Космическая байка. Бывалый пират, весь в буграх мускулов, поседевший в боях за чужое добро, рассказывает неведомому слушателю историю из своей лихой жизни. Очевидно, наш герой обращается непосредственно к читателю, а не к гипотетическому посетителю таверны. Ведь дистанция между рассказчиком и нами «семьсот с лишним лет». Что же, послушаем.
Это история о том, как космические пираты грабили корованы… прошу прощения, транспорты союзников. Кто эти союзники и примкнувшие к ним легионеры, история умалчивает. Да и какая, собственно, разница? Главное, «свалить» транспорт с добычей в джунгли безымянной планеты, и освободить от груза золота. Грабь награбленное – ведь золотишко и произведения искусства на транспорте – результат деятельности оккупантов. Кто и кого оккупировал – опять же неизвестно. Но для байки это неважно.
Сюжет рассказа несложен, динамичен и полностью укладывается в рамки «пиратской» темы. Можно сказать, что он практически весь состоит из штампов. Но штампы эти того рода, что составляют основу множества произведений – и при этом продолжают развлекать (и даже радовать) зрителей и читателей.
Выбранный жанр позволяет вести повествование в непринуждённой манере разговорной речи. Это сближает автора и читателя, ставит их на одну доску (в хорошем смысле слова) и создаёт атмосферу некоей интимности.
Речь героя, от лица которого ведётся повествование, полна разговорных словечек, сочных выражений, и должна нарисовать читателю узнаваемый образ космического пирата. Это потрёпанный жизнью, но ещё очень крепкий человек, заглушающий рудиментарную сентиментальность и остатки морали рассуждениями о некоей общечеловеческой справедливости.
Впрочем, его можно понять – ведь до сих пор любого пирата, пусть даже космического, в каждом порту ждёт пеньковая верёвка и табурет.
Итак, пиратский корабль посадил в джунгли транспорт с богатым грузом и спустился вслед за ним. Тут, как водится, и начались проблемы. К золотишку прилагалась компания бывалых вояк, которые решили тряхнуть стариной. Словом, золото оказалось дороже собственного веса, в чём пираты очень скоро убедились.
Не обошлось здесь и без фигуристой девицы. Идея её появления и сам персонаж со своей «легендой» изрядно избиты. Но кто, скажите, не любит юных красоток в расстёгнутых комбинезонах и модных бюстгальтерах? Вот именно… Разве что другие юные красотки.
Здесь нужно сказать, что при чтении рассказа то и дело возникают некие ассоциации. Скажем, в сцене освобождения девицы из тюремной камеры так и видишь принцессу Лею из «Звёздных войн». Эта её фраза: «Что-то ты мелковат для штурмовика», и всё такое. А образ капитана пиратов Гастана, известного неудачника, чем-то напоминает Джека Воробья. Возможно, автор намеренно вызывает у читателя подобное ощущение, ведь это вполне оправдывает применение штампов и сглаживает впечатление вторичности.
Хотя пираты здесь стреляют из дезинтеграторов, пользуются плазменными резаками и метеоритным пушками, их вполне можно представить где-нибудь у берегов Тортуги, на потрёпанном (а не ржавом) фрегате под сенью «Чёрного Роджера». Только отбери у них бластеры и дай в руки пистолеты, а в зубы кинжал.
Собственно, главное в рассказе не сюжет, сам по себе довольно простой (хотя и не лишённый интриги). Главное здесь атмосфера. Автору удалось написать эмоционально наполненный, вызывающий сопереживание текст. Герою сочувствуешь, хотя нам неизвестно, что его довело до жизни грабителя и убийцы. Очень может быть, что у героя было тяжёлое детство и ужасная юность. А может быть, он пират по призванию. Тем не менее, он не кажется вырезанным из картона, а его рефлексы вполне человеческие и узнаваемые.
Если уж речь зашла о стиле, стоит сказать, что он несколько неровен. Речь героя «плавает» между грубоватым говорком, полным сленговых словечек, и пафосом, наполненным замысловатыми литературными образами.
Кроме того, при общей неплохой грамотности, текст не мешало бы хорошо вычитать. Расставить запятые, например. Возможно, стоило бы сократить некоторые громоздкие фразы, трудные для понимания, и удлинить неоправданно короткие.
Рассказ заканчивается практически тем же, с чего начался: фраза героя о страхе смерти и умении стрелять подводит итог повествованию и закругляет сюжет. Подобный приём вполне уместен в байках и вызывает впечатление цикличности. Читатель чувствует, что это, возможно, ещё не конец. Что когда-нибудь он снова встретит нашего героя, поседевшего в боях пирата, и тот расскажет ему ещё немало занимательных историй.
Итак, что можно сказать, подводя итог и делая выводы? Это короткая и динамичная, без излишних изысков, но вполне занимательная и эмоциональная история из жизни пирата, такого, какой он есть: «В прошлом, будущем и настоящем»…
Похожие статьи:
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Пограничник
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Доктор Пауз