Люди всегда любили сказки. А в средние века особенно. Потому-то, может быть, и выдумали, что за «тридевять земель, в тридесятом царстве», где-то на Востоке, в Земном Раю, или в Царстве Пресвитера Иоанна, находится волшебная земля. Там растут невиданные растения, по полям да лесам бродят чудесные звери, а живут там такие существа, каких мы себе даже и вообразить не можем.
Самыми «нормальными» (с нашей, человеческой точки зрения) обитателями этой далекой земли можно считать десять потерянных Израилевых колен. Они хоть на людей похожи. Чего про остальных сказать нельзя.
Ну вот, например, блегмы (или блемии). Упоминания о них встречаются уже у античных авторов: Плиния Старшего, Авла Гелия и Солина. Правда, древние историки полагали, что блегмы обитают в Эфиопии или Ливии. Наверное, Африка в те далекие времена представлялась им таким же краем света, как Гонорию Августодунскому (XIIвек) – Восток. Ведь именно он поселил это племя в земном раю.
Блегмы отличаются от простых смертных тем, что у них нет головы. Глаза расположены на месте сосков, а рот – на животе. В силу такого анатомического устройства язык их состоит из одних гласных: произносить пузом согласные звуки, видимо, не очень удобно.
Народу этому приписывается кровожадность и воинственность. Блегмы всегда готовы напасть на соседей, победить и… съесть противника. Н-да! Радует, что у нас таких соседей нет.
Зато исхиаподы (скиаподы, они же – тененоги) – мирнейшие и добродушнейшие создания. И голова у них, кстати, на месте. Зато нога всего одна, вырастающая прямо из середины туловища. Поэтому исхиаподы не ходят, а прыгают. И очень быстро: настолько, что «за ними не угнаться даже самому резвому коню. И от восхода до заката они способны не утомляясь пробежать путь, который нам не одолеть и за неделю» (Исидор Севильский).
Нога исихиапода заканчивается огромной – в два раза больше человеческой – ступней. На рассвете эти существа ложатся спать, поднимая ступню над головой, чтобы защититься ее тенью от палящего солнца.
Знаменитые пигмеи «ликом темны и коричневы, ростом малы, кожей сморщенны, яко младенцы новорожденные или старцы древние, а нравом злобны и мстительны» («Римские новеллы»). Любят стрелять в недругов отравленными стрелами и постоянно воюют с людьми-журавлями. Причина распри давно забыта обеими сторонами, но война продолжается и, видимо, будет продолжаться до «последней капли крови» одного из противников.
Люди-журавли, в отличие от своих врагов, ростом очень высоки и кажутся еще выше за счет длинной птичьей шеи. Голова у них тоже птичья: узкая, с клювом. Говорят, у этого народа существует похвальное обыкновение назначать судьями тех, у кого самая длинная шея. Делается этого для того, чтобы решение как можно дольше шло от сердца к голове: по пути успокаиваясь и становясь более разумным и справедливым.
Говорят еще, что в многовековой войне с пигмеями люди-журавли неповинны. Причиной послужили якобы журавли настоящие, которых пигмеи обожают в вареном и жареном виде. Ну а их человекообразные родственники просто решили отомстить за смерть сородичей. Впрочем, это только легенда – настоящая же причина, как упоминалось выше, сокрыта в глубине веков.
Оба эти племени жутко болтливы, так что жить с ними рядом – мука мученическая. Круглый день и полную ночь и пигмеи, и люди-журавли способны разговаривать обо всем на свете. Преимущественно, конечно, о вредных и гадких врагах своих.
Паноции (панонии) – существа загадочные и таинственные. И не только потому, что предпочитают обитать в зеленых лесах, по берегам прозрачных озер, и не любят показываться на глаза другим жителям земного рая. Дело в том, что даже в своих селеньях они ходят, обернувшись с головы до ног (дабы не оскорблять стыдливость сородичей нагим видом)… в собственные уши, опускающиеся с головы до самых коленок. Уши у паноциев действительно необыкновенные: можно не только завернуться в них, как в покрывало, но и планировать с их помощью с вершин деревьев на поляны. Прикрываться органами слуха настолько вошло у этого племени в привычку, что они пользуются ими как одеялами: ночью – во время сна, и днем – во время совокупления.
Пикантная деталь: если про другие племена нам точно неизвестно, как выглядят у них органы для продолжения рода, про паноциев это выяснено достоверно. Половые органы расположены у них на шее (там, где у мужчин кадык). Женщины прикрывают интимные места шелковыми платками, а мужчины оставляют открытыми, ибо с помощью своих «щупиков» могут точно определить, откуда дует ветер и какие он нагонит тучки. Подобное умение весьма полезно в сельскохозяйственной деятельности.
А вот личности совсем уж «нечеловеческие» и, скажем честно, малосимпатичные – кинокефалы. Поначалу, с ними, вроде, все понятно: как следует из названия это – люди с собачьими головами. Правда, еще античные художники никак не могли придти к единому мнению: какую голову рисовать? То ли овчарки, то ли добермана, то ли еще какую-то?
Кинокефалы злобны, дики и неукротимы. Они живут гаремами – один самец и много самок, постоянно дерутся из-за женщин и прекращают внутриплеменные распри только для того, чтобы порвать на клочки заблудившегося путника. Дрессировке не поддаются, ни в какой контакт с другими существами не вступают. Судя по характеру, им больше всего подойдет голова стаффорда или бультерьера.
На фоне кинокефалов просто ангелами выглядят киклопы (циклопы) – великаны с одним оком посередине лба. Да и характер у них помягче. Киклопы сами ни с кем не воюют, скандалить не любят, а предпочитают весь день сидеть на солнышке и ничегошеньки не делать.
А если случайно не заметят какого пигмея или блегма и наступят на него, так это не со зла. Просто одним глазом вниз смотреть не сподручно. Это племя хорошо еще и тем, что всегда молчит, в чужие дела нос не сует, с соседями не ругается.
Средневековые хронисты единодушно полагали, что все эти существа были созданы господом на шестой день творения, следовательно, людьми не являются. Лично я бы с ними поспорила. А вы делайте выводы сами.
Похожие статьи:
Статьи → Скандинавия - страна монстров и красавиц
Статьи → Обитатели Страны Восходящего Солнца
Статьи → Маленький японский бог
Статьи → Иеманжи - Матерь Вод
Статьи → Классика средневекового жанра