Подъемник
в выпуске 2015/10/15- Будьте готовы к 6-00. Рейс начинается в 8-00. Регистрация, осмотр и бакобработка как раз и займут два часа
- Хорошо мы обязательно придем.
- Вы просто обязаны прийти – у вас уже выбора нет, иначе всех нас погонят «поганой метлой под элероны» за несоблюдение режима - засмеялся Кравцов и вышел из каюты не прощаясь…
На планете установлено четыре таких лифта. Два грузовых общего назначения, один грузовой, принадлежащий Институту и военным (они и грузы возят, и лаборатория у них там размещена) и один грузопассажирский. Все подъемники были расположены по экватору, условно деля его на 4 сектора.
В пассажирском мы катались, когда прибыли сюда. Но в нем ничего не видно: тот же грузовик, только есть небольшой оборудованный отсек для сотни пассажиров. Отсек герметичный, без иллюминаторов, с полной шумоизоляцией и креслами. Только у оператора, в отделенной от основного блока кабинке, была пара экранов для наблюдения за наружной обстановкой, и то: толку от них частенько никакого – камеры зарастают льдом уже после первого участка. В грузовиках тоже были отсеки для людей, но на 30-40 человек, без удобств, с минимальной защитой. Их тоже использовали: возили персонал орбитальных «якорей» - в случае экстренных ситуаций поднимали ремонтные бригады в полной экипировке.
Вообще грузовики довольно интенсивно работали. Принцип был прост: на орбитальную станцию, которая и выступала "якорем", вели четыре упругих рельс-каната, для жесткости связные квадратными рамами по контуру. Кабина передвигалась по рельс-канатам на роликах, как в обычной подвесной дороге. Саму кабину тянули огромные тросы, их переподключали через каждые 3 км. В каждой раме был смонтированы страховочные ворота, которые закрывались на время прохождения лифтом каждого из 12 участков.
В ветреную погоду конструкция "слегка" играла, и лифты трясло, но с этим научились бороться: грузы крепили основательно, для некоторых использовали пружинные амортизирующие платформы, другие паковали на упругие распорки в заполненные водой кубы. Воды доставлялось на орбиту немного – там работали свои гидрационные установки, но и эта вода находила применение – на орбите не было ничего лишнего или ненужного. Всего за один рейс поднимали до 2 тыс. тонн.
Пассажирские отсеки монтировали сверху. Чтобы в них не сильно трясло, использовали все: и пружинную амортизацию по всем плоскостям, и газогидравлические баллоны, и электронные системы позиционирования кабины. Дополнительно лили метровый слой шумотеплоизоляции. Окон не было, один массивный люк снизу, через который попадали внутрь на обычном эскалаторе.
Подъемник, которым пользовались военные и ученые, отличался от других. Грузовой отсек здесь был небольшим – всего на 500 тонн. В нем перевозили чаще всего крупногабаритное оборудование, блоки для «якорей», оружие, готовые шаттлы и запчасти крейсеров. Все остальное пространство занимала погодная лаборатория и отдел связи. Пассажирская кабина тоже была рассчитана на сто человек. Правда она была менее изолирована: предназначалась для ста вооруженных человек, вес каждого из которых был на 60 кг больше веса простого орбитального рабочего в скафандре. Особенностью этого лифта было то, что на трех верхних отметках он имел отдельные разгрузочно-стартовые площадки.
Мы явились вовремя – к 6-00, как и было указано. Прошли КПП, где нам выдали номерные браслеты, потом попали в фильтрационный блок. Здесь всех полностью раздели и провели через ультрафиолетовый тоннель, после чего предложили скафандры. Облачившись, мы проследовали по следующему, только уже стеклянному коридору в зону посадки. Транспортер шел спокойно и подвез нас к основному блоку, где мы и стали в очередь. Людей было не много – человек 15. От скуки я стал их пересчитывать.
Охранник сканировал браслеты, отмечал что-то в своем терминале, со многими здоровался и неспешно переговаривался. Когда подошла наша очередь, он удивленно вскинул взгляд и произнес:
- Новенькие? Откуда вы?
- Мы из Академии, головной сектор Пирамиды-29.
- Ничего себе! Далековато вас занесло, ребята – это он уже говорил, протягивая мне одной рукой мой браслет, а второй что-то вбивал на мониторе – Все в порядке, проходите! Следующий, пожалуйста! Тоже с Пирамиды?..
Заняли свои места, пристегнулись, и лифт, постепенно набрал обороты и помчался вверх. Перегрузки как таковой не было: головы не болели, уши не закладывало, скорость была небольшая - на каждый участок у нас уходило минут 20, не больше. Потом люлька переподключалась на новый трос, это занимало минут 10. Так мы и перемещались от участка к участку. Я заметил, что скорость подъема падает. С каждым уровнем лифт двигался медленнее, а остановки становились дольше: как не поливали кабину и тросы антифризом, но они все равно обмерзали.
В кабине было довольно тихо и можно было общаться. Я разговорился с одним из пассажиров, из местных:
- И вот так каждый раз на вахту?
- Да, привыкли уже!
- И сколько эти лифты уже работают?
- Первые два еще лет 150 назад, говорят, запустили. Я не вникал особо. А этим всего по 40 лет. Техника надежная, не переживайте. Бывает, конечно, зависает между уровнями – оборудование обмерзает и лед тормозит всю систему, но это быстро устраняют.
- То есть? - удивился я,- Как она замерзает?
- Ну на средних уровнях, где еще много влаги. Лед на металл липнет так, что просто завал. Не спасает никакой ни антифриз, ни смазка. Тогда оператор запрашивает ток, и они греют: и канаты, и рельсы, и лебедки, и кабину снаружи. Как отогреют – дальше идем.
- Сразу греть нельзя, чтобы не остывало?
- Нет, не выгодно: каждая секция электроизолирована. Большой слишком объем: мы столько энергии не вырабатываем. Для каждого уровня подъемника на якоре стоит своя солярная станция – за счет их и греют, если обмерзнет, а так используют энергию в мирных целях.
- Страшно висеть, наверное?
- Да я первый раз даже не понял, что мы висим – потом уже объяснили и испугался, - собеседник засмеялся.
- Вы попадали в такие ситуации?
- Конечно, и не раз: и когда поднимался, и когда спускался. А вы сами откуда?
Мне этот вопрос уже порядком надоел, но я вздохнул и ответил:
- Да с Пирамиды, с головного сектора, на повышение квалификации прислали…
- А-а-а-а – задумчиво протянул мой собеседник, и в этот момент кабину сильно тряхнуло…
Похожие статьи:
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |