По материалам поста. Автор: Майкл Морети
В 1975 году на экраны вышел маленький фильм о большом несчастье, обрушившемся на курортный городок.
Вышел - и навсегда изменил мир американского кино. Да-да, мы о «Челюстях» - известном ужастике от Стивена Спилберга.
Именно после этого фильма появился термин «летний блокбастер». Надо сказать, «Челюсти» глобально не вписывались в рамки американского кинематографа 70-х гг. Это время было периодом артхаусного и экспериментального кино: сняты «Крестный отец», «Полет над гнездом кукушки» и «Французский связной» - фильмы, до сих пор заслуженно пользующиеся успехом. Создатели «Челюстей» предлагали зрителям нечто совершенно иное, и это «иное» понравилось публике.
А два года спустя появились «Звездные войны». Они пришли и победили. Но значит ли это, что «Звездные войны» дали зрителям то, чего не смогли дать даже «Челюсти»?
С одной стороны, Джордж Лукас в какой-то мере разделял мнение Спилберга, что публика хочет популярности, чувствительности и простоты. Как и Спилберг, Лукас искал вдохновения в «низкой», «попсовой» литературе – НФ, приключениях, фэнтези, даже в исторических постановочных романах. Но, хотя оба они – Спилберг и Лукас – были преданными жрецами божества кино, Джордж больше тяготел к артхаусному направлению и вдохновлялся, в частности, «Семью самураями». Приключения Флэша Гордона и Робин Гуда так же пленяли Лукаса, как и немые фильмы Бастера Китона. Эта странная, противоречивая смесь влияний и заимствований четко прослеживается в «Звездных войнах», и именно она сделала фильм по-настоящему популярным.
Одна из самых ярких и запоминающихся сцен в «Новой Надежде» - поединок Оби Ван Кеноби и Дарта Вейдера. Ничего не напоминает? Конечно, Акира Куросава, «Семь самураев». С другой стороны, у Куросавы сцены насилия жестоки, тупы и коротки. Лукас же ориентируется больше на сцены аля «Робин Гуд»: сверкание мечей, красивые движения соперников, - эпизоды, бесспорно, эффектные, но не убедительные. «Семь самураев» показывают зрителю противостояние двух противников, борьбу не на жизнь, а на смерть, – и в этом мне видится сходство с дуэлью Вейдера и Кеноби. Но в «Звездных войнах» на первый план выступают чувства, а не техника.
Кто, кроме Лукаса, смог бы соединить эмоциональную составляющую с визуальным языком, которым так виртуозно владел Куросава, а до него – создатели немых фильмов (кстати, оказавших сильное воздействие на кинематограф последующих десятилетий). Ридли Скотт говорил, что «Звездные войны» перевернули его представление о том, каким должно быть кино. «Посмотрев этот фильм, я отказался от задуманного проекта». Вместо того, так и не снятого фильма, Скотт создал «Чужих». Влияние «Звездных войн» в «Чужих» очевидно: широкоугольные кадры, резкие «наезды» камеры, и звуковые эффекты. Через пять лет Скотт снял «Бегущего по лезвию», где также хорошо видна концепция «Звездных войн». Сцена сражения Вейдера и Кеноби несомненно повлияла на битву на крыше между Риком Дэкардом и Роем Батту – те же широкоугольные ракурсы, тот же накал страстей. Все эти, ставшие уже традиционными, заимствования, и сегодня можно найти в фильмах вселенной «Звездных войн». В «Повстанцах», например, Оби Ван Кеноби сталкивается уже с другим противником – Дартом Молом. Это короткая, наполненная эмоциями сцена опять-таки напоминает «Семь самураев».
Но Лукас черпал вдохновение не только из фильма Куросавы. Поскольку «Звездные войны», помимо прочего, еще и космоопера, - напыщенности и пафоса в них хватает. Сцены боев в космосе, которые создавались долго и мучительно, - с помощью полноразмерных действующих моделей, на нарисованном фоне, - во многом схожи с эпизодами из фильмов о Второй Мировой, в том числе, из «Разрушителя плотин» и «633-ей эскадрильи». Оба фильма отличаются реалистичностью: кадры из кабины пилота, сцены атак, «живые» радиопереговоры. Все эти элементы Лукас использовал при съемке космических боев. Мастерство в передаче образов и звуков позволили создать эффект присутствия, убедить зрителя в реальности происходящего, напугать. С 1977 г. и до наших дней режиссеры продолжают заимствовать технические приемы «Звездных войн». Начиная с «Последнего звездного бойца» и до «Стражей Галактики» - всё те же «повторы» великого Джорджа, который, кстати, сам насобирал их в фильма 50-х.
Самое важное в любом фильме – техника рассказывания, магия убедительности. «Звездные войны» - это новая страница в истории повествовательного искусства НФ и фэнтези, во многом благодаря тому, что Лукас по-своему – талантливо и своеобразно - пересказал чужие сцены и эпизоды. И создал эталон, к которому обращались и продолжают обращаться режиссеры, работающие в жанре фантастики. Но, пересматривая «образцовые» «Звездные войны», кинематографисты неизбежно проваливаются в кроличью нору, попадая все дальше и дальше в прошлое.
Похожие статьи:
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → По ту сторону двери