Самый «классический», то есть наиболее известный и популярный, бестиарий – тот, что многократно переписывался в странах средневековой Европы: Франции, Германии, Итальянских княжествах и иже с ними. Даже те, кто раньше не уделял особого внимания этой теме, наверняка встречались с некоторыми из нижеупомянутых персонажей.
Широко известна амфисбена – змея о двух головах, иногда называемая еще «муравьиной маткой» за то, что, согласно легенде, именно муравьи ее и кормят. Обитает в Африке и, по словам Исидора Севильского, «единственная из гадов, кто не страшится холода». Амфисбена сама не нападает на людей, но, если наступить на нее, способна ужалить любой из своих голов. Яд ее смертелен, а бороться с ней бесполезно, ибо, разрубленная на две части, она соединяется вновь.
Еще один страшный змей, укус которого парализует и приводит к быстрой смерти – это аспид, больше известный нам, как представитель славянской мифологии. Но, хоть и водится он в России и северных странах, был отлично известен и составителям европейских бестиариев. Этот змей отличается умом и сообразительностью. Чтобы справиться с ним, нужно обладать немалыми познаниями в области магии и… волшебной флейтой. «Ежели его колдун формулою магическою, либо заклинатель флейты музыкою сладостною одурманить пожелает, аспид, дабы заклинания либо игры музыкальной не слышать, так сворачивается, что одно ухо к земле прижимает, другое же хвостом себе затыкает».
«Путешествуя» из Руси в Европу, аспид поменял некоторые из свойств и обзавелся не менее симпатичными родственниками. Например, дипсада – змея, укус которой вызывает смертельную жажду. Или еще гипнал – убивающий людей сном. По преданию, именно этот вид аспида избрала Клеопатра, чтобы покончить с собой. Ядовитый геморрой вызывает у жертвы кровавый пот, вытекающий из пор вместе с жизненными силами. Престер – огнедышащий змей, постоянно держащий открытой ненасытный, дымящийся рот. Тот, кто поражен им, распухает и погибает от «чрезмерной величины тела текущего из всех отверстия злоточивого гноя». Самый опасный аспид – сепс – растопляющий, ибо не кусает жертву, а полностью расплавляет ее своим зловонным и горячим дыханием.
О змее ехидне известно только то, что сказал Иоанн Физиолог: «Самец имеет лице человека, а самка лице женщины; до пупа имеют вид человека, хвост же имеют крокодила. Прохода не имеет в чреве самка, но лишь игольную скважину. Так что когда всходит самец на самку, мечет семя в уста самки, и если поглотит семя самка, то отгрызает срамные части самца, и (тот) умирает. А возросшие дети проедают чрево матери и таким образом выходят, и умирает и она, и остаются лишь порождения, самец и самка, одни». Милейшие создания! Правда, кроме сородичей, никого больше не поедают. Что не может не радовать.
Там же, возле священной реки Нил, проживает птица ассида. (Надо полагать, что те, кто кое-что и кое-когда слышал о страусе, именно так нарекли эту безобидную птицу, превратив ее в мифологическое существо.) Этот зверь «имеет крылья, но летать не умеет, а ноги его подобны верблюжачьим либо коровьим ногам с копытами». Когда звезды Плеяды появляются на небе, это служит ассиде знаком, что пора откладывать яйца. Птица зарывает их в горячий песок и больше уже не возвращается на это место. Также не заботится она о детенышах. «Имеет замечательную способность переварить все, что глотает. Глупость свою показывает, когда, скрывая голову в кустарнике, думает, что невидима, даже при том, что большое тело ее не укрыто».
Менее безобидная птичка – виверна – кое-кем даже считается порождением ястреба, вступившего в союз с драконом. Виверна имеет лапы птицы, крылья нетопыря, длинную змеиную шею и роскошный хвост, вместо перьев украшенный стрелами. Этими симпатичными «перышками» птица способна пронзить врага на очень большом расстоянии. Удар такой стрелы смертелен – ведь ее наконечник ядовит.
Что касается грифонов, до сих пор не совсем ясно: животное это или птица. Грифоны были всегда и везде: и в Древней Греции, и в Ассирии, и в Персии, и во многих других странах. В средние века они благополучно перекочевали с многочисленных античных рисунков и рельефов, утратив свою прародину (если она у них и была) и превратившись в классического монстра, представленного среди скульптур Нотр-Дам Де Пари. Грифон имеет львиные лапы и туловище, орлиные крылья и голову. Обладает жадным и противным характером: с древнейших времен эти существа постоянно воюют с племенем одноглазых людей – аримаспами – из-за золота. Кто является истинным хозяином кладов, не уточняется, но каждая из сторон, естественно, считает таковым именно себя.
К людям грифоны равнодушны, исключая те случаи, когда видят у них украшения из золота и драгоценных камней. В этой ситуации грифон «по определению» полагает, что это – его золото, и нападает на ничего не подозревающего человека. Настоятельно рекомендуется отдать все побрякушки и быстренько убежать, потому что орлиноголовый лев обладает мощными лапами и сильным клювом, так что исход поединка будет однозначно печален для человеческой особи.
В жарких странах Аравии и в долине Нила обитает страшный зверь амфиптерий, «имеющий пару крыльев, по обеим сторонам тела расположенных, мощные челюсти, а глаза и уши — малые размером. Тело его покрыто крупной чешуей, а цвета он зеленого либо рыжего. Самый редкий зверь – синий амфиптер» (Анджей Сапковский). Этот безногий крылатый дракон охраняет деревья, с коих собирается смола ладан. Тех же, кто рискует приблизиться, амфиптерий убивает и пожирает.
