Размышления Джеймса Уоллеса Харриса (James Wallace Harris) о книге Брайана Стэблфорда (Brian Stableford) «Новая Атлантида: Историческая хроника научного романа» (New Atlantis: A Narrative History of Scientific Romance), в частности, и жанре НФ - в целом.
оригинал здесь
В эссе, которое я недавно писал для BookRiot – «Генезис научной фантастики» (The Genesis of Science Fiction), – я задавался вопросом: сколько лет этому жанру? Многие историки НФ утверждают, что «Франкенштейн» Мэри Шелли был первым НФ-романом, хотя кое-кто другой предпочитает заниматься раскопками археологических древностей Греции и Рима. Можно, конечно, отнести зарождение научной фантастики к доисторическим временам и поискать в Книге Бытия подтверждения, прежде чем переходить к нижеизложенному.
Конечно, сказанное выше – чистой воды спекуляция. Брайан Стэблфорд в своей новой четырехтомной истории НФ - «Новая Атлантида: Историческая хроника научного романа» (New Atlantis: A Narrative History of Scientific Romance), - основываясь на документах, рассказывает, как НФ завоевывала свое, ныне признанное имя, в XIX-ом и начале XX-го века (когда она еще не именовалась официально «научной фантастикой»). В те времена и ранее этот жанр иногда называли «научным романом». Четыре тома работы Стэблфорда имеют следующие заголовки:
- «Истоки научной фантастики» (The Origins of Scientific Romance)
- «Возникновение научной фантастики» (The Emergence of Scientific Romance)
- «Возрождение научной фантастики» (The Resurgence of Scientific Romance)
- «Упадок научной фантастики» (The Decadence of Scientific Romance)
Эта хроника предназначена не для поклонников НФ, но для тех читателей, кто любит этот жанр настолько сильно, что интересуется и его историей. Более подробно книга рассматривается в эссе Майкла Дирда «Прошлое будущее: Потерянный мир научного романа» (Formerly Future: The Lost World of the Scientific Romance). Меня всегда интересовала история нашего жанра, и, хотя упомянутая хроника показалась мне сухо написанной, техничной и чрезмерно философской, я считаю, что она проливает свет на многие аспекты и детали. Возможно, некоторые читатели полагают, что НФ – это современный жанр, появившийся примерно тогда же, когда и атомные бомбы, космические путешествия и компьютеры, то есть где-то в 1950-е. До 1950 г. вы вряд ли найдете упоминания о научной фантастике в популярной культуре. Вселенская же слава пришла к нашему жанру в конце 1960-х, после фильма «2001: Космическая Одиссея» (2001: A Space Odyssey) и полета «Аполлона-11».
Мы думаем, что НФ основана на науке. Мы хотим верить, что НФ отличается от фэнтези потому, что концепции, представленные в научной фантастике, в принципе реализуемы, в то время, как все созданное в жанре фэнтези, - нет. Но, берясь изучать историю художественной литературы в целом, и нашего жанра, в частности, мы понимаем, что психология наших желаний коренится одновременно в двух жанрах. Один – тот, который Стэблфордупоминает при изучении вопроса о порталах фэнтези-миры. В каждом романе автору требуются определенные уловки (хитрости, трюки), чтобы помочь обычному человеку проникнуть в фэнтезийный мир. Так, Льюис использует платяной шкаф как портал в Нарнию. В «Звездном пути» есть транспортер (у нас чаще говорят: «телепорт»), а в «Песнях Гипериона» - нуль-портал. Читатели НФ хотят верить, что подобные технологии возможны в будущем. Но реалистично ли это желание? Настоящие ли это фэнтези-порталы? Могут ли они использоваться при фантазировании в жанре научной фантастики? В книге Стэблфорда анализируются ответы на эти вопросы.
Согласно Стэблфорду, писатели XIX в., особенно в Великобритании и Европе, использовали научную фантастику для изучения преимущественно философских проблем. А вот американцы, напротив, изобретали различные фантастические устройства (механизмы), которые европейцами если и упоминались, то лишь для того, чтобы «доставить» персонажа в будущее или в другой мир. Герберт Уэллс не верил в машину времени, но верил в эволюцию, космологию и геологию, потому-то и решил «сыграть» на тех возможностях, которые предоставляет развитие науки в этих областях.
Я рекомендую «Новую Атлантиду» тем поклонникам НФ, кто хочет изучить ее досконально. Тем же «продвинутым» поклонникам, кто стремится получить представление о классике жанра, лучше прочесть «Как «работает» великая научная фантастика» (How Great Science Fiction Works) Гэри К. Вулфа, в серии The Great Courses (его можно приобрести на Audible.com). Я рецензировал и курс, и включенные в него книги в эссе для SF Signal.
Когда я читал старую научную фантастику (см. «Век радия» Radium Age), например, «Гусята» (1913 г., в переводе «Только женщины») Дж. Д. Бересфорда и «Herland» («Ее земля», 1915 г., насколько я знаю, не переводился) Шарлотты Перкинс Гилман, я чувствовал, что эти писатели сосредоточены на изучении философских аспектов, а не на захватывающих приключениях. И эти произведения заставили меня задуматься: что, если научная фантастика потеряла свой путь? Есть НФ Жюля Верна, а есть – Г. Уэллса. Американцы, а в наши дни – и весь мир, следуют по пути Верна. И только некоторые идут вслед за Уэллсом.
В чтении старых научно-фантастических произведений есть своя ценность. Они служат для своего рода самоанализа, раскрытия наших глубинных побуждений. НФ всегда продавала два продукта – желания и предупреждения – о будущем. Потребление только одного из них может привести к психологической травме. Для слишком многих читателей НФ стала травмирующим чтением, порождающим чувство «обманутого удивления (ожидания)». Сейчас научная фантастика – это приносящий выгоду товар; нечто, утратившее себя. Возвращаясь в XIX в. и изучая развитие НФ, можно увидеть, что тогда этот жанр ставил перед собой другие цели. К сожалению, даже викторианская эпоха уже захвачена современной НФ, «служит на посылках» в Диснейленде или используется в стимпанковских гаджетах.
Сейчас я слушаю «Слишком похоже на молнию» (Too Like the Lightning) Ады Палмер – профессора истории Чикагского университета и доктора философии в Гарварде. В ее романе прошлое и философия по Г. Уэллсу используются для того, чтобы рассказать о будущем. Меня пугают эти идеи и размышления, но я все же хотел бы знать: достаточно ли они пугающи для читателей, идущих вслед за Жюлем Верном?
Похожие статьи:
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 4.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 2.
Обзоры → ВОРОН Эдгара Аллана По
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Введение. Глава 1.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 3.