1949 год. Мир отходит после Второй Мировой Войны и в нем происходит масса событий. Как политических: — Образован Североатлантический союз (НАТО)
— США, Великобритания и Франция оглашают новый статус своих оккупационных зон в Германии и образуется новое государство — Западная Германия (позднее ФРГ). В ответ происходит передача Советским правительством правительству ГДР функций управления, принадлежавших советской военной администрации в Германии;
— В Китае войска коммунистов захватывают город Наньцзин и лидер коммунистов Мао Цзе Дун провозглашает Китайскую Народную Республику;
— Израиль вступает в ООН;
— Франция предоставляет суверенитет Вьетнаму;
— США завершают вывод оккупационных войск из Южной Кореи.
Так и технических: — Произведено первое испытание атомной бомбы в СССР;
— Летчик-испытатель Тютерев на реактивном истребителе МиГ-15 впервые преодолел звуковой барьер;
— Создан первый Советский паромобиль, конструктивно предназначенный для работы на дровах.
— О как! — Мог бы воскликнуть неискушенный читатель. — Атомная бомба, звуковой барьер и паровоз на автомобильном шасси… Что за бред?
Бред, да не совсем, посему давайте оставим в стороне политику с атомной бомбой, и остановимся поподробнее на данном шедевре отечественной инженерной мысли.
Итак — 1949 год. СССР — страна лесов (тогда еще никто и предположить не мог, что мы будем нефте-газовым сырьевым придатком). Лагеря полны пленными немцами и политзаключенными, то есть практически бесплатной рабочей силой. А полноценных месторождений нефти в СССР на тот момент всего два — В Грозном и Баку.
И когда в данной ситуации была понята необходимость обеспечения строек народного хозяйства транспортом, способном работать на "подножном корму", то выбор в пользу газогенераторных установок попросился сам собой. Утверждается, что Сталин лично инициировал подобные разработки. Не знаю — документальных подтверждений этому я не нашел.
Справедливости ради стоит сказать, что еще до войны НАТИ (тогда так назывался НАМИ) уже разрабатывал газогенераторные установки, способные получить газ для двигателей внутреннего сгорания практически из всего горючего. Дрова, уголь, торф, брикеты прессованной соломы… Но эти установки были капризными и тяжелыми, а мощность моторов после перевода на такой тип топлива падала чуть ли не в половину. Ну на треть в лучшем случае.
Но, тем не менее, право на существование такая техника имела. И даже США и Англия выпускала такие машины серийно. Например, английский самосвал Sentinel S.4 1938 года выпуска. Он "жрал" более 150 кг угля на 100 км пробега, брал на борт 6 тонн полезного груза и кроме водителя ему требовался кочегар.
Советские инженеры решили пойти по иному пути. Зачем уголь? Неудобно. Зачем кочегар? Нецелесообразно. "Дрова — наше всё!" — решили они и стали именно создавать паромобиль, а не адаптировать под такой тип топлива существующие карбюраторные двигатели.
И вот, в вышеупомянутом 1949 году появляется на свет НАМИ-012, на шасси 7-тонного ЯАЗ-200. Характеристики данной паровой машины воображения не поражали, но были вполне адекватными технике того времени. Мощность двигателя около 100 л.с. при 1250 рабочих оборотов в минуту. Масса и габариты нового паромобиля были даже меньше, чем у дизельных одноклассников, но эту экономию "выравнивал" достаточно тяжелый котел со всей необходимой ему машинерией.
Дрова, напиленные заранее чурками по полметра и диаметром до 20 см, укладывались в специальный контейнер, откуда они сами поступали в топку по мере сгорания предыдущих дров и под собственным весом. Запас хода был не велик — на 100 км пробега уходило примерно 400 кг дров, то есть практически полная загрузка бункера. Но учитывая то, что эта техника создавалась не для челночного сообщения между городами, то это проблемой не было, ибо эксплуатация техники в условиях леспромхозов и сельского хозяйства больших ежедневных пробегов не подразумевает.
Подготовка машины к работе занимала полчаса. Это растопка котла, вывод его в рабочий режим, заправка бункера дровами и доливка воды при необходимости. Не сравнить с сегодняшним поворотом ключа, но и создавалась эта техника для иных условий.
За два года (1949-1950) было сделано несколько таких машин. С полным приводом и без, бортовые, самосвалы, лесовозы. Испытания проводились в разных условиях. При температурах от — 40, до + 50. Вода (что весьма важно) бралась не дистиллированная, а из ближайшей речки, колодца или лужи. Отдельно отмечена была высокая надежность, неприхотливость и работоспособность. Неплохо зарекомендовали паромобили и на больших пробегах. 26000 километров без ремонта, обслуживания и сервиса — зарегистрированный показатель одной из них.
Но… Время шло, Сталин умер и данное направление исследований было признано бесперспективным. Почему? Кем? Зачем? Неизвестно. Не хочется верить, что еще тогда в СССР существовало лобби нефтяных олигархов, которые душили все разработки, связанные с альтернативными видами топлива. Шутка.
Ну а если серьезно, но на сегодняшний день в России не осталось ни одной работающей машины с газогенераторным типом двигателя. А вот по улицам Минска колесит мотоцикл Урал, оснащенный газогенераторной установкой и переделанный его хозяином с бензина на дрова...
Рекомендую посмотреть по данной теме и эту статью.
Подкаст со слайдкастом на странице автора на подфм:
http://kazinik.podfm.ru/my/53/
Офигенная техника! Но не для города - представляете пробку в Москве из таких машин? Этож задохнуться можно будет! А для сельхоз предприятий, лесхозов и вообще для дальних регионов супер - расходы на топливо ноль, что не может не радовать!
