Отрывок из первого тома романа "Ловцы чудес"
Вольный пересказ одной давней истории, написанный со слов Жана Рене, бывшего клерка, а ныне ловца чудес.
Уважаемые мадам и мсье. Сегодня у меня нашлось немного свободного времени, и я решил рассказать вам одну весьма забавную историю так, как вижу её я. В своём рассказе я буду грубо пренебрегать историческими фактами, попирать логику и особенности быта той эпохи, о которой идёт речь.
Итак:
Австрия, Вена, год одна тысяча шестьсот восемьдесят третий. Двухсоттысячная армия великого визиря Османской империи Кара-Мустафы осадила город и вот уже на протяжении месяца жители столицы отражали штурм за штурмом. Хоть король и бежал из города, но гарнизон, в двадцать раз меньший, чем осаждающее войско, умело сдерживал врага, регулярно сбрасывая со стен его солдат. Все знали о резне, учинённой османцами в Перхтольдсдорфе, поэтому о сдаче никто не задумывался. Турки, предприняв несколько робких попыток штурма, сочли за благо осадить столицу, перерезав все пути, по которым жители снабжались провиантом. Не удовлетворившись этим, визирь приказал регулярно отправлять к стенам города отряды сапёров, пытающихся подорвать неприступные стены. Сделать это можно было только ночью, поскольку днём даже кошка не могла подобраться незаметно к осаждённым.
А теперь посмотрим, что творилось за высокими стенами столицы. Солдаты были измучены – маленький гарнизон едва успевал следить за передвижениями огромного войска, и на стенах постоянно находилась половина солдат. Их командир, граф фон Штаремберг приказал казнить любого, кто заснёт на посту, но усталость брала своё и защитники уже еле-еле держались на ногах.
Жители города как могли, помогали солдатам,принося на стены еду и питьё. Булочные работали круглые сутки, слуги сбивались с ног, бегая от них к стенам. В один из вечеров, когда господин Питер Вендлер, владелец солидной пекарни, только собирался закрыть входные двери, в помещение вошла роскошно одетая молодая дама. Булочник поначалу подумал, что посетительница хочет купить немного утренней сдобы, но знатная фройлен обратилась к нему с совершенно неожиданной просьбой. Как выяснилось, придти в пекарню её сподвиг долг перед защитниками столицы. Не имея возможности с оружием в руках стоять на стенах, она решила предложить свою помощь в выпечке сдобы для доблестных солдат фон Штаремберга.
Господин Вендлер сразу узнал эту прекрасную диву. Фройлен Катарина принадлежала к одному из самых знатных родов Австрии и состояла в близком родстве с самим королём Леопольдом первым. Все возражения высокородная дама с негодованием отвергла и через час её одеяния уже были испачканы мукой, на нежных щеках горел румянец от нестерпимого жара печей, а звонкий как колокольчик голос наполнил стены пекарни.
События, о которых я вам хочу поведать, произошли глубокой ночью, когда булочник со слугами отправился к западному бастиону, унося свежевыпеченные хлеба солдатам, а фройлен Катарина присела в кресло возле печи в ожидании «созревания» сдобы. Однако уснуть ей так и не удалось, поскольку в ночной тишине дама явственно услышала странный звук, доносящийся из подпола. Через минуту звук повторился. Словно какое-то существо скребло снизу острыми когтями по плотно подогнанным доскам. Затем в щель между ними протиснулось острое лезвие лопаты.
Булочная примостилась возле самой внешней стены, и можно было легко догадаться кто, проделав подкоп, пытался проникнуть в город. Фройлен Катарина, опасаясь что шум заставит сапёров поджечь порох, не стала выскакивать на улицу и звать помощь. Вместо этого она тихонько сняла со стены старинную шпагу, принадлежавшую в незапамятные времена одному из предков герра Вендлера, и стала терпеливо дожидаться незваных гостей. Те не замедлили явиться. Доска затрещала и поддалась усилиям врагов, а над полом показалась голова сапёра. Показалась лишь для того, чтобы быть пронзённой в затылок острым клинком. Кровь хлынула на доски пола и на красивое платье фройлен Катарины, когда она выдернула остриё шпаги из головы несчастного. Сапёр кулём свалился на руки товарищей. К счастью, они успели заметить, что им противостоит всего лишь хрупкая женщина, и не подорвали порох, который намеревались заложить в стену. Пока оставшиеся в живых враги выбирались из ямы, фройлен Катарина ухитрилась заколоть ещё одного османа. На этом её тактическое преимущество закончилось. Она оказалась нос к носу с двумя озверевшими сапёрами, вооружёнными ятаганами и готовыми разорвать её на куски. В своей жажде мести эти мсье начисто забыли о возложенной на них миссии и, выкрикивая непотребства, бросились в атаку.
Хрупкая женщина не имела никаких шансов против двух гигантов, жаждущих крови, но, тем не менее, в течении минуты ей удалось сдерживать их натиск и отбивать удары тяжёлых клинков. Несмотря на некоторое мастерство во владении шпагой она не успела закрыться, и лезвие ятагана просвистело, опускаясь на незащищённую голову прекрасной фройлен. В последнюю секунду рука османа дрогнула. Страшное оружие прошло в непосредственной близости от Катарины, срезав кусочек кружева с платья. Это не был промах нападающего. Бедняга не мог поступить иначе, ведь в голову ему угодил тяжёлый глиняный горшок с набухающим тестом, запущенный твёрдой рукой герра Вендлера. Второго османа слуги, булочник и госпожа Катарина добивали сообща. Вся булочная была залита кровью, но в сердцах участников этой драмы не было и тени печали.
***
По прошествии двух месяцев с момента описываемых событий осада Вены была снята. Под стенами города произошло знаменитое Венское сражение, Кара-Мустафа с остатками войска бежал на юг и был казнён по приказу султана. Его задушили шёлковым шнуром.
В одно прекрасное весеннее утро в дверь особняка фройлен Катарины постучал уважаемый булочник Питер Вендлер в сопровождении двух слуг, несущих подносы с невиданным доселе кондитерским произведением искусства, выполненным в виде османского полумесяца. Во Францию эта прекрасная булочка попала значительно позже, где и получила такое привычное название – круассан (полумесяц).
Вот такая история, мадам и мсье. О! Простите, но меня ждут неотложные дела. Мой патрон ожидает Жана Рене сегодня утром в Себоне, где мы будем обсуждать свои дела за чашечкой костариканского кофе и неизменными круассанами.
Похожие статьи:
Рассказы → Маятник над Прагой (в соавторстве с Марией Костылевой)
Рассказы → Шен-сюр-Мер
Рецензии → В поисках чудес
Рецензии → Рецензия на фантастическую серию Жана Кристобаля Рене «Ловцы чудес»