Рецензия написана на рассказ Сергея Казиника "Надеюсь, мне повезёт".
Это тот редкий случай, когда хочется сказать автору: рассказ можно было сделать и подлиннее.
Во всяком случае, я представляю, как его написал бы, скажем, Станислав Лем. Как он неторопливо, с вдумчивой бесстрастностью и иронией расставил бы все точки над i. С какой психологической достоверностью разложил бы перед читателем короткую, и в то же время насыщенную, жизнь героев танкового сражения и кабинетных вояк. Или, например, братья Стругацкие - что могло бы выйти у них, возьмись они за эту тему. Так и вижу вещь объёмом не меньше авторского листа, что-то вроде Парня из преисподней...
Но автор этого текста явно не претендует на лавры заслуженных мастеров фантастики. Язык его повествования прост и даже грубоват. Это и неудивительно: речь в рассказе идёт от первого лица, от лица героя, не отягощённого излишними сантиментами. Он (герой) бывалый вояка, изучивший свой суперсовременный танк вдоль и поперёк. Он, можно сказать, сжился со своей машиной. А с экипажем они как одна семья, как ни банально это звучит.
В этом мире идёт война, которая никогда не кончается. Во всяком случае, кажется, что для героев она длится всегда. Кроме неё, читатель - и действующие лица - практически ничего не видят. Разве что краткий перерыв на сканирование - отпуск с войны на четыре дня. Да и тот оказался с подвохом...
Без отрыва от основного действия читателю показывают вставки - эпизоды с подозрительной историей про корпорацию, цифровое сканирование и разговоры, с ним связанные. В таких перебивках нет ничего особенного, это известный литературный приём. Здесь главное не потерять нить, и суметь в полной мере этим приёмом воспользоваться.
С одной стороны, вставки оживляют действие и вносят ясность в сюжет без отрыва, так сказать, от производства. С другой стороны, при этом немного "плывут" временные границы. Скажем, героев только что отозвали с передовой, сняли матрицу с мозга, и сразу отправили обратно. Каким образом тогда корпорации успели вымуштровать курсантов и пустить в бой новых солдат, обученных на основе их боевого опыта?
Впрочем, после вдумчивого прочтения, понимаешь, что это, скорее всего, воспоминания героя. Война длится и длится, календарь нам не показывают, а с вопросом "обучения" вообще дело тёмное... Ещё какое тёмное. Криминальное, мягко говоря. Ведь корпорации не имеют границ, и что имеет одна, имеет и другая. Таким образом, кто воюет на самом деле в суперсовременных танках, и против кого - это ещё вопрос.
Словом, перебивки текста немного сбивают с толка, но в тоже время идут на пользу рассказу. Грубоватый образ героя, его неприкрытое презрение к штабным "крысам" вполне органичен. Экипаж танка, все трое - просто чернорабочие войны, которые делают своё дело. Расходный материал, наравне с машинами. Так что их "реальная жизнь" вполне может оказаться иллюзией.
Поэтому стиль, в котором написан рассказ, здесь в общем-то к месту. Хотя нельзя не отметить, что автор злоупотребляет длиннотами, причастиями и деепричастиями в отдельно взятых фразах: «Переваливается через земельный бруствер, буквально секунду представляя собой мчащуюся по ровной поверхности отличную мишень, и проваливается вниз на дно другого оврага, по диагонали убегающего от предыдущего».
Текст написан живо, читается быстро, и кажется, что события, в нём показанные, происходят в один день. Несмотря на краткосрочный отпуск для тёмных делишек корпорации.
Хотя герои выглядят, чувствуют и ведут себя, как вполне живые люди (вон, даже матрицы с них снимали) читатель может недоумевать - кто же тогда сидит в этих танках, бегает по медсёстрам и тычет прутиком в костёр? Не электронная же матрица, зашитая в металл боевой машины? Точно ли солдаты человеческие существа, или это лишь война железа и продвинутых технологий?
Да и вообще читателю, проникшемуся сочувствием к героям и вжившемуся в текст (несмотря на его малый объём) начинает казаться, что всё происходящее - один большой оцифрованный кошмар, игра, в которую играют корпорации, а люди в ней - только сочетания единиц и нулей.
Поэтому я легко могу представить, как могли бы обыграть эту многозначную тему маститые писатели. Но этот рассказ короток. Короток и содержит всё, что нужно. В нём есть главное, в нём есть мысль (которую каждый читатель найдёт сам) и эта главная мысль выстреливает в финале как тот самый, суперсовременный танк. А что ещё нужно?..
Похожие статьи:
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Пограничник