|
Рецензия на рассказ: «Лунные гульдены» Автор: Серж Юрецкий Количество знаков: 5 000 Жанр: современная сказка Зачин (первая фраза): — Олегыч, ну будь ты человеком! Я ж не как некоторые, я ж отдам! Вариант эмоциональной фразы. Просто и нескучно. Тайны нет, динамики тоже, но есть малая интрига: нальют или нет? Выпросит ли, а если выпросит, то как? Хочется читать дальше, т.е. зачин удался. Присутствие автора: Степан Олегович, хозяин маленькой пивнушки на Привокзальной, поставил протертый бокал на полку и кисло взглянул на просителя. – Классическое присутствие автора. Оправдано. Так начинаются многие и многие произведения. — Вот спасибо, человечище ты наш! – Семен, так звали беднягу, схватил бокал… - присутствие автора не оправдано. Ведь достаточно вставить в прямую речь бармена имя персонажа, и возрастёт динамика письма, исчезнет отвлечение. Пример: — Хрен с тобой, Семён, все равно не отвяжешься ведь. Но только один. Из крана с эмблемой «янтарь» в бокал ударила мутно-желтая струя, вверх поползла белая шапка пены. — Вот спасибо, человечище ты наш! – Семен схватил бокал и в три глотка влил в себя содержимое – Спаситель! С другой стороны именно присутствие автора позволяет привнести в текст нужную интонацию. Лёгкую иронию, например. Пример: Мужичонка укоризненно покачал головой. Для бармена он Семён, Гульден, местный дурачок. Для автора мужичонка. Можно изменить: Семён укоризненно покачал головой. Что получили? Отсутствие интонации. Композиция: Прямоточная – последовательное изложение событий. Наиболее простой и традиционный способ подачи материала. Идеально подходит для несложных коротких историй с ограниченным числом персонажей. Детализация: Цветовые детали - использованы, но преобладание какого-либо одного цвета не наблюдается. Правильно подобранная и преобладающая цветовая деталь не только добивается зрительной выразительности, но и создаёт экспрессию. Что в данном тексте можно было бы эффективно использовать. Из крана с эмблемой «янтарь» в бокал ударила мутно-желтая струя, вверх поползла белая шапка пены. – замечательно. Почему бы не продолжить использовать эти цвета? Запах – забыт и не использован. А возможностей по тексту множество: Есть желтый полосатик, есть угорь копченый, вот пачка сушеного анчоуса. Вчера только привезли. Сам ем, ей-богу! – замечательный вариант не только нарисовать, но и дать читателю понюхать. А утром в пивнушку завалился Семен Гульден. Был он непривычно трезв и собран... – и с запахом одеколона. Усиливается контраст по персонажу, эмоциональное воздействие. Звук – дополняет прямую речь, присутствует в описании дождя. Мало? Возможно. Детали в описании действий и места действия, рождающие программные звуки не использованы. Пример: Из крана с эмблемой «янтарь» в бокал ударила мутно-желтая струя, вверх поползла белая шапка пены. – описание рождает звук. Отлично! Пример: Потом развернулся и отправился к выходу, бормоча что-то о ночном дожде. – если изменить: Потом развернулся и побрёл к выходу, бормоча что-то о ночном дожде, толкая тугую дверь. Возможно, предложенный вариант коряв, но смысл я думаю понятен. Осязание – использовано. Степан пожал твердую сухую ладонь и представился. – хорошо и достаточно для малого произведения. Вкус – возникает из описания. Есть желтый полосатик, есть угорь копченый, вот пачка сушеного анчоуса. Вчера только привезли. Сам ем, ей-богу! – браво! Детализация персонажей - слабая, но оправдана малым объёмом текста. Персонажи проявляют себя посредством диалога. Бармен поглядел ему в след, задумчиво почесал родинку под глазом. – хорошо, но почему в финале рассказа? Это читателю не очень интересно, тем более, если не упоминалось про родинку ранее. Читателю в финале нужен финал, а не новая деталь персонажа. Жест, мимика – присутствует. Пейзаж, интерьер – отсутствует. Но они и не нужны. Действие ограничено одним помещением. Диалог создаёт атмосферу. Достоверность – может быть подкреплена несколькими проф терминами бармена, названиями предметов. Из крана с эмблемой… - может ли пивной кран называться по-другому? Сюжет: Для мистической истории мало мистики. Для сказки много реалий, неоправданно жёстких. Вопросов после прочтения больше, чем ответов. И даже созданное настроение не спасает от недоумения: кто, почему, как и зачем? Рассказ превращается в байку. Главный момент: перемены в жизни Семёна Гульдена поданы невнятно. Сюжет не требует от персонажа выбора. Предложение по изменению сюжета: Оставим профессиональную принадлежность Семёна Гульдена в стороне, она не столь важна. Изменим событие: он сбил девочку на автомобиле. ДТП произошло рядом с пивнушкой. Бармен был свидетелем. Семёна оправдали, но он начал спиваться от чувства вины. Найденная монета дала ему возможность загадать желание. Какое? Он может получить деньги, изменить свою жизнь и пр. А может попросить лунный гульден спасти девочку. Но ведь её уже нет. Он приходит с монетой и своими сомнениями в пивнушку. Говорит с барменом о выборе. Тот не верит, требует денег, смеётся и просит доказать, что монета волшебная. Загадай денег, мне отдашь и человеком станешь. Семён что-то бормочет, потом бросает монету на барную стойку и уходит. Финал: Яростный скрип тормозов за окном. Бармен выбегает и видит автомобиль в клубах жжёной резины и Семёна на тротуаре, с ребёнком на руках. Вернувшись в пивнушку, бармен находит монету, странно почерневшую и окисленную. Значит ли это, что Семён сделал выбор? Возможно. Нужен ли персонаж с плащом? Вам решать. И когда начинается дождь? Исключительно для первой рецензии: поговорим о пунктуации. — Вот спасибо, человечище ты наш! – Семен, так звали беднягу, схватил бокал и в три глотка влил в себя содержимое(.) – Спаситель! Семен вернул на стойку пустую тару и(,) наклонившись к бармену(,) тихо произнес: Авантюрист(,) блин А! – закинул полотенце на плечо бармен(.) — Дурачок наш местный. Темное пиво есть? Налейте(,) пожалуйста(,) бокальчик — Та не! – чувствовалось(,) мужик соскучился по общению(.) – Сенька нормальный. Девка та(,) поглядев(,) какую кашу заварила Советчицы(,) блин… Степан поглядел на прохладный бокал и(,) подумав, налил и себе — Эт точно(,) – парень утер пену с усов(.) – Меня(,) кстати, Андреем звать. Думаешь(,) легко с таким клеймом жить? А тот(,) кто найдет, любое желание загадать сможет, все сбудется. Денег(,) правда(,) он пока не нашел, но прозвище прилипло. Ну(,) Степан, за рассказ спасибо, но пора мне. — Ты что, наследство получил? – утренняя сонливость слетела с бармена, как и не было(.) – А? Оценка: рассказ в целом произвёл хорошее впечатление. С уважением, Яков Левин
|