1W

В поисках нерушимых истин

в выпуске 2014/06/02
4 марта 2014 - Михаил Загирняк
article1498.jpg
Любите рыбалку? Сидишь себе с удочкой на берегу, поплавок убаюкивает, блики на воде утяжеляют веки. Легкий бриз теребит трещотку донки. И вдруг – поклевка! Но нужно еще приложить сноровку и опыт по вываживанию добычи, иначе уйдет рыба, оставив обманутым ожидания. А мысленно уже вырисовывается крупная плотва, трепыхающаяся в ведре, или жирный окунь. 
Так же – и в философии. Пока не научишься терпеливо разматывать леску рассуждений, пока не будешь раскладывать по полочкам, не проникнешься вечными истинами и попытками их объяснения.
Но в данном случая я рассуждаю не как рыболов. Я – только одна из рыб, что распробовала на вкус подкормку рыбака-Истины и попалась на крючок философии. Тогда зачем вам, свободным от лески, путеводитель к крючку?
Слишком многое сейчас называют философией. «У него своя философия», «ну, это ты философствуешь», «больше дела, меньше философии»… Что только н приходится слышать! Как же это режет слух! А все почему? Большинство людей уверены, что философы занимаются чем-то вроде гадания на камешках, и поэтому ценят философию не больше (если не меньше) чем астрологию. Почему-то не вызывает сомнений, что математики и физики занимаются наукой. Когда вы слышите фразу «это из области физики/химии/биологии… (нужное подчеркнуть)», то не сомневаетесь в научности предмета обсуждения. Но только речь заходит о философах – и большинство снисходительно посмеивается.
Я совсем не собираюсь уличать вас в неведении! Не хотелось бы с восторгом живодера выдергивать из вод спокойного досуга пытливого читателя-карпа, чтоб срезать бочину для деликатесного блюда. Скорее, я сейчас – ценитель чая, который хочет поведать вам, как отличить пу-эр от у-луна в мире наук. 
Можно сказать, что философия абстрактна в отличие от наук. Но математика основана на цифрах – объектах, которые существуют только абстрактно. Есть число «1», есть его знак, слово, котором обозначается число, может быть один карп, одна чашка пу-эра, но что такое само по себе безотносительно к предметам мира, неизвестно и не будет известно. Когда дело доходит до операций с числами, что заставляет думать, что пять плюс семь равно двенадцати? Математика – самая абстрактная наука, но ее методы используются во всех остальных науках.
Другое популярное возражение сводится к тому, что науки в отличие имеют прикладной характер. Удивительно, что многим теоретическим разработкам в различных областях наук удалось найти применение только много лет спустя, тем не менее, никто не сомневается, что теоретические построения так или иначе будут связаны с практическим воплощением. Ну а воздействие на жизнь философии принято не замечать. Хотя ее приложение в практическом виде не откладывается на долгие годы – достаточно вспомнить влияние марксистской философии на изменение отношения к экономике и новое понимание политики в мире. Еще хороший пример – разделение на душу и тело, материальное и идеальное. Разве так было всегда? Между прочим, Дух в Библии понимается именно как телесная форма, отличная от земной, в христианских текстах нет противопоставления души и тела. Двойственность человеческой сущности – это предположение Рене Декарта. Философия французского мыслителя задала разделение на душу и тело, которое многими воспринимается как само собой разумеющееся. Конечно, ярко выраженных скептиков не убедить такими доводами; серьезные доказательства требует по крайней мере соответствующей подготовки этих самых скептиков, которые вряд ли отважатся разбираться с философскими трактатами. Но и высшую математику нельзя объяснить на пальцах.
Поэтому прежде чем ловить философов на крючок здравого смысла, вдумайтесь, не запутались ли вы в леске рассуждений, освоили ли вы технику рыболовства за вечным истинами.
Чтобы понять заманчивость рыбалки, предлагаю полюбоваться одним из крупнейших представителей в мире философии – великом немецким мыслителем Иммануилом Кантом. Человек стал легендой при жизни, а после смерти его популярность только увеличивалась, и продолжает расти по сей день. Его образ жизни стал крепкой частью легенды Кёнигсберга. Иммануил Кант строго следовал распорядку дня, даже прогулка по городу у него была строго размерена – жители Кёнигсберга сверяли часы по Канту. А его замечательные обеды! Ведь Кант принимал пищу только один раз за день. Так же неизменно строг он был к себе и в работе над философскими произведениями. Ежедневно он занимался философией строго отведенное время. И конечно же его принципиальной категоричностью отличаются нравственные правила, сформулированные великим мыслителем.
Каких только эпитетов ни удостаивался Кант! Поразительно, но к нечистой силе его причисляли и в европейских философских кругах и в русской мысли. Сравнение с хвостатыми охотниками за человеческими душами – следствие признание особого обаяния философии кёнигсбергского мудреца. Человек с именем Иммануил, означающим «с нами Бог», заместо библейского принципа «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» вводит новую, более правильную, формулу этики, чем неизбежно провоцирует многочисленные сравнения и аналитические исследования. Искушение философией Канта велико, и, даже если вам она не близка, как говорится, врагов надо знать в лицо.
Человек стремится к счастью, но не может его достичь, поскольку не в состоянии представить содержание счастья, не может помыслить, каким образом мир с реализованным счастьем будет существовать (вспомните, чем заканчивается «Пикник на обочине» А. и Б. Стругацких). Идеал не может быть содержательным, так как не может по определению содержать никаких конкретных предписаний к действиям, иначе получится навязывание счастья. Т.е. идеал будет поставлен выше по значимости, чем человек, и тем самым превратит человека в средство достижения идеала.
