Рассказ «Вторжение» вполне можно отнести к научной фантастике, хотя фантастический антураж в нём весьма скромный. В рассказе не стреляют из бластеров, не дерутся лазерными мечами и не бегают по космическому кораблю в скафандрах. Впрочем, космические корабли там всё-таки есть. А инопланетян – так и вовсе с избытком. Но не будем забегать вперёд.
При чтении «Вторжения» возникает стойкая ассоциация с творчеством братьев Стругацких. Особенно с такими произведениями, как «Второе нашествие марсиан» и «Обитаемый остров». Здесь так же ярко выражен социально-психологический аспект, а во главу угла поставлен человек, как он есть, с его сильными и слабыми сторонами.
Так же, как во «Втором нашествии марсиан», инопланетяне захватывают Землю. Правда, тут мы не видим такого драматизма и столкновения интересов, как у Стругацких. Это, можно сказать, чёрно-белый мир. С одной стороны – инопланетяне, с другой – земляне. Нет здесь никаких предателей, приспособленцев и прочих рантье. Даже те, кто отстреливает не поддавшихся гипнозу землян, и те – чужие. Просто они хорошо (но всё-таки недостаточно хорошо) замаскировались под местных жителей. Тем не менее, земляне превращаются в своей основной массе в некое «стадо», с которым можно делать всё, что хочешь – они и не заметят.
Некие параллели можно проследить и с «Обитаемым островом». Люди, по-разному реагирующие на излучение ретрансляторов; отлов инакомыслящих или – как в рассказе – уничтожение их на месте.
Однако, в отличие от приведённых примеров, рассказ не отличается глубокой проработкой описываемого мира. При чтении возникают вопросы, вызванные, очевидно, недостаточной логичностью ситуации.
Скажем, изначальная уверенность, что виноваты во всём инопланетяне. Главный герой, выглянув в окно, безошибочно определяет в убийцах «чужих». Он ошибается разве что в определении причин странного поведения населения. Он думает, что дело в некоей «заразе», а это оказался гипноз.
И это притом, что после всего сказанного «чужих» в рассказе мог определять только один персонаж – Петруха.
Ещё вызывает сомнение невероятное количество инопланетян, потребное для акций «зачисток». Ведь «они» практически везде. А речь идёт только об одном городе!
Выбранный для написания рассказа стиль, очевидно, неслучаен. Он суховат, информативен и больше походит на журналистский отчёт. Это позволяет вместить в текст то, что хотел нам сообщить автор.
Однако желание вместить в текст как можно больше информации не всегда идёт на пользу повествованию. Скажем, действие начинается в настоящем времени. Герой выходит из дома и идёт по улице, сжимая в кармане пальто рукоять пистолета. Под ногами чавкает грязь, над головой пролетает ревун-беспилотник. Сразу после этого следует довольно объёмная вставка с пояснениями ситуации, написанная сухим, информативным языком. Это сбивает темп повествования, и отвлекает читателя.
При этом надо сказать, что, несмотря на канцеляризм и сухость стиля, автору удалось сохранить эмоциональность повествования. Удачен приём с погодой, отражающей общее настроение и чувства героя. Чавкающая грязь в начале, которую сменяет чистый белый снег, выглядит весьма символично. Довольно удачно, на мой взгляд, сравнение солнца с куском сахара, тающего в воде.
Эмоциональный накал нарастает, и достигает кульминации к моменту, когда герой, пройдя, наконец, положенный путь с пистолетом в кармане, и предавшись в полной мере воспоминаниям, выходит на место встречи. Намечена акция по захвату инопланетянина с целью получения информации. Акция проходит как по маслу, «чужой» захвачен, информация получена. И даже оказывается обнадёживающей.
Здесь опять-таки можно вспомнить «Второе нашествие инопланетян». В отличие от произведения братьев Стругацких, при всём его юморе весьма пессимистичном, действия землян в рассказе «Вторжение» имеют гораздо больший успех.
Впрочем, на исход дела это никак не влияет. Как бы ни старались бойцы сопротивления, какую бы информацию они не получили, инопланетяне ушли сами. Вернее, их «ушли». Незаконная добыча редких элементов таблицы Менделеева даром не проходит. Карающий флот прилетает из неведомой дали, преступники развеяны в метеорную пыль над земной атмосферой, гипноизлучатели прекратили свою страшную работу, и над свободным от «чужих» городом кружится первый снег.
И вот герой, как и в начале рассказа, идёт по улице. Но город уже не тот, что прежде. Люди «пробуждаются» от гипноза, а дома героя ждёт дочь, до которой он уже отчаялся достучаться. Она бросается отцу на шею: «Папа!» Таков финал этой истории.
Подводя итог, могу сказать следующее:
Рассказ весьма эмоционален, несмотря на некоторую сухость стиля и наличие канцеляризмов. Сюжет, хотя и имеет провисание в середине, вполне динамичен, а затронутая тема вызывает неизменный интерес у читателя.
Автор даже прибавил красок в чёрно-белый мир, показав читателю инопланетянина-патриота, у которого «своя правда», не выйдя при этом за рамки бескомпромиссной борьбы с захватчиками.
Однако, на мой взгляд, некоторые аспекты можно было усилить или придать им смысл, иначе они просто пропадают зря. Как ружьё, которое висит на стене весь спектакль, но так и не стреляет. Скажем, захват группой сопротивления «языка» теряет всякий смысл, и служит, по сути, только для дополнительного информирования читателя.
Таким образом, как было сказано выше, во главу угла в рассказе выходит сам человек. Ведь, в конечном счёте, не сохранение природных ресурсов по-настоящему волнует главного героя, а воссоединение с семьёй.
Словом, это недурной рассказ на тему инопланетного вторжения, который заставляет задуматься и вызывает эмоциональный отклик у читателя, а это уже дорогого стоит.
Похожие статьи:
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → Проблема вселенского масштаба