Хотите прогуляться в чужой, не параллельный, а прямо-таки перпендикулярный мир? «В пасти Джарлака» Бориса Харькина – один из неплохих вариантов такой прогулки. Написанный в жанре юмористической фэнтези, этот роман способен не столько насмешить, сколько заворожить количеством экшена на сантиметр страницы. Он удивил меня диаметрально противоположными по тональностями завязкой и финалом. Если начало рисуется бравым классическим попаданческим развесельем, то уже к середине становится понятно, что может грянуть гром, а к финалу разражается самая настоящая гроза: с войной, обороной и осадой, смертями и потерями лучших друзей. Классический сюжетный ход – попадание из нашего Подмосковья в другой мир троих молодых людей – где-то на середине неожиданно пересекается фантастической линией, которая объясняет как факт попадания, так и существование самого параллельного (ой, перпендикулярного!) мира. При этом я нигде ещё не встречала, чтобы к изначально попавшим людям в ходе событий присоединялся ещё один – из третьего мира. Находка для молодого автора очень удачная, на мой взгляд.
Что герои? Спецназовцев не будет, супер-пупер-мачо тоже, будут трое обыкновенных парней, которые всю книгу будут попадать в передряги и с трудом (и ранами) из них выкарабкиваться. Автор не то чтобы не щадит своих героев, но не делает им поблажек, подсовывая какой-нибудь спасительный выход (почти не делает, почти не подсовывает, моменты оного всё же имеются). Никакими гениальными мозговыми извилинами никто из попаданцев первого захода не владеет, всё, что у них есть – это их дружба. Как оказывается, это будет самое ценное, что они смогут сохранить и приумножить в параллельном мире. Они приобретут друзей и врагов, и финал получится звенящим именно потому, что приобретённые друзья не окажутся «разовыми». Что касается дополнительного попаданца, то он да, он технический гений, но его навыки объясняются происхождением с Земли другого измерения. Фэнтези-энд-фантастика, да. Героини (а женских персонажа будет сразу два) – отдельная история: одна барышня получилась супер-ненужной, серой, вторая – супер-активной, боевой.
Что мир? Эм, тут загвоздочка. Хотя в целом по мере продвижения героев по миру понятно, что что-то там да есть, эффекта наполнения никак не возникает. Мир эльфов-гномов-орков проработан плохо, хотя видно по всему, что он автору интересен, и местами он более сильно давит на карандаш, чтобы читатель мог погрузиться в: жизнь орков в их городе, путешествие по реке; город людей. Будем надеяться, что автор постарается нарисовать свой мир более чётким в следующих романах. А что они будут, в финале чётко обозначено.
Касательно корявостей. Без них никуда. Работать и работать, так сказать, предстоит ещё автору над собой и языком. Предложения короткие, о судьбе героя или дальнейших шагах компании можно узнать из трёх предложений. Язык простой, без заумных высказываний, без излишнего философствования. То есть оно как бы будет в итоге, но ненавязчиво (и не надо в таком романе никакой навязчивости!). В целом именно такой стиль способствует быстрому продвижению как героев, так и читателя к финишу, но эффект простоты уж очень бросается в глаза. Начать хотя бы с того, что никто и ничто как следует не описано, как хочешь, читатель, так себе того или иного героя представляй, над тем или иным местом мира фантазируй.
Касательно юмора. Вообще он весь на одном уровне преподнесён (нет такого, чтобы бах! – и в одном месте читатель прямо валялся под столом от смеха), но в разных местах он воспринимается по-разному: где-то как тонкая ирония, а где-то как плоский юмор. Почему так – не могу понять.
Для дебюта очень хорошо.
Рекомендации: любителям «попаданщины», юмористических историй и их продолжений.
Похожие статьи:
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв
Рецензии → Рецензия на рассказ "Пугало"
Рецензии → Рецензия на рассказ Ермаковой М. "Барбосса Капитана"
Рассказы → Место на кладбище
Рецензии → Рецензия на рассказ Г. Неделько "Бумеранг-3000"