Ну, вот на мой взгляд - одна из таких заметных лакун - это так, где у вас идет изложение эволюции религии, а потом бац - и прыжок к сакрализации всего - что вобщем то с точки зрения классической религии есть шаг назад и большой чуть ли не к анимизму. Это не столько шаг назад, сколько переход от общего к частному. Сначала рассказ о религии и ее эволюции, потом - переход к одной из ее деталей, сакрализации, которая, как мне кажется, присуща человеку в любую эпоху. Кроме того, ИМХО, у Вас совершенно не раскрыто разделение религии как мировоззрения происходящего из потребности человеческой психики в рационализации непознаваемого и религии как социального института. Который не тождественен соц. институту Церкви и Культу. Тут согласна, я разделила веру, религию и Церковь, но не рассмотрела подробно структуру самой религии. Спасибо, что отметили) Ну и опять же насколько мне не изменяет память "религия атеизма" в советскую эпоху была как раз антропоцентричной. Т.к. опять же была завязана на человека, его сознание и способность к познанию. Возможно я и не прав, но Вы объявляете космоцентричность советского атеизма аксиомой, в то время, как ИМХО следовало бы это подтвердить хоть чем-то... Антропоцентризм был, конечно, присущ советской иделогии, но под космоцентричностью атеизма я имела в виду его базу - отрицание Бога в природе вообще. Но, согласна, это следует объяснить, раз вызывает вопросы). По конкретным произведениям, не буду касаться, там совсем всё "галопом по европам", хотя тот "Чужак в чужой стране" очень сложен с точки зрения заявленной темы эссе Галопом, согласна, но упомянуть эти произведения все же следовало хотя бы в рамках обзора) У Вас ИМХО не получилось отделить авторское видение места религии в мире произведения от частных случаев проявления в произведении, особенно излагаемых в прямой речи персонажей. . Нередко прямая речь персонажей является выражением авторского видения и борьбы тараканов в голове. Спасибо Вам за разбор
|