Tomb Raider - cерия игр, ставшая франшизой, отпраздновала в 2016 году свое двадцатилетие. За это время вышло более 30 историй о знаменитой Ларе Крофт, и главная героиня запомнилась всем как женщина с волевым характером, бесстрашная и умная, ловкая и сильная, а также обладающая весьма привлекательной внешностью. В 2003 году вышла первая экранизация с Аджелиной Джоли в главной роли, после чего облик расхитительницы гробниц, представленной в фильме, стал незыблемым каноном.
>
Лару Крофт многие называют «Индианой Джонсом в юбке», но лично я с таким мнением не согласна: если британский ученый, одержимый археологией, стремился в первую очередь найти легендарные артефакты и попутно отбивался от культистов (чаще всего – от нацистов, так уж исторически сложилось), то богатая эрудированная наследница именно похищает эти артефакты из-под носа у всяческих тайных орденов, чтобы отдать мировое наследие под защиту властей. К тому же, надо признать, доктор Джонс и Лара живут в разные времена, хоть и связывают их гробницы и сверхъестественные явления. Жаль, что Индиана Джонс – это уже прошлое: только вспомните последний фильм, апогей абсурда и технических и сюжетных несостыковок, - в то время как Лара представляет современность. Поэтому сравнивать этих персонажей ни в коем разе нельзя.
И самое главное: Лара Крофт развивалась, менялась – взрослела, матерела, в то время как Инди просто продолжал свои любительские вылазки «дикарем» на природу. И вот в 2018 году миру была представлена совершенно новая молодая расхитительница гробниц.
Фильм был снят на основе перезапуска адвенчуры в 2013 году, в которой рассказывается, как скромная девушка стала суровой выживальщицей и приключенкой. Признаться честно, эта игра хоть и была новинкой, но попала под потоки нескончаемой брани игроков и критиков, потому что студия наняла в качестве сценариста Риану Прачетт. Несмотря на родство, она знаменита своими корявыми сюжетами, неадекватными персонажами и полным сливом концовок, и «Tomb Raider», к сожалению, не был исключением. К слову, именно из-за сценариев этой особы многие перспективные игры оказались провальными, например, «Thief 4», «Mirror`s Edge», «Rise of the Tomb Raider» и др. Хорошая новость: писательница официально заявила, что больше не будет работать над сценариями игр о Ларе Крофт.
К чему это предисловие? По моему мнению, кино, вышедшее в прокат 15 марта 2018 года – это образцовая «та самая» Лара Крофт, которую ждали фанаты. Картина хоть и основана на игре, но самобытна и полноценна. Да, многие моменты взяты полностью из игрового сюжета: от пресловутого разбившегося самолета времен Первой Мировой до ледоруба с красной эмалированной рукоятью, - но создатели не побоялись отойти от оригинала и только выиграли на этом. Большую похвалу также заслужила и молодая шведская актриса Алисия Викандер, которая сама выполняла все акробатические и травматичные сцены, сама ходила в спорт зал, сама – фанатка леди Крофт. Она на все сто справилась со своей ролью, даже несмотря на то, что еще за год до премьеры интернет истекал ядом по поводу того, что девушка не сможет переплюнуть Джоли.
Персонажи второго плана тоже не подкачали. Лично меня очень порадовал Дениэл Ву, которого я знаю по роли кромсателя Санни из сериала «В Пустыне Смерти». Несмотря на то, что персонаж пьянчуга-капитан Лу Рэн, соратник и друг по несчастью Лары, перекликается характером с хладнокровным воином на службе у барона, впечатления, что актер играет самого себя, нет. В фильме есть, никуда от них в жанре экшена не деться, штампы и даже диалоги в стиле капитана очевидность, но они не портят основной сюжет. И это, в общем-то, наверное, единственные два недостатка, о которых можно сказать.
Далее я бы хотела поделиться самой историей: о замысле, о событиях, о главной героине, - поэтому предупреждаю: будут спойлеры.
Тогда как сюжет в игре начинается сразу же с экспедиции, организованной другом семьи Крофтов, с целью найти лорда Ричарда Крофта, фильм же в первой трети повествует о девушке-бунтарке, отказавшейся от наследства, доставшегося ей от пропавшего уж как семь лет отца. Лара – боец, но еще не «оперившийся». У нее нет образования, она работает курьером в ресторане, и единственная ее цель – заработать на самостоятельную жизнь. Ну и оплатить взносы в бойцовском клубе, чтоб ей позволили дальше тренироваться. Отчаянность и даже в какой-то степени «сорвиголовость» главной героини показана через велосипедную гонку – «охоту на лису», где Лара соглашается ради денег на роль лисы. Надо сказать, гонка на велосипедах по городу – довольно-таки свежий сюжетный ход. В конце концов, конечно же, девушку вынуждают признать смерть отца и принять наследство (поместье + богатство + целый концерн). С этого момента ей в руки попадает японская головоломка, которую Лара открывает очень даже быстро – мол, руки помнят. Дальше сюжет начинает набирать обороты: записка, фото, ключ, семейный склеп с тайной комнатой, видеозапись-навет отца; отличный юморной (на добротном интеллектуальном уровне) момент со скупщиком; пристань уже где-то в Японии, погоня за уличными воришками, пьяный, но разумный друг по несчастью. Очень реалистично снят шторм, при этом сохранена стилистика и палитра аналогичной сцены из игры. И хорошо, что аспекты выживания, на которых ломается гейм-процесс (то несчастная замерзающая у костра Лара стонет, как ей тяжко и страшно, то воинствующая боксирующая Лара вламывает парням-контрабандистам направо и налево), опущены – позвольте, я так же опущу мое ворчание по поводу стрельбы из лука. Несмотря на то, что главному злодею выделено не очень много экранного времени, у руководителя группировки на найденном острове есть своя предыстория, даже подсознательно начинаешь ему сочувствовать – семь лет, бедняга, торчит тут на острове, а тем временем без него дочки растут, жена тоскует. Немного подводит оказавшийся живым Ричард Крофт. Все реплики слегка пафосного капитана очевидность исходят именно от него (например, «Ловушки здесь не для того, чтоб никто не проник, а для того, чтоб никто не выбрался», «Если для спасения миллионов жизней надо пожертвовать лишь одной – пусть будет так»), но в финале он ведет себя вполне адекватно для своего персонажа.
Радует, что для фильма взяли не потрепанные всеми авторами египетские или перуанские пирамиды, а японскую гробницу, да и со сверхъестественным не стали перебарщивать – оживших мумий или мифологических существ, как в играх, здесь нет, - хоть и тема неизлечимого вируса или абсолютного биологического оружия уже рассматривалась во второй экранизации с Аджелиной Джоли. В самой придуманной легенде о японской императрице в финале также оказываются «подводные камни», которые хоть и были предсказуемостью, но обыграны очень и очень славно. В целом, сюжет не ловит звезд с неба, но крепок и самодостаточен, ничего другого от приключения и не ждешь.
Концовка фильма – один сплошной намек на продолжение, причем вешки были расставлены по всему повествованию, и фильм умело склеивает их воедино. У меня появилась надежда, что в следующей части о Ларе Крофт расскажут об Атлантидском Триумвирате из игры «Tomb Raider: Anniversary», потому что предполагаемая новая главная злодейка напоминает Натлу, одну из правительниц древнего государства. Но как и что именно будет реализовано в фильме из игры (стражи храма кентавры-исполины, динозавры, статуя царя Мидаса с действующей золотой дланью, атлантидские жуткие твари) – нет никакого представления, и есть одно «но» - действие игры происходит в 1996 году. У некоторых фанатов есть предположения, что во второй части Лара пойдет по игровому канону – будет искать в лютой снежной Сибири Китеж-град (запах невыносимой и бессмысленной «клюквы»: в памяти всплывает момент, когда Лара читает надпись на огромном ордене СССР «Ленин жил, жив и будет жить»), убивать медведей и ныкаться по теням советской заброшенной фабрики от мародеров… Как бы там ни было, у новой молодой Лары уже есть опыт, есть цель и мотивы, так что искренне желаю будущему фильму произвести на зрителей такое же большое и светлое впечатление.