Но И. Кант стремился выявить универсальный, подходящий для представителя любой культуры принцип, который можно использовать как ориентир для жизни и совершенствования. А для выполнения данной задачи необходим именно такой принцип – общезначимый, универсальный, принцип, из которого выхолощено содержание. Кант вводит понятие категорического императива – формулу нравственного бытия. Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона – так звучит формулировка категорического императива. И тогда человечество поднимется на новую ступень развития – придет к Царству Целей, где каждый человек является для другого целью, и никогда – средством для любого применения. В таком идеальном обществе неоспоримой и соблюдаемой ценностью является достоинство любого члена общества.
Человек осознает долг внутри себя, долг, заложенный в каждого до всякого жизненного опыта. И каждый индивид может открыть в себе долг. Для этого он должен всего-навсего спросить себя: «хотел бы я, чтоб мой принцип стал всеобщим законом?» Этот принцип лишен всякого содержания и по сути является схемой, которую можно применить к любой жизненной ситуации. Именно с этой позиции следует оценивать работы мыслителя – с точки зрения универсального принципа организации совместной жизни людей и совершенствования каждого из них.
Категорический императив формален, но любое действие, любой шаг должен соответствовать ему. Великий философ рассуждал о свободе и пришел к парадоксальному выводу, что свобода связана с дисциплиной, с необходимостью самоограничения. Что значит "само-"? Человек должен сам осмыслить необходимость ограничения произвола, абсолютной вседозволенности, чтобы достичь свободы. До ограничения любое проявление воли произвольно, не связано ни с какой высшей целью. Каждый человек обладает произволом что-то делать или не делать по своему усмотрению. Однако помимо морального закона человеком руководят и эгоистические мотивы. Человек не обязательно присваивает решающее значение голосу морали при совершении поступка, а следовательно, нужен механизм, посредством которого возможно будет обязывать человека, но при этом сохранять внутреннюю свободу человека. Человек по природе и добр и зол, поэтому его поступки зависят от того, что он изберет в качестве приоритета. 
Свобода связывается И. Кантом с нравственностью. Следование нравственным принципам и структурирует пространство поступка, вырисовывает из хаоса произвольных деяний необходимые с точки зрения нравственности. Свободен тот, кто осознает внутренний долг и поступает в соответствии с ним. Что же такое «воля»? Воля – это способность определять себя к совершению поступков сообразно с представлением о тех или иных законах. Воля – это выбор того, что разум считает необходимым.
А до наступления той счастливой поры, когда каждый полностью подчинит жизнь долгу, человек нуждается в государстве, чтобы свобода одного не нарушала свободы другого. Государственная власть бережет народ от животных проявления человеческой сути, которые сильнее добрых начал в человеке.
Безусловно, строгое соблюдение нравственного принципа никогда не лгать в работе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» приводит к катастрофическим последствиям. Поставленная выше человеческой жизни, принципиальная правдивость абсурдна. Тем не менее следует прислушаться к голосу великого философа, который искал универсальный метод нравственного совершенствования человека и человечества. Что может быть лучше, чем осознание того, что ваш поступок единственно правилен? Разумеется, если ваш принцип пригоден как часть всеобщего законодательства. Разве нравственная непогрешимость не приводит к полной свободе? Ведь тогда вы свободны от всего внешнего и подчиняетесь только самому себе, точнее – внутреннему долгу. 
Если каждый будет говорить только правду – то мир действительно очень быстро изменится к лучшему, потому как этот нравственный принцип имеет смысл только будучи осуществленным с другими требованиями внутреннего долга. Кантовский ригоризм лишь подчеркивает, насколько бессодержательны, насколько всеобщи и универсальны без всяких исключений действия из долга для самых различных культур мира.
Специально ко дню смерти кёнигсбергского мыслителя озвучены два текста – произведения разделены пропастью лет, но тем не менее провозглашаемые в них принципы звучат в одной тональности категорической принципиальности. 
Хотите устоять перед искушением философией Иммануила Канта? Вы готовы без сомнений отвергнуть все его размышления? Ну что, закидываем удочку? Ловись, рыбка, большая да маленькая!

Опубликовано на сайте проекта СВиД (http://www.svidbook.ru/articles/375-poymay-hvast-za-istinu-immanuil-kant.html)

Похожие статьи:

РассказыТочка соприкосновения. Пролог: падение.

РассказыРебенок солнца.

РассказыЧерез Край

РассказыВсё, что не рассказал Румер о своих героях

СтатьиВосставшие из ада Клайва Баркера

Рейтинг: +2 Голосов: 2 1507 просмотров
Нравится
Комментарии (2)
DaraFromChaos # 3 июня 2014 в 15:39 +2
Михаил, респект!
Приобщаешь бестолковых не имеющих специального образования сотоварищей по сайту к философии Канта? smile
Ну ладно-ладно... вот будет у меня настроение, а тоже к кому-нибудь приобщу. И пусть только попробуют так же проигнорить и мало плюсиков поставить zlo
Михаил Загирняк # 4 июня 2014 в 21:37 +1
Дара, спасибо =)
Канта я люблю )
Один из тех, кому я обязан степенью кандидата наук )
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев