…Межпланетные Империи гигантских, невообразимых размеров; ИскИны, превосходящие разумом человека и продолжающие прогрессировать; порталы в иные миры и перемещения в квантовом пространстве; перемешанные времена, миры и существа этих миров; огромное количество цитат — с кавычками и без кавычек, скрытых и явных; многочисленные отсылки к литературе разных народов, научным трактатам, классике мировой литературы и популярным изданиям. А еще – вечные ценности: дружба, любовь, надежда. Все то, без чего немыслим никакой мир. И никакое существо. То, без чего никто – в любом пространстве-времени, на любом уровне развития – не сможет жить. Хотя иногда и пытается, теряя себя и обретая вновь.
Конечно же, Дэн Симмонс.
…Трое стареющих друзей, собирающихся в тихом домике, чтобы вспомнить молодость, выпить по бокалу вина и поиграть в игру-воспоминания: о когда-то случившихся событиях, к которым каждых из троих имел непосредственно отношение. Перелистывая фотоальбомы, обмениваясь газетными вырезками, пожилые люди подсчитывают количество очков за то или иное воспоминание.
Милое, безобидное развлечение. Что еще им осталось, кроме воспоминаний – тщательно отобранных, отфильтрованных, вставленных в рамочку, украшенных погребальными венками и политых чьими-то слезами.
Потому что эти воспоминания – о том, как каждый из троицы когда-то (и не единожды) послужил причиной смерти какого-то человека.
Кажется, игра не столь уж и безобидна.
Да – это тоже Дэн Симмонс. А роман — «Темная игра смерти». В оригинале он носит название Carrion Comfort (Утеха падали), так же, как и повесть, с которой все началось.
Я бы назвала эту книгу не характерной для Симмонса, если бы столь разнопланового автора можно было как-то характеризовать, «запихнуть» в рамки жанра, стиля, повторяющихся сюжетов. Но это невозможно. Кое-кто из критиков относит роман к жанру хоррора или психологического триллера, но это – слишком узкие определения для такой многослойной вещи.
Для меня лично «Темная игра смерти» — книга действительно выделяющаяся и выдающаяся. И в творчестве Симмонса. И сама по себе.
Потому что в ней нет космических кораблей, нет путешествий во времени и захватывающих приключений. Но есть люди. Точнее, сверхлюди, обладающие парапсихологическими способностями. Называйте их, как хотите: экстрасенсы, парапсихологи, колдуны от астрала. Но суть от этого не изменится. А она в том, что свои таланты эти сверхлюди обращают исключительно во зло. Они подчиняют себе «простых смертных» — их души, мозг, иногда тела — ради того, чтобы играть в свою игру. В которой ставкой выступает человеческая жизнь «низших».
Почему у Симмонса нет ни одного положительного «высшего» — для меня загадка. Может быть, автор искренне уверен, что способность властвовать над другими развращает даже самую сильную душу.
Или дело в другом. В том, что автор хотел сказать нам: даже ничтожные с точки зрения «властвующих», не обладающие никакими способностями «низшие» умеют побеждать. Потому что, в отличие от сверхлюдей, они просто люди. И им свойственны такие «излишние» чувства, как доброта, человечность. Они переживают, сочувствуют, любят. И сражаются за счастье и покой тех, до кого еще не дотянулись мысли и силы «высших». Просто потому, что зло должно быть остановлено.
И об этих очевидных истинах и банальностях Симмонс пишет так, что временами даже дыхание перехватывает. И начинает казаться, что ты живешь именно в этом, описанном автором мире. Хотя, кто знает, возможно, так оно и есть.
Когда я закончила читать «Темную игру смерти», у меня возник один вопрос. Точнее, два. А, может, это действительно один и тот же вопрос, но – с разных сторон.
Автор, если ты – один из них, почему рассказываешь нам об этом? А если нет, то как ты обо всем узнал? И почему еще жив?
Похожие статьи:
Обзоры → Еженедельный обзор фантастического арта. Выпуск 2.
Рецензии → Люди, которые играют в игры
Рецензии → Кровь, честь и секс на фоне шотландских пейзажей
Обзоры → Еженедельный обзор фантастического арта. Выпуск 3. Винтаж
Рецензии → Обзор №2/2015 журнала "Полдень"