По материалам статьи. Автор: Джаспер Шарп
В честь дня рождения великого волшебника Хаяо-сама.
Мой сосед Тоторо (1988)
Студия Ghibli была основана после успеха мультфильма «Навсикая: Долина ветров» (1984) специально для работы над проектом Хаяо Миядзаки по роману Джонатана Свифта – «Лапута: Замок в небе» (1986). Но реальность внесла поправки. В этой студии был создан мультфильм (совместно с Исао Такахатой) «Могила светлячков», который стал еще одним камешком в фундаменте прекрасного Дома Японской мультипликации.
По иронии судьбы в то время «Тоторо» считался «младшим братцем» - менее любимым и – в будущем – менее успешным.
Тем не менее, трогательная история двух сестер, вместе с отцом переехавших в старый деревенский дом - поближе к больнице, где лежит мама, - стала классикой. Мультфильм, несмотря на всю его кажущуюся наивность, сохраняет свою прелесть, доброту и по-прежнему радует детей. «Мой сосед Тоторо», пожалуй, самое личное творение Миядзаки: создавая этот фильм, Хаяо-сан вспоминал свою маму, страдавшую от туберкулеза.
Мир, полный чудес и фантастических существ, открывается сестрам в старом доме – мир, видимый только детям.
Запомнилось: поездка в кошачьем автобусе.
Критики говорят: «Великолепно прорисованные визуальные детали и точно рассчитанный темп повествования идеально передают детскую увлеченность новым домом и природой». Кейт Стейблз, Total Film
Могила светлячков (1988)
Страшные дни Второй Мировой. Брат и сестра, пытающиеся выжить: их дом разрушен, мама погибла.
Исао Такахата создал мультфильм по мотивам романа местами автобиографичного Акиюки Носака (в Японии «Могила светлячков» входит в школьную программу).
Создатели фильма никого не осуждают и не оправдывают. Они просто показывают невинных детей, вынужденных выживать в страшное время и бороться с превосходящими детские (да и взрослые) возможности силами.
Жуткие кадры (черный дождь после ядерного взрыва; диковатая фигура, восклицающая: «Да здравствует император!» - на улице, заваленной трупами) не доминируют, но компенсируются светлыми эпизодами.
Как бы то ни было, это один из самых сильных антивоенных фильмов в истории кинематографа.
Запомнилось: точность и подробность деталей при прорисовке разрушений.
Критики говорят: «…эмоциональный опыт, настолько сильный, что заставляет переосмыслить восприятие анимации в целом». Роджер Эберт, rogerebert.com
Только вчера (Omoide poro-poro, 1991)
Такахата снова возвращается к своей любимой теме - ностальгии по 60-м – в форме воспоминаний молодой офисной дамы, размышляющей о событии, изменившем всю ее жизнь.
Таэко решила провести летний отпуск на ферме в Ямагате – и вернулась к воспоминаниям детства. Нарисованные сепией и туманом, картины прошлого становятся все ярче и живее, чему в немалой степени способствует время, проведенное с кузеном Тосио. У зрителя все чаще возникает ощущение, что воспоминания смогут вернуть Таэко радость жизни.
Один из наименее известных фильмов Ghibli, «Только вчера» наполнен ностальгией о давно ушедших днях. Эта работа близка старшему поколению, тем, кто помнит, как в 1966 году в Токио приезжали «Битлз», как интересно было в первый раз выбирать экзотический фрукт – ананас, какими были юношеские и девичьи романы. Воспоминания сменяются картинами нынешней жизни, почти документальными кадрами, посвященными семье в современной Японии.
Запомнилось: ностальгия по Японии 60-х.
Критики говорят: «Длинные, светлые пасторальные кадры дают нам возможность увидеть японские пейзажи, в то время как бытовые сцены прекрасно проработаны и напоминают стиль Ясудзиро Озу». Ребекка Дэвис, film4.com
Шепот сердца (1995)
Трогательная история о погруженной в книжки, обитающей в мире фантазий, одинокой в толпе 14-летней девочке и ее приятеле – однокласснике, которого школьница раньше попросту не замечала.
Волшебный, наполненный магией Ghibli фильм, в котором действие разворачивается одновременно в реальности и в девичьих фантазиях, а безответная любовь становится стимулом к творчеству.
Мультфильм стал первым проектом, созданным без режиссуры Такахаты и Миядзаки (хотя Хаяо-сан и адаптировал мангу Аои Хийраги для сценария). Это также первая японская работа в формате Dolby Stereo. Как и в «Океанских волнах» (телевизионном проекте 1993 г. Томоми Мотидзуки), действие «Шепота сердца» разворачивается в реальных, узнаваемых местах – пригороде Тама. В то же время мир воображения, куда переносится девочка в своих фантазиях, - «приготовлен» известным «шеф-поваром» вселенных – Хаяо Миядзаки.
К сожалению, сотрудничество режиссера Йосифуми Кондо со студией Ghibli было недолгим: он умер в 1998 г. в возрасте 47 лет. Проект Кондо-сан «Возвращение кошек» (2001) был доработан и выпущен режиссером Хироюки Морита и стал первым мультфильмом Ghibli, созданным не Миядзаки, но получившим известность во всем мире.
Запомнилось: новая версия «Country Road» Джона Денвера.
Критики говорят: «Работы студии Ghibli всегда отличались реалистичностью фантастики, но в «Шепоте сердца» Кондо и Миядзаки сумели преобразить повседневную реальность в фантастику». Ноэль Мюррей, AVclub.com
Унесенные призраками (2001)
Миядзаки-сама возвращается к милому сюрреализму детских классиков, «Алисе в стране Чудес» и «Волшебнику из страны Оз», создает барочные визуальные эффекты и рисует оживший шепот мечты, воссоздавая миры воображения в стиле традиционной японской иконографии.
Главная героиня истории – десятилетняя Тихиро – попадает в мир, населенный древними божествами. Здесь ее зовут Сэн – чтение «он» первого иероглифа имени девочки. Новое имя, согласно мифологическим традициям, - это еще и новая личность, новая жизнь.
Можете не соглашаться, но с нашей точки зрения, это лучший японский рисованный фильм, заслуженно прославленный и получивший множество наград. Успех «Унесенных призраками» (а вместе с ним и студии Ghibli, и режиссера) закономерен: только Миядзаки способен создать одновременно странную, загадочную и в то же время знакомую сказку, где фантастика – лишь фантик, под которым скрываются миры человеческой души.
Запомнилось: парад духов и демонов перед входом в преисподнюю.
Критики говорят: «Удивительный, потрясающий фильм, в котором сплетены воедино фантазии галлюцинаций и глубочайшие человеческие и психологические переживания». Питер Брэдшоу, The Guardian
Похожие статьи:
Обзоры → Магия Хаяо Миядзаки