Рецензия на Роман «Место на кладбище»
Автор: Лев Трубецкой.
Предисловие:
Данная рецензия написана в восхищении от несуществующих библиотек, изобренных Франсуа Рабле, от идеи подхваченной X.Л. Борхесом и А.Биой Касаресом, от жанра, в котором Стани́слав Лем написал не один том антологий.
Рецензия на несуществующее произведение.
Роман «Место на кладбище» – несомненная мистификация. Да и кто бы в здравом уме смог придумать подобный сатирический сюжет? Лев Трубецкой, автор романа, позиционирует себя как Вологодский футуролог. Он заявляет, что является одним из первопроходцев российской глубинки в данной области.
В предисловии он указал, что книга, написанная им в едином творческом порыве всего за три с небольшим месяца, является анализом произведений Нострадамуса и сопоставления их с безжалостными фактами современности. Но разве можно написать полтысячи страниц за такой маленький промежуток? Тем более, если за основу своей работы брать столь разнородный и трудный к сведению в единое целое материал. На мой взгляд — это лишь одно из многих неопровержимых доказательств — перед нами бесподобная мистификация.
Действие «Места на кладбище» начинается в недалеком будущем, до которого, если уж не мы, то наши дети точно доживут, как неутешительно говорит автор. Основные герои романа – Герман (типичный офисный клерк) и Мисс Смит (клиентка ЗАО "Ритуалпром"). Именно под сенью упомянутого гиганта Новой Российской промышленности и проходит действие всего романа.
Уже на первых страницах автор патетично, размахивая широкой кистью и не жалея красок, рисует наше общее будущее — страна уверенно занимает первое место в мире по пригодным для хранения тел территориям. В этой позиции мало что изменится. Потребности Европы растут с каждым годом, в то время как их собственные ресурсы уменьшаются.
Да-да! Все именно так, вам не показалось. Автор считает, что спустя пару десятков лет в России закончатся нефть и газ, и страна будет вынуждена торговать… местами на кладбище!
Отбросив ложный патриотизм и чувство гордости, Герман, устраиваясь на работу в "Ритуалпром", рассуждает: "У данного рынка большое будущее, ведь все нацелено в первую очередь на то, что бы дать возможность воплотить мечту о вечной жизни в надежду на реальность, тогда как кремация сжигает эту надежду".
Система захоронений в "Ритуалпроме" — главном предприятии страны новой эпохи — очень проста: ваш мозг подключают к аппарату, сканируя знания и память. Так создается голограмма с вашим образом. Родственники могут приходить к месту погребения и общаться с созданным прототипом, так же доступно общение "онлайн" через спутниковую связь и интернет. C помощью созданного образа имитируется работа усопшего в социальных сетях, и очень многие вскоре забывают, с кем они ведут общение – с живым человеком или с автоматом, выучившим все привычки некогда живого.
Казалось бы, выбранная тема относится к одной из вечных. Человечество давно грезит мечтами о вечной жизни. В романе не единожды поднимается вопрос о возможности воплощения мечтаний:
"… но как быть с возможностью так называемого "воскрешения"? — Миссис Смит нахмурилась. — Насколько мне известно, наука вплотную подошла к этому вопросу". Наука же, впрочем, даже в представленном нам варианте развития будущего продвинулась не настолько далеко, как бы хотелось.
Главный герой книги уверен, что внушаемые клиентам сказки — это всего лишь один из способов шарлатанов привлечь внимание и "урвать" деньги, уверен, что создаваемая голограмма будет иметь такое же отношение к человеку, как обычная фотография.
Сатира на нашу современную действительность, которой пропитан роман, также не является чем-то исключительным. Русская литература знает немало великих сатиристических произведений — начиная рассказами А. П. Чехова, и заканчивая книгами И. Ильфа и Е. Петрова. В наши дни произведения с описанием вариантов возможного будущего, в котором без труда угадываются черты настоящего, уже, кажется, можно выделить в отдельный жанр среди антиутопий.
Несмотря на откровенное уродство мира, в котором существуют герои, оторваться от книги практически невозможно. В книге множество ярких неповторимых образов, условно разделенных на три большие группы: на тех, кто руководит, кто производит, и тех, кто потребляет предлагаемые новым обществом услуги. Между этими слоями идет постоянная незримая война, несмотря на то, что без любого из этих звеньев система будет разрушена.
Также хочется обратить внимание на мистический образ штатного священника "Ритуалпром", оказавшегося в конце книги непримиримым сторонником атеизма. Несмотря на некую сюжетную схожесть данного героя с Отцом Фёдором Востриковым из бессмертного романа "Двенадцать стульев", священник Трубецкого обладает своим неповторимым шармом и тонким чувством юмора:
"Уныние это грех, сын мой. Может лучше чаю? <...> С чего ты взял, что это решит твои проблемы? Просто по штатной инструкции я должен предложить тебе чай."
Кроме того, отдельного упоминания заслуживает образ начальник отдела, в котором работает сам Герман. Седовласый пожилой мужчина представляется весьма интеллигентным и начитанным, несмотря на постоянные оскорбления в адрес подчиненных. Но если даже он и посылает «ко всем чертям» — то делает это столь изящно, что, кажется, отправляет в музей искусств.
Мать главного героя, несмотря на комичность сцен с ее участием, у читателей вызывает скорее раздражение, чем участие. Периодически она названивает Герману с просьбой "пристроить дядю Гену". Как оказалось, национальное богатство страны, продаваемое "Ритуалпромом" заграничным клиентам, для большей части населения России просто недоступно.
Грань понимания, образов и метафор "Места на кладбище" очень прозрачна и тонка. Трубецкой всё время ходит около пропасти, с каждым разом умудряясь подойти к ней всё ближе.
Стоит ли вообще читать эту книгу? Тем, кто не читал ранее подобные жанры, но заинтересовался и не прочь ознакомиться — пожалуй, не стоит. Лучше начать с антиутопий Рея Бредбери или Олдоса Хаксли. Данные авторы, несмотря отсутствие счастливых финалов, давали надежду на то, что описываемое будущее может и не случиться.
«Место на кладбище» же не оставляет после себя ничего, кроме щемящего чувства отчаяния и ощущения близящейся катастрофы.
Пройдя через захватывающие и опасные препятствия, герои навсегда меняются. Решение Миссис Смит — кремация. Словно бессильный выкрик против системы. Однако системе нет дела до голоса одиночки, в то время как толпа послушно заглатывает очередную порцию внушаемых увещеваний.
Но даже катастрофу Трубецкой преподносит с неизменным юмором и самоиронией: сломленный Герман решает вернуться к своей работе, подбирает на улице бездомного котенка и идет с ним в кабинет к начальнику. "Для жалости" — поясняет он изумленным коллегам.
Похожие статьи:
Рецензии → Рецензия на рассказ Г. Неделько "Бумеранг-3000"
Рецензии → Рецензия на рассказ Ермаковой М. "Барбосса Капитана"
Рецензии → Рецензия на сборник А. Бачило "Проклятье диавардов"
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв
Рецензии → Рецензия на рассказ "Пугало"