НЕЗАКОННОРОЖДЕННАЯ ДОЧЬ
Козима была любимой дочерью композитора Листа. Именно поэтому он так сильно переживал из-за ее незаконного рождения. Девочка могла бы носить фамилию матери – французской аристократки Мари д’Агу, но граф д’Агу – законный супруг Мари – был категорически против. Фамилию отца бедняжка тоже взять не могла, потому что Лист не состоял в официальном браке с ее матерью.
Когда Мари умерла, девочке было всего шесть лет. Надо отдать должное последней пассии Листа – Каролине: она заменила малышке рано ушедшую мать и растила падчерицы в атмосфере тепла и любви. Умная и талантливая девочка, так же, как и ее отец, прекрасно играла на пианино. Но этим ее достоинства не исчерпывались. Козима была необычайно красива. Ее роскошные белокурые волосы и огромные синие глаза привлекали многочисленных поклонников. В их числе оказался и Рихард Вагнер.
ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ
Они познакомились в Париже летом 1853 года. Шестнадцатилетняя Козима, пылкая и романтичная, поразило воображение композитора.
— В этой красавице чувствуется стержень и какая-то изюминка, — говорил он о своей возлюбленной друзьям, — огорчает лишь то, что она совершенно не разделяет моих чувств.
Естественно, Рихард Вагнер был личностью незаурядной. Правда, новатор в музыке, талантливый сочинитель, он страдал манией величия. По мнению композитора, гениальность и музыкальные достижения давали ему право вмешиваться в политику Австрии и Баварии, вершить судьбы мира. (Именно Вагнера с его теорией германского величия некоторые историки и политики склонны причислять к родоначальникам фашизма).
Вагнеру без труда удавалось влиять на окружающих, подавлять и навязывать свое мнение. Он поступал так и с учениками, и с поклонниками, которые, кстати, замечали: их кумир обладает экстрасенсорными способностями. Вероятно, именно поэтому под магическое обаяние композитора попали не только знаменитый философ Фридрих Ничше, но и сам король Баварии Людвиг Второй.
Во время концертов Вагнера многим, в том числе и мужчинам, становилось дурно. Композитор восхищал и в то же время отталкивал. Беседуя с ним, люди не могли оторвать от него взора, теряли способность мыслить и принимать решения самостоятельно, а расставаясь, не жаждали новой встречи.
Несомненно, Вагнер извлекал определенную выгоду из своих способностей: попав под влияние гения, его богатые друзья Отто и Матильда Везедонк беспрекословно (а часто и безвозмездно) ссужали мэтра деньгами. Весь кружок мюнхенских музыкантов готов был жизнь отдать за своего кумира.
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД
В 1955 году Козима вышла замуж за барона Ганса фон Бюлова – одного из самых любимых учеников Листа. Их брак был счастливым и крепким. Но Вагнер, увидев в дочери Листа идеал женщины, уже не мыслил жизни без нее. Ни замужество избранницы, ни наличие у нее двух дочерей, ни, наконец, полное отсутствие взаимности нисколько не охладили пыл композитора. Преградой на пути к долгожданному счастью не стало даже семейное положение самого Вагнера: супруга Мина ничего не смыслила в музыке и искусстве, но она преклонялась перед незаурядностью мужа и была ему верной подругой. Рихарда же ее «душевное убожество» просто раздражало. Иное дело – Козима! Это именно так женщина, которая ему нужна.
«Мысли и чувства других людей не имеют для меня никакого значения, — говорил Вагнер. – Я гений, а гению позволено все!»
Желая получить Козиму, Вагнер решил действовать через ее мужа. Бедняга Бюлов не смог противостоять темному обаянию маэстро: в 1864 году переехал с семьей в Мюнхен, где обосновался Вагнер. Бюлов взял на себя все вопросы, связанные с организацией концертов композитора, и постепенно превратился в его марионетку: перестал писать собственную музыку, и отрекся от любимого учителя – отца своей жены. Выбор – Лист или Вагнер – хоть и казался Бюлову мучительным, все же был сделан в пользу последнего. И это несмотря на то, что сам Ганс абсолютно не понимал и не принимал музыки «злого гения».
МУЗЫКА КОНЦА СВЕТА
А как же семья? Все чаще Вагнер приезжал в дом Бюловых, все чаще отсылал Ганса по делам – на день, на два, на неделю. В конце концов он просто перевез Козиму с детьми к себе. А в апреле 1886 года у них родилась дочь Изольда.
