Смутное время
Призрак свободы на коне.
Свора злодеев
Жарит собаку на огне.
(народная постапокалиптическая песня из романа А. Доронина «Логово»)
Так сложилось, что с Алексеем Дорониным я знаком (не очно, а благодаря Интернету) уже довольно давно – с 2010 года. Поводом для знакомства – начала переписки – послужил роман Алексея «Черный День», под впечатлением от которого я ему и написал тогда. Думаю, многие из любителей постапокалипсиса, если не читали, то наверняка слышали, знают о романе-эпопее, в который на сегодня входит уже шесть книг и седьмая, заключительная, пишется. Это – постъядерная «Война и мир», раскинувшаяся на пол столетия, в которой мы видим живых людей, лишенных привычных жанру супер-героичности и сталкерской романтики. Это не «Fallout» с мутантами, не конан-варварщина с дробовиками и автоматами, вместо мечей и стрел, не тушенка-патроны-землянка. Это – реализм, проза о том, если…
Возможно, кто-то скажет мне: ты дружишь с Дорониным, потому и хвалишь его книги. Нет, отвечаю, не потому. Я бы даже сказал, что наоборот. Да и не так уж хвалю (можете почитать мои комментарии на Самиздате Алексея). Не все книги серии нравятся мне одинаково, но сама серия – действительно достойна внимания и похвалы, ибо нет в российской постапокалиптике работ такого размаха и уровня проработки.
Мне повезло оказаться в числе избранных бета-ридеров последних трех книг этой эпопеи и некоторых рассказов Алексея (к слову, и сам Алексей также читал мои работы и помогал советом). Так я читал и недавно законченную книгу «Дети Августа». Теперь же жду не дождусь окончания истории, после чего обязательно о ней напишу подробно. Здесь же я хочу подробнее сказать о другой работе Алексея – недавно написанном для известного межавторского проекта Дмитрия Глуховского «Вселенная Метро 2033» романе под названием «Логово».
Скажу честно: если бы пару лет назад мне сказали, что Доронин напишет книгу по «Метро», я бы засомневался. После натурализма вселенной «Черного Дня», где нет места мутантам и неизменному радиоактивному фону, и где главными и единственными чудовищами являются люди, обращаться к сказке? Зачем? Что может автор столь жесткой и тяжелой книги, от реалистичности которой становится порой жутко до мурашек по коже, а зимняя ночь за окном превращается в настоящую «ядерную зиму», привнести в рафинированный, романтичный мир «Метро»? Именно то, чего этой вселенной всегда не хватало – реализм. Книга вышла недавно, в ноябре 2017 года, но в порядке прочтения серии я бы поставил ее в числе первых.
Во избежание спойлеров, я не буду говорить здесь о сюжете. Такого рода рецензии любили писать в СССР – когда прочел «от издателя» и можно закрывать книгу (недавно так попался перед чтением одной старой книжки Филипа К. Дика). Да и не рецензия это и сам я – не литературный критик. Я лишь читатель и скромный литератор. Так что, лучше я просто поделюсь впечатлениями.
Книг из серии про «Метро» я не читал уже лет пять (последней была «Наследие предков» Сурена Цормудяна, которую читал только ради автора). Что поделать, перестали меня привлекать такие книжки. Слишком все просто в них. Не верится мне в появление мутантов-птеродактилей и всяких «биомасс» с зомбями от радиоактивного заражения. Да и заражение это спадает не по дням, а по часам (через 7 часов радиоактивное заражение уменьшается в 10 раз; через 2 дня (49 часов) – примерно в 100 раз; через 2 недели – в 1000 раз… через пару лет можно картошку сажать). В общем, как вы, наверно, уже поняли, я не фанат «Метро». Но вот не прочитать новую книгу Алексея я не мог… И, знаете, «Логово» оказалось поинтереснее некоторых книг эпопеи («Утра новой эры» уж точно).
«Логово» вообще вполне могло бы обойтись без «Метро». Но вот именно «Метро» эта книга нужна. Нужна по той причине, что дает объяснение если не всей (я-то всех книг не читал), то большей части той сказочной несуразицы, что в ней понакручено.
Параллельно основной линии романа, тянется цепь интерлюдий, дающих однозначный, ясный и правдоподобный ответ на мучивший, думаю, не одного меня вопрос: откуда есть пошла вся та нечисть, весь тот бестиарий, вернее – мутантиарий, что из книги в книгу кочует через всю серию? И я не удивлен. Чего еще ждать от нашего «постъядерного Толстого»? Думаю, Доронин не был бы собой, если бы не привел в порядок хотя бы часть той сказочной неразберихи, что коллективно нафантазировали авторы серии за почти 9 лет.
Но не одними интерлюдиями, конечно, хороша эта книга. Основная сюжетная линия читается интересно, без проволочек и тягомотины. Роман как бы сконцентрирован, полон действий; в нем есть все, что нужно для хорошей постапокалиптики: интриги, боевка, саспенс, юмор. Главный герой Николай Малютин – бывший ученый (хотя… почему «бывший?» – Николай до конца предан науке, не хуже академика Павлова…) и типичный для автора анти-Марти-Сью (привет Александру Данилову!) проходит свой главгеройский путь честно и без роялей. Рефлексирует, немного философствует, получает по морде, оказывается в ситуациях, когда ты – читатель – веришь, что вот, Коля все… но книжка продолжается, а значит, мы с героем еще немного продержимся. Что же дальше? А дальше интерлюдия. История возвращается в прошлое, к первым дням катастрофы, в НИИ, где все начиналось… или на остров в океане… или к чудовищному Левиафану… или в Москву, где бывшая поп-звезда начинает новую странную жизнь в изменившемся мире… Ты узнаешь еще немного о мире после глобальной катастрофы, дособираешь пазл и… возвращаешься назад, к действиям сейчас.
Эти сейчас и тогда, поначалу «несвязанные», постепенно к концу книги скручиваются как два оголенных провода и тогда, в конце истории, рука рассказчика переводит рубильник в положение «вкл», цепь замыкается, и ты возвращаешься к началу…
Еще хочу сказать об общем настрое книги. А именно, о ее антимилитаристском духе. Да-да, боевики тоже такие бывают! Главный герой романа не имперец, стремящийся компенсировать свою личную ничтожность причастностью к чему-то большому и грозному, не пламенный ура-патриот, мечтающий покарать выживших потомков «проклятых пендосов» за океаном. Он не из тех, кто «во благо Отечества» готов «пускать в расход» живых людей – тех, кто рядом, кто здесь, живой и настоящий. Ему не нужна «победа любой ценой». Тем более, если это не его победа, и даже не победа мифической Родины, а победа сумасшедшего солдафона над собственными демонами, ради которой тот не поскупится чужими жизнями. Он не убийца, не маньяк, он не жаждет крови злодеев (или тех, кого сам таковыми назначил). Он выживает, но не «любой ценой» и потому остается человеком до конца.