Самый мирный ассасин
в выпуске 2013/02/18
ОБРЕТЕНИЕ ВЕРЫ
Увы, действительность не всегда похожа на сказку. И часто настолько отличается от легенд и мифов, что в нее даже трудно поверить. А правда такова: Хасан аль Саббах был мирным человеком. За свою долгую жизнь он сам не пролил ни капли крови.
Родился Хасан около 1050 года. Родители мальчика, люди не бедные, стремились дать ему подобающее образование. И талантливый ребенок очень скоро преуспел во всех науках, особенно в изучении Корана. «С юных лет, – писал аль Саббах в своей автобиографии, – воспылал я страстью ко всем сферам знания, и мечтал проповедовать слово Аллаха, храня верность заветам отцов».
Быть бы юному Хасану проповедником и толкователем Корана, если бы не один из его профессоров – некий Амира Зарраб, познакомивший юношу с учением исмаилитов. Поначалу Хасан пытался возражать учителю, но никаких аргументов привести не мог, хоть и полагал: «Что они изрекают, противно религии!» Неизвестно, сколько бы продолжалось это религиозное противостояние, если бы не внезапная болезнь Хасана.
Никто в точности не знает, что произошло, пока молодой человек лежал почти что на смертном одре, зато известно другое: по выздоровлении он отправился в обитель исмаилитов и поведал, что желает перейти в их веру.
ХРАНИТЕЛИ ИДЕЙ ПРОРОКА
Не углубляясь в подробности религиозных распрей тех далеких времен, нужно все-таки сказать о том, кто такие исмаилиты и откуда они взялись.
После смерти пророка Мухаммеда в 632 году его преемником стал один из вернейших соратников – Абу Бакра. Но с таким выбором были согласны далеко не все. Враги Абу Бакра и сторонники «чистой» линии наследования группировались вокруг зятя и двоюродного брата Мухаммеда – Али. Они называли себя «шиитами», то есть «группой». Войны и убийства халифов из обоих родов следовали с переменным успехом, а в 765 году в движении шиитов – уже не только религиозном, но и политическом (к ним примыкали беднейшие слои населения, недовольные властями, и борцы за чистоту веру, за освобождение ее от стяжательства и завоеваний) – произошел раскол. После смерти шестого имама – прямого потомка Али – наследником был избран не его старший сын Исмаил, а младший. Последователями старшего и стали исмаилиты.
Их проповедь снискала неожиданный для врагов движения успех. Законники и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его наследников. Простых людей манили мистические пророчества, полные тайны. Ученые интересовались философским истолкованием веры. А бедноту привлекала деятельная любовь к ближнему, которую проявляли исмаилиты. Они же основали Фатимидский халифат.
Увы! ко временам Хасана аль Саббаха власть халифов уже пошатнулась, хотя исмаилиты и продолжали верить, что только они являются истинными наследниками и хранителями идей пророка.
ОПЛОТ ИСМАИЛИТОВ
За последующие шесть лет Хасан стал исмаилитским проповедником, причем настолько известным, что халиф пригласил его для знакомства и ученой беседы в Каир. Почтение, оказанное молодому человеку по приезде, не обмануло его. Хасан был разочарован: почитаемый им потомок Али оказался лишь марионеткой в руках всемогущего везиря. Разногласия с этим царедворцем довольно быстро дошли до такой степени, что Хасан был арестован и выслан в Тунис.
Судно, на котором он плыл, уже как пленник, потерпело крушение. Единственный, кого всемогущий Аллах спас из вод морских, был аль Саббах.
Клятва верности, принесенная халифу – пусть он не был реальным правителем, одушевляла молодого проповедника. Он решил стать истинным оплотом исмаилитской веры, распространять ее по всему миру, бороться с неверными и отступниками.
Но для этого нужны были силы: войско, преданные люди, укрепленные крепости. Одна из таких крепостей – неприступная твердыня Аламут – располагалась в горах Эльбруса на южном побережье Каспийского моря. Правда, на тот момент она была занята совсем другими людьми, но это не могло остановить аль Саббаха.
Пламенные речи Хасана привлекли в его ряды многих людей, готовых нести дальше знамя истинной веры. Их-то он и заслал в деревни, окружающие Аламут, с проповедями. Местные крестьяне своих властей не жаловали, так что охотно склонились на сторону исмаилитов. После «первого эшелона» распространителей слова Аллаха в крепость прибыл и сам Хасан аль Саббах. К тому времени и гарнизон, и жители окрестных деревень были на его стороне. Оставшемуся в одиночестве коменданту пришлось уйти, не дожидаясь, когда его попросту выкинут за крепостные ворота. Правда, заняв чужое место, Хасан выплатил коменданту приличную сумму, как сказали бы сейчас, «в качестве компенсации за моральный ущерб».
С тех самых пор и до самой своей смерти – целых тридцать четыре года, Хасан аль Саббах ни на мгновение не покидал крепости.
КАРА ДЛЯ ОТСТУПНИКОВ
Даже его враги – а их было немало – признавали, что проповедник «жил, как аскет, и строго соблюдал законы». Будучи искренне верующим, он строго карал подчиненных, рискнувших хоть в чем-то отступить от закона. Одного из своих сыновей Хасан приказал казнить, застав его за распитием вина. Другого сына также лично приговорил к смерти, только заподозрив, что юноша причастен к убийству одного из проповедников.