Но, несмотря на это, бедняжка Козима была глубоко несчастна. Творения новоиспеченного супруга вызывали в ней внутренний протест. Лист, по ее словам, сочинял музыку, под которую «поют ангелы». В произведениях же Вагнера ей слышались трубы Апокалипсиса и грохот рушащихся миров. Дьявольская гордыня и величайшее самомнение композитора тоже не способствовали нормальным отношениям в семье. На примере отца Козима видела, что женщина для творческого человека – не только подруга и любовница, но и муза, вдохновительница. Родоначальник музыки «конца света» в музе не нуждался. Его привлекала только внешняя красоты Козимы.
А что же Ганн фон Бюлов? К этому времени он полностью превратился в раба Вагнера: безропотно исполнял все его распоряжения, изыскивал деньги, признавал своими детей Козимы и Вагнера. Единственное, на что хватило его мужества, — не дать разрешения на развод. Это обстоятельство повергало Вагнера в дикую ярость – он хотел быть единственным хозяином своей прекрасной пленницы.
Сама Козима боялась Вагнера и его нечеловеческой, сатанинской страсти, с какой он пытался подчинить не только ее тело, но и душу.
Просить о помощи бывшего мужа было бессмысленно, а втягивать в это дело отца она просто боялась. «Мало ли какое зло может причинить Вагнер отцу, — думала Козима. – Лучше нести свой крест терпеливо и безропотно, раз уж Господь отвернулся от меня».
ЧЕРНАЯ МЕССА
Через несколько лет Вагнер все-таки добился от Бюлова разрешения на развод. Он обвенчался с Козимой в церкви, а после церемонии в подвале таинственного дома на берегу Фирвальдштетского озера (Швейцария) состоялось второе венчание – черная месса. В темном помещении собрались люди в масках, наполовину скрывавших их лица. Они возложили на алтарь обнаженную женщину, зажгли черные свечи и принялись читать молитвы задом наперед. Поначалу Козима никак не могла понять, что за представление разыгрывается перед ней, и лишь потом догадалась, что здесь служат не Богу, а дьяволу.
Впоследствии Козиме не раз пришлось стать свидетельницей подобных мероприятий. В Байрейте (город в Баварии) Вагнер построил новый дом, под которым находился огромный подвал. Там он с группой безраздельно преданных ему учеников служил черные мессы. А в самом доме звучали его оперы – музыка конца света, по определению Козимы.
От своих учеников Вагнер требовал признания себя Апостолом новой тьмы и беспрекословного подчинения. Того же он требовал и от жены. Бедная Козима безропотно подчинялась, не осмеливаясь ни в чем возражать мужу.
Справедливости ради стоит заметить, что Вагнер не обижал Козиму, не заставлял ее участвовать в своих сатанинских игрищах, не впутывал в это детей. Он действительно любил жену. И, возможно, даже страдал от нее непонимания – ведь Козима не желала признавать его гениальность, не верила в его апостольскую миссию.
Прекрасная супруга Вагнера все чаще погружалась в уныние: ни окружающая ее роскошь, ни любовь мужа, ни даже дети – ничто ее не радовало. Она словно спустилась из рая в ад: из светлого дома отца, полного любви, радости и чистой музыки, она попала в мрачный заколдованный замок, где пели хвалы сатане.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМАЯ!
26 декабря 1882 года в доме Вагнера отмечали день рождения Козимы. Великий композитор решил исполнить в честь жены одну из юношеских симфоний, написанную в девятнадцать лет. Музыка была тяжелой и угнетающей, нервы Козимы не выдержали, и, прервав выступление мужа, она бросилась в объятья ничего не знавшего о ее бедах отца: «Папа, спаси меня! Я не могу здесь жить!»
Мужской разговор, состоявшийся между Листом и Вагнеров, закончился поражением любящего отца. Лист уехал один, совершенно больной и разбитый. Однако и для Вагнера сцена в гостиной и последовавшая за ней беседа с тестем не прошли бесследно: через несколько дней у него случился сердечный приступ, и он скончался. Многолетняя борьба за душу и сердце Козимы была им проиграна.
ДОЛГОЖДАННЫЙ ПОКОЙ
После смерти Вагнера Козима прожила еще десять лет. Каждый день она посещала церковь, часто ездила в паломничества по монастырям. И детей своих (и от Бюлова, и от Вагнера) воспитала искренне верующими католиками. К концу жизни она наконец-то обрела если не счастье, то долгожданный покой. А главное, уверенность в том, что страшный договор Вагнера с сатаной не отразится на ней и ее детях. О большем несчастная женщина не смела и мечтать.
Похожие статьи:
Рассказы → Роман "Три фальшивых цветка Нереальности" (Треки 1 - 5)
Рассказы → Фарфоровый город
Рассказы → Печальная песнь
Рассказы → Мелодия поиска
Рассказы → Роман "Три фальшивых цветка Нереальности" (Треки 6 - 1/3 7)