Ссылка на текст: http://фантастика.рф/publikacii/rasskazy/pesochnyi-chelovek.html
Троллев Дмитрий "Песочный человек"
Вечер добрый, Дмитрий!
Данное произведение не первая у автора история о пустыне, которую я прочитал. Почему-то — возможно, он сам об этом расскажет :) — Дмитрию удаются рассказы на эту тематику. Когда читаешь их, настолько сливаешься с реальностью, спрятавшейся за простыми печатными буквами, что начинаешь чувствовать себя сидящим на песке, погружающим руки в барханы и процеживающим крошечные шарики сквозь пальцы. Ощущаешь на лице дуновение жаркого ветра. И словно бы необъятная пустыня раскрывается впереди и позади тебя, слева и справа, обступая со всех сторон. Только таким описанием, пожалуй, я могу передать чувства, возникшие у меня и при чтении этого рассказа.
Песок течёт, сыплется, даже плещется, а время идёт… и кажется, что всё в этом мире эфемерно… такие переживания рождает текст. Такие мысли и образы. Имеют ли они отношение к содержанию, к самой истории? Думаю, да. Во-первых, место действия — пустыня, безжалостная и безграничная; во-вторых, в ней, истории, озвучивается серьёзный вопрос: какой выбор сделать человеку, когда он и его друг стоят у самого края высоченной чёрной скалы, обрывающейся в неизвестность и носящей имя Смерть? Разные люди примут разные решения, но выбор, сделанный одним из героев рассказа, однозначен.
"Песочный человек" — история о самопожертвовании. И ещё о том, как земля помогает своим детям, если они этого хотят и если им действительно это нужно. Не теряй надежды. Никогда. Ибо это грех и это — неправильно. Надейся, и воздастся тебе. Не зря же в тексте упоминается Творец: на его помощь надеются герои, и он в конечном итоге должен им помочь. Пускай посредством сверхъестественных сил и после некоторых событий — не будем уточнять, чтобы читать было интересно. Насчёт первых можно сказать: существование Творца не отменяет наличия в нашем мире потусторонних сил, а события, предшествующие вмешательству Творца, — это и плата, и испытание, а кто говорил, что всё в жизни даётся даром?
Рассказ объёмен, мир его хорошо прорисован, герои не плоские, добавим к этому ещё долю историчности и религии и получим на выходе то, что называется "Песочным человеком". Сам персонаж, песочный человек, придуман, кстати, не автором рассказа, точно так же, как и не другими писателями, эксплуатировавшими этот образ, но, возможно, массовым подсознательным людей, и в произведении таковое подсознательное выходит на первый план, чтобы… А впрочем, почитайте — вы найдёте всё в рассказе.
Вот те места, которые, возможно, стоит переделать:
"Он безустанно нес потоки песка, пожирающего все и вся. Настолько мелкие песчинки, что чуть ли не просачивались в межатомные щели, превращая все окружающее в мелкую крошку. Стоило нам оставить вездеход, наглотавшийся песка, и теперь способный лишь на продолжительный кашель, а не езду, как серая буря поглотила его на наших глазах, переварила. Тут невольно поверишь и в субатомные песчинки.
Хорошо хоть скафандры спасали от песчаной паранойи. Спецкостюм надежно оберегал тело, не позволяя ненасытным песчинкам подобраться к нему, что давало некоторую надежду". — Я прочитал в комментариях, почему в тексте оставлено столько "песка", согласен, это даёт атмосферность, ощущаемость — но не в таких, на мой взгляд, количествах: сначала "песок" делает рассказ более материальным, однако затем глаз всё чаще и чаще цепляется за повторы, а мозг недоумевает, к чему их столько? от одной трети можно, мне скажется, смело избавляться; второе предложение плохо построено и не согласуется с предыдущим — может, лучше "Песчинки были настолько мелкие, что чуть ли не просачивались в межатомные щели, превращая все окружающее в мелкую крошку"; в третьем предложении не нужна ЗПТ перед "и"; выражение "песчаная паранойя" мне не нравится, исключительно из-за смысла слова "паранойя", который, по-моему, тут неуместен.
"Об этом информировано руководство колонии, добывающей из местного песка драгоценный наноматериал, но не хочет верить Минзяу". — Тоже нет согласования — лучше так: "Руководство колонии, добывающей из местного песка драгоценный наноматериал, знает об этом, но верить не хочет".
"Но и отмахнуться от пророчеств профессора колонизаторы не могут, — бояться за свои шкуры". — Лишняя ЗПТ; "боятся".
"То, что вызванный магнитной аномалией ураган Минзяу назвал Чумой, было еще мягко сказано по отношению к этой заразе. Когда, облако накроет форт, не останется даже намека на присутствие людей на этой планете. Лишь серая пыль". — Здесь "мягко сказано" не к месту — можно сказать "не передавало в полной мере его силы", например; не нужна ЗПТ после "Когда"; "Лишь серая пыль" не согласуется с остальным текстом — стоит, мне думается, написать хотя бы "Лишь серая пыль будет владеть всем безраздельно"; повтор.
"Наш заказчик, — пескообрабатывающая компания, — нам" — Лишние ЗПТые.
"поэтому на случай, если мы не могли вернуться в форт" — "если мы не сможем".
"дрефь" — "Дрейфь" (затем это слово опять встречается).
"Пустим "сигналку" и нас подберут" — ЗПТ перед "и".
"и как ни в чем не бывало, мы продолжили путешествие к форту" — Лучше поставить ЗПТ после "и" либо убрать перед "мы", если делается акцент на том, что это устоявшаяся конструкция.
"двухкилометровой дистанции до колонии" — Так не говорят — "дистанция до": "расстояние до".
"Погружение в пустыню, как выход в открытый космос" — Я бы поставил ЗПТ после "космос".
"закатят сабантуй, — люди-то на нервах" — Лишняя ЗПТ.
" — Саша, ты что маленький" — ЗПТ после "что".
"Мы не можем рисковать жизнями колонистов. Нужно сделать все возможное" — Повтор корня.
"темная тень" — Тень ведь и так тёмная, если нужно подчеркнуть, что она ещё темнее, чем обычно, то можно сказать "чёрная".
"Так войдем моим ключом" — "Войти ключом" — вэри стрэйндж :) звучит.
"я поспешить" — "Поспешил".
"А то, что мой проводник оказался галлюцинацией подтвердили" — ЗПТ после "галлюцинацией".
Атмосферный объёмный рассказ о приключениях, выборе и высших силах, с предсказуемо-непредсказуемой — фраза станет понятна целиком после прочтения истории :) — концовкой.
Желаю удачи и успехов! :)
Похожие статьи:
Рецензии → Рецензия на рассказ Татьяны Левченко "Если в кране нет воды"
Рецензии → Рецензия на рассказ Механника Ганна "Амнистия"
Рецензии → Рецензия на рассказ Владимира Кузнецова "Praetori Imperialis"
Рецензии → Рецензия на рассказ Механника Ганна "Аллилуйя!"
Рецензии → Рецензия на рассказ Татьяны Левченко "Пугало"