Воланд забрал мастера не куда, а откуда. Ведь у него было две цели визита в Москву:
Первая - большевики так разрекламировали построение Царствия Божия на Земле и выведение этакого нового человека: свехчестного, сверхдоброго, сверхбескорыстного, что весть об этом докатилось и до Ада. Вот оттуда и прибыла комиссия для проверки с шутом Сатаны Воландом и его свитой.
Вспомните, как население Москвы тестировалось в варьете: на жадность, на жестокость, на милосердие. Под конец Коровьев и Ко выдали классную шутку по поводу грядущего коммунизма, когда в магазинах будет все и задаром.
Но какой вердикт вынес Воланд?
"...люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…"
То есть - врете вы все, господа большевички. Обертка, может быть и новая, блестящая, а нутро осталось прежним.
За одним исключением: Мастер.
И это - главная цель посещения Москвы Воландом. Мастер очень вреден, с точки зрения Сатаны. Его влияние на окружающих безмолвно и неощутимо, но на столько велико, что владыка Ада посылает на его устранение такую сильную команду.
Мастер самим присутствием рядом с человеком, в котором осталась хоть крупица чести, любви, таланта усиливает эти качества, заставляя этого человека взойти на более высокий уровень.
Кто была Маргарита до встречи с ним. Шлюшка, которая удачно легла под богатого "папика". Эдакая Элочка Людоедкина, охомутавшая своего инженера Щукина. Как она разговаривала с Азазелло, с домработницей, с несчастным Иваном Николаевичем. Интеллекта - ноль. И как преображается она, находясь рядом с Мастером. С каким восторгом и наслаждением она читает его роман - не самое легкое чтиво, между прочим. А Бездомный. Вспомните, что говорит эта сволочь по пути в психушку про своего коллегу:
“...Типичный кулачок по своей психологии… и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… “Взвейтесь!” да “развейтесь”… а вы загляните к нему вовнутрь — что он там думает… вы ахнете!..”
Готовый донос. Не удивлюсь, если и на бумагу перенесенный, да хранящийся в ящике письменного стола до поры. И что с Бездомным происходит, лишь попади он в ауру Мастера! Впервые эта бездарность поняла, что и двух слов, в сущности, связать не может. Его потуги описать события, коих он был свидетелем ужасают! И этого человека печатали в газете!
А как он слушает рассказ Мастера!
"...Дальше, – сказал Иван, – и не пропускайте, пожалуйста, ничего..."
Такое впечатление, что Бездомный, варясь в одном котле с такими же бездарями, как и он, впервые услышал связанный авторский текст и оценил его красоту... Встреча с Мастером буквально перерождает его. Из бездарности и доносчика рождается ЛИЧНОСТЬ, которую можно уничтожить, но очень трудно сломать.
Даже Воланд, а это повидал на своем веку, оценил мощь Мастера. И не зря Маргарита ему говорит:
"...Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом..." - то есть, перед вами человек, не подвластный ни свету, ни тьме. Так что нечего и пытаться.
Мастер - третья сила. Не зря, его физическая гибель была согласована со "Светом". А устранение Мастера и является, по мимо всего прочего, целью шута Сатаны и его (шута) свиты. В конце-концов Мастер попадает ни в Ад - ну бы его с такими постояльцами! - и ни в Рай, по тем же причинам. Он помещается где-то между.И ни Свет, ни Тьма над ним не властны. Наоборот, он получает особое право:
Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи.
И не важно, откуда они буду приходить, со стороны Света или из Мрака.