Волшебный зверь йейл (эал, ял, йель, центикор) впервые упоминается в Плиния Старшего в рассказе о существах, обитающих в Индии: «Там же водится зверь, называемый эал; величиною он с гиппопотама, слоновьим хвостом, цветом черный или рыжий, кабаньими челюстями, с подвижными рогами в длину большими, чем локоть, которыми в битве он атакует, попеременно чередуя, направляя их прямо или вбок в зависимости от обстоятельств». Людям следует относиться к этому животному с почтением, ибо йейл враждует с василиском, и часто, увидев, что последний пытается убить кого-то взглядом, бросается на помощь.
На далеком Востоке, за пределами Ойкумены, обитает дивный зверь боканнон. «Голова у него и тулово бычачьи, а на шее грива, яко у коня. Имеет рога, однако столь закругленные и так сильно назад выгнутые, что никому ими вреда причинить не может. Однако же защиту, коей природа поскупилась дать ему в рогах, она щедро восполнила в кишках. Видя себя преследуемым, боканнон тылом к преследователям оборачивается и, громко пуская ветры, поражает оных вонию и испражнениями столь страшными, что очи на лоб вылазят, а волосы в завитки закручиваются, и к тому же на три мили вокруг. Упорнейший охотник от такового убегает и боканнона преследовать более не решается» (Исидор Севильский).
Милейшее создание – камелопард – это просто-напросто жираф. Но, поскольку Африка в те далекие времена представлялась чем-то вроде «края света», обитающие там животные приобрели мифологическую и легендарную окраску. Так и безобидный жираф превратился в сильного, свирепого и неукротимого хищника.
Левкрокота также проживает в жарких южных странах и необычайно быстро бегает. Плиний Старший описывает ее следующим образом: «Размером она с дикого осла, с ногами оленя, шеей, хвостом и грудью как у льва, головой барсука, раздвоенным копытом, пасть достигает ушей, а вместо зубов одна сплошная кость; говорят, что это животное может подражать человеческому голосу». Этот удивительный зверь способен менять свой пол раз в году. Левкрокота гибельна для собак: оказавшись в тени животного, несчастный пес онемевает, потом на него нападает паралич и он издыхает в страшных мучениях. Для людей эти существа опасны тем, что, подражая человеческому голосу, завлекают путников в глубь пустыни, где они и гибнут от жажды, а зверь пожирает их трупы, подобно гиене.
Один из самых чудовищных зверей – печально известный василиск, убивающий взглядом. Где конкретно он обитает — неведомо, потому встречи с ним нужно опасаться всегда, когда находишься в пути, солнце скрывается за горизонтом, а до человеческого жилья далеко. Как он выглядит: тоже точно неизвестно. На сей счет хронисты так и не пришли к единому мнению. «Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву», — свидетельствует Плиний. «Местом обитания Василисков являются пещеры, они же — его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов, потому как те слишком «чистые» животные» — утверждает Иероним Блаженный.
Точно известно только одно: победить василиска можно, если показать ему зеркало. Увидев свое отражение, зверь уставится на него, и смертоносная мощь его взгляда обратится против него самого.
Порождение Ночи и Хаоса – мантихора – существо с человеческим лицом, скорпионьим хвостом с ядовитым жалом на конце, тремя рядами зубов и голубыми глазами. Согласно античному автору Ктесию, этот зверь «величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикрепленными у него к хвосту». Это чудовище умеет удивительно быстро бегать, а, поскольку обитает в пустынных местах, с огромным удовольствием гоняется за заблудившимися путниками. Самое неприятное заключается в том факте, что мантихора – людоед, так что лучше с ней не встречаться.
Неизвестно, как это существо размножается, потому что все, кому удалось выжить после встречи с ним, утверждают, что оно может быть только самкой.
Очаровательный символ вечной жизни в Боге – саламандра – столь холодна, что не сгорает даже в ярчайшем пламени. Тем, кто не верит в этот удивительный факт, можно напомнить о Фениксе, обладающим аналогичным талантом. Эта милая ящерка огненно–рыжего цвета любит резвиться в огне, а носящий одежду из ее шкурки застрахован от пожаров и ударов молний. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра не только обитает в огненной стихии, но и питается ею, да и порождается самим пламенем. Видимо, по этой причине, многие алхимики, разочаровавшись в превращении свинца в золото и поисках философского камня, пытались «породить» это волшебное существо в пламени печей.
Огнем же, по преданию, питается и химера, впервые упомянутая Гомером в «Илиаде»:
«Юноше Беллефонту убить заповедал Химеру
Лютую, коей порода была от богов, не от смертных:
Лев головою, задом дракон и коза серединой,
Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным.
Грозную он поразил, чудесами богов ободренный…»
Сервий Гонорат отмечает, что чудовище это родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Когда-то Плутарх высказал предположение, что Химера — это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею.
Люди средневековья не соглашались с благоразумными античными авторами: химера существует, вот только, на самом деле, это не лев, дракон и коза, а лев, коза и змея с женской головой и грудью. Поистине необычное животное! Благодаря своему дивному строению только она одна обладает способностью пожирать пустоту, в коей и обитает. А огонь – пища ее в нашем мире, где пустоты, как известно, не существует.
Похожие статьи:
Статьи → Скандинавия - страна монстров и красавиц
Статьи → Иеманжи - Матерь Вод
Статьи → Обитатели Страны Восходящего Солнца
Статьи → В царстве Пресвитера Иоанна
Статьи → Маленький японский бог