Антропоморфизм – явление в искусстве довольно обычное. В рассказе «Барбосса капитана» он настолько ярко выражен, что это уже вполне можно было бы назвать фурри. Животные – в рассказе это собаки – приобретают человеческие черты, так что это практически люди в зверином обличье.
Да и сам приют больше напоминает каталажку, где собрались характерные представители человеческого рода. Кто-то из этой разношёрстной кампании мечтает о свободе (толком не зная, что это такое), кто-то довольствуется миской каши – о радость! – с кусочком мяса.
Скажем, диалог двух героев, если не знать, что они – собаки, вполне можно принять за человеческий разговор:
«Барбосса вернулся на своё место. Позвал тихо:
— Старый?..
— Тут я, — донеслось в ответ. — Что надумал, командир? Будешь прорываться?
— Нет, — спокойно отвечал тот. — Куда мне от Капитана? Люблю ж его, знаешь?»
Так что рассказ, очевидно, призван обозначить некие социальные проблемы, и вызвать сопереживание неравнодушной аудитории.
Кстати, в названии рассказа и некоторых особенностях повествования чудится некая загадка, словно автор решил немного поинтриговать читателя. Имя главного героя вызывает в памяти читателя различные ассоциации: это может быть слово «барбос», это может быть «бордосский дог», а может – вопреки логике – создаться впечатление, что это вообще девочка.
Да, да, ибо та искренняя любовь, которую Барбосса испытывает к Капитану, похожа на ту, которая бывает у женщины к мужчине. Который пьёт, бьёт, отбирает последние деньги – а она его всё равно любит. Иначе трудно объяснить, почему мастифф, явно не первой молодости (это косвенно понятно из текста) так любит живодёра. Вряд ли собака, особенно такая серьёзная, как мастифф, станет испытывать преданность к случайно встреченному человеку. Разве что этот человек – бывший хозяин, решивший сдать собственного пса в приют.
Текст производит впечатление тщательно выписанного, продуманного, с проставленными в нужных местах эмоционально яркими фразами, которые должным образом действуют на читателя: «благородные черты лица Барбоссы изуродовал гнев — так огонь корёжит листы бумаги в огне, — а в его тёмных глазах прыгали красные искры, словно Бешенство уже проникло ему в кровь и запустило горячие пальцы в его мышцы». Это говорит о явном мастерстве автора и определённом опыте в написании рассказов.
Это подтверждается и закономерно вытекающим из предшествующего действия, обладающим высоким эмоциональным накалом, логически завершённым финалом. Трус и приспособленец получает по заслугам, больной старик жертвует собой ради молодого, не нюхавшего свободы, юноши, а главный герой умирает у ног любимого человека.
Словом, каждый герой получит своё, а читатель – добротный рассказ о нелёгкой судьбе собаки и не только…
Похожие статьи:
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Властитель Ночи [18+]