Строгий до полного бессердечия, но справедливый, Хасан, по отзывам приближенных, был «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках». Одаренный мудростью превыше многих, он жаждал власти и силы, но лишь во имя распространения истинного слова Аллаха.
Большая держава строится с малого. Захват начинался с сел и деревень. Поначалу проповедники Хасана увещевали местных жителей примкнуть к истинной вере. Если же слову не подчинялись, исмаилиты прибегали к оружию.
Первое убийство не в военное время произошло почти случайно. В городе Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону одного муэдзина. Когда старик отказался – его убили. В ответ местный визирь приказал казнить главаря исмаилитских проповедников и протащить его мертвое тело по улицам города.
«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», – возгласил Хасан аль Саббах собравшимся во дворе крепости Аламут и вопросил, кто готов освободить мир от жестокого. Вызвался некий Бу Тахир Аррани. Он подстерег визиря при выходе из дома, когда вельможа уже собирался проследовать в свой гарем, и нанес ему удар кинжалом. Рассвирепевшая стража бросилась на Аррани и убила его на месте, но было уже поздно.
На стене крепости Аламут появилась доска с памятной надписью: имя убийцы и имя убитого им, с перечислением всех грехов последнего. За время правления Хасана аль Саббаха на этой доске появилось еще сорок девять имен: султаны, цари, везири, священники, ученые, писатели… Все они покинули путь пророка и заслуживали смерти.
КОВАРНЫЕ БЕЗУМЦЫ
Спустя четыре года после воцарения в крепости Аламут Хасан получил известие, что в Каире скончался халиф, которому в свое время проповедник принес клятву верности. Но новым правителем стал не старший, а младший сын. Итак, прямое наследование прервалось и здесь. Закон был опять нарушен. Отныне Хасан считал себя свободным от клятвы земному властителю. Единый Аллах был его господином. И во имя Аллаха он продолжал насаждать чистоту веры всеми доступными ему способами.
Там, где не помогали уговоры и проповеди, в дело вступали ассасины – посланники властителя Аламута. Их сила и коварство не знали себе равных.
Человек мог проснуться утром в своей постели и обнаружить возле изголовья кинжал с запиской: «Следующей ночью этот нож будет в твоем сердце». Конечно, после такого предупреждения потенциальная жертва вела себя тише мышки.
Сам Хасан никогда не совершал убийств, но все планы разрабатывал лично. Стратегическим талантом проповедник владел в полной мере.
Исполнители его воли не спешили: они могли проникнуть в свиту жертвы, завоевать ее доверие, месяцами ждать удобного случая. А, совершив кару, никогда не заботились о том, чтобы выжить. Ибо знали: убив врага Аллаха, после смерти они попадут в рай. Может быть, именно беззаветная преданность своему предводителю и религиозный фанатизм и породили легенду об убийцах, одурманенных наркотиками.
На самом деле, имеется более прозаическое объяснение. В Сирии в те далекие времена всех безумцев и сумасбродов назвали «гашишинами» – тем же словом, которое употреблялось и для любителей наркотиков. Откуда и пошло искаженное европейское «ассасин».
Да и трудно представить, что столь строгий аскет, как властитель Аламута, каравший смертью за глоток вина, позволил бы превратить свою крепость в наркотический притон: ведь употребление гашиша – грех еще более страшный.
НАСЛЕДНИКИ И ПРЕЕМНИКИ
Хасан аль Саббах всю свою жизнь посвятил завоеваниям и жестоким убийствам, но вела его великая и чистейшая цель: распространение истинной веры. Надо отдать ему справедливость: там, где можно было, он обходился увещеваниями и убеждением.
Вера в то, что он праведно прожил жизнь, не оставляла старца до самой кончины, последовавшей в ночь на 23 марта 1124 года.
После смерти Хасана наследники и преемники продолжили его дело. Более ста лет они распространяли свою веру и мирно, и убивая несогласных. Много людей поплатилось жизнью за непокорство. Дважды покушались они и на самого знаменитого халифа того времени – Саладина. Второе покушение увенчалось успехом. От руки посланников властителей Аламута, во время крестовых походов в числе многих других пал и Конрад Монферратский – король Иерусалима.
Ассасины были упорны, они долго продолжали свою, со временем ставшую безнадежной, борьбу. Она ослабила их настолько, что в 1256 году последний правитель Аламута – Рук аль Дин – без боя сдал крепость монголам. Крепость была сравнена с землей, люди и правитель убиты. Монголам не было дела до чистоты веры и великих идей.
Историк Джувейни так заканчивает свой рассказ об ассасинах: «Его (Рук аль Дина) и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так от него и его племени не осталось более и следа».
Эти слова неточны. Маленькому сыну Рук аль Дина удалось спастись, и впоследствии он стал имамом. Говорят, род его не пресекся до сего времени, а под рукой его наследников по-прежнему состоят жестокие и бессердечные убийцы – ассасины. Но вот правда ли это? Кто знает.
Похожие статьи:
Статьи → Реабилитация Синей Бороды
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |