Говорят, человек меняется. Растёт, там. В прямом и переносном смыслах. Или опускается.
Естественно, меняется и отношение к вещам. Или к людям. Ну, к людям понятно. Ведь люди тоже люди - они меняются. Встретишь свою первую любовь через 20 лет, а она жирная и у неё муж-алкоголик и ипотека.
Но книги? Они же не меняются... [cut=Читать далее...]
Говорят, что женщина, как интересная книга. С картинками. Но верно ли обратное утверждение?
Можно ли полагать, что книга, которой ты зачитывался в юношестве, не разочарует и в более зрелом возрасте?
Недавно мне выдался случай проверить.
Вот она: Иван Ефремов "Туманность Андромеды", издательство "Молодая гвардия" 1960 г.
Помню - читал. Про что она? Смутно припоминаю тёмную планету, таинственный диск... В общем, жутко интересно!
Открываю в предвкушении (кстати, книгу с боем отобрал у дочери 12-ти лет).
И постепенно меня наполняют эмоции. Как бы это объяснить... лучше бы она была жирная.
Я до сих пор не дочитал до конца. Приходится себя заставлять. Ефремов же! Чтобы не быть голословным, процитирую несколько отрывков (буду набирать вручную, а что делать?).
Заведующий внешними станциями с помощью отдельной клеммы включил вектор дружбы - прямое соединение, проводившееся между связанными глубокой дружбой людьми, чтобы общаться между собой в любой момент. Вектор дружбы соединял несколько мест постоянного пребывания человека - жилище, место работы, излюбленный уголок отдыха.
***
Когда человечество перешло на единый алфавит, названный линейным по отсутствию сложных знаков, фильмование даже старых книг стало ещё более простым и доступным автоматическим машинам. Синие, зелёные, красные полосы - знаки центральных фильмотек, где хранились научные исследования, давно уже издавашиеся всего в десятке экземпляров. Стоило набрать условный ряд знаков, и хранилище-фильмотека автоматически передавало полный текст книги-фильма.
Это что касается описания технических подробностей. Вещде кнопки, ручки управления, верньеры, шкалы с дрожащими стрелками. Короче, наивно и смешно. С другой строны, что вы хотите от автора, который застал появление телевизора. Неудивительно, что его фантазия не смогла уйти далеко от привычных вещей. Например, любди передвигаются по планете, главным образом по межконтинентальным железным дорогам на поездах, движущихся сос коростью 200 км/ч.
Это всего лишь один повод взглянуть на книгу другими глазами. Другой аспект - идеология. Понятно, что фантастику без победы в ней коммунистического устройства на всей Земле не издали бы в Совестком Союзе. Но как по-детски наивно выглядит вера в придуманное серьёзного взрослого человека!
Тем не менее, и это можно простить. Простить и принять. Но читаем дальше:
Белозубая улыбка крупного, смело очерченного рта приподнимала щёки холмиками по сторонам чуть вздёрнутого носа с детски закругленным кончиком, и от этого лицо становилось ещё мягче и приветливее.
ЧТО это? Если бы кто из наших авторов написал подобное, я бы ржал до посинения. Типично графоманское словоблудие. Но, т-с-с! Это же Ефремов! И у него каждое первое описание выглядит столь же нелепо и вычурно.
Так вот, возникает закономерный вопрос: почему раньше не? Почему читал и восторгался?
Полагаю, что на автора глупо пенять. Нужно присмотреться к себе. Что-то не вижу... Стал ли я умнее, внимательнее, опытнее или просто придирчивее? Вот это главное - вырос или просто возмудел?
Теперь боюсь. Вдруг завтра в руки попадут Стругацкие?