чистоты, фанатами авралов и приборок. Чистые, хорошо проветриваемые корабли 1760-х выгодно отличаются от грязных завшивленных кораблей 1690-х.
Вот это наверное называется эффективным управлением и реальной работой.
N.B. никто не идеален. у автора, кажется что-то не то с расчетом дров на кипячение воды, но уже не сатл править. Только обращаю внимание читателя на этот момент.
[/cut]