Я в 1976 году был на ж/д сортировочной станции. А тогда еще много было живо паровозов. Так что я представляю как могла бы выглядеть пробка из таких машин))))) Но! Данный тип техники конструировался принципиально для иного использования и, я правда так считаю, он совершенно незаслуженно забыт.
Кстати:http://project-time-machine.com/blogtech/2012/08/doble-model-e.html На ютубе есть ролик http://www.youtube.com/watch?v=mPc0RfyjLSM Отсутствие коробки передач, чудовищный крутящий момент, плавность и бесшумность. Старт холодного в полминуты. Я уже не говорю, что двигатель внешнего сгорания устроит экологов, так как организовать качество непрерывного сгорания во много раз проще и надежнее, чем устраивать взрывы в цилиндрах, а потом тратиться на нейтрализатор:) Полностью согласен с автором - паровой транспорт забыт незаслуженно! Его бы сейчас, да на современные технологии... Мммм. Сказка!
Добавлю к сказанному, что как-то нашел в инете данные о межсервисном интервале такого двигателя: 260 тыс. км...))) Это конечно без учета заправки маслом, водой и керосином:)
Супер!! Спасибо за ссылочку! Я даже и не знал, что легковые машины на пару тоже строились!!!! А через призму современных технологий транспорт с таким типом движителя стоило бы конечно пересмотреть. Жаль, что только это нафиг никому не надо, кроме избранных Кулибиных типа минского изобретателя.
Да на здоровье, Сергей!:) В те времена на пару даже самолеты летали. Вот забавный, к примеру: http://www.youtube.com/watch?v=yvQsvfa2N_c Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что летчик мог чуть ли не мгновенно запускать винт по и против часовой стрелке:))) Он меня и заставил в свое время написать "Переправу"))))
Тут маленькая поправочка - на минский Урал поставлен газогенератор, а не паровой двигатель:) В сущности у этого мотоцикла обыкновенный ураловский двигатель, работающий на газе6))
Вечером сегодня пришел домой, ужинаю, включаю телек, листаю каналы в поисках новостей и - бац! Репортаж про какого-то фермера со ставрополья, который адаптировал старый ГАЗ-53 для работы на дровах. В кузове газогенератор, час на растопку и погнали - расходы на топливо стремятся к нулю. Нет, молодец, снимаю шляпу! Цены на бензин кусаются, а для фермера с бензиновым грузовичком кусаются тем более. Но! Журналюги просто брызгали и фонтанировали фразами "изобрёл", "кулибин", "инженер от народа" и так далее. И ни слова (ни одного!!!!!!!!!!!!!) не было сказано про то, что эта техника верой и правдой служила и ее развитие было просто обрублено правительственным решением. Ох... До чего ж память коротка...
Классная статья! О газогенераторах вовсю сейчас в Лукьяненовскоом Пограничье трубят)))) Видать близится время автомобилей на дровишках. Там у него в Центруме и самолёты на этом летают и танки на ямсовом масле ездят)))
Ага. Я даже послушал пару озвучек. Не совсем последовательный мир создан, к сожалению. Есть косячки)))) А в целом - да. Абсолютно незаслуженно забытая техника.
Всё связанно с практичностью применения, Серёж. Всё-таки при всей своей дешевизне, это довольно трудоёмкие двигатели))) Во второй части историй про Центрум есть обалденный момент, когда ГГ на крыло самолёта взбирается, чтобы в газогенератор на лету дровишек подкинуть))) Керосинка марки "Фуджика", мля!!!!!!!!)))
О том и речь! По Москве на работу сгонять - с таким мотором - упаси боже! А Село? А локальные пригородные перевозки? А спецтехника? Мест применений - вагон! Потом, не надо на крыло лазить! Выше Саша Сержан ссылочку разместил. Глянь. На самом деле самолеты летали)))))))))))) И про автоматизацию не забываем! У авторов Центрума были знания по этим двигателям, только вот о машинах, о которых идет речь в статье, им скорее всего ничего не было известно. Бункер с автоподачей, по мере прогорания дров, подаются новые. Запас хода на одной заправке - около 100 км. И это тогда, когда ни тебе управляющих компьютеров, ни автоматизации процесса горения, ни спецпропиток для длительного горения.... Короче, с учетом современных технологий, запас хода на одной заправке можно смело увеличить как минимум вдвое.
Так на работу же к девяти часам!))) Иногда жалею, что не остался слесарем-инструментальщиком. Ходил бы на работу к семи, уходил бы в три пятнадцать... Ни те пробок, ни толкучки... И голова не болит. Совсем.
Дык это в условиях доступности и дешевизны леса))) Не для Армении - точно))) А вообще, я думаю, что технологии получают хороший разгонный пинок под зад, когда этого требует конъюнктура рынка топлива))) Тот же самолёт на солнечных батареях. Мне он представлялся махоньким, а оказалось, что солнцем можно держать в воздухе (с запасом хода на ночь!!!!) двенадцать тонн!! Эвона как! На мой взгляд, когда цены на нефть подскочат настолько, что будет выгоднее электричеством добыть водород, с последующим преобразованием его в метанол - нефтяная промышленность лопнет как мыльный пузырь. Уже сейчас в Армении ездят на бензине процентов двадцать автомобилей. Остальные на метане, несмотря на риск от взрыва баллонов на АГНКС. Да что там - из четырёх моих автомобилей три ездят на метене!!!
Лес - это возобновляемый ресурс. А при правильном подходе - быстро возобновляемый. Для целой кучи стран - вполне реальный аналог нефти и газу. К слову, в Бразилии 50% транспорта на спирту ездит... Местная специфика - спирт дешевле нефти. А ты буржуй, 4 машины)))))
НЕ, у меня запик на бензине, ребят))) Но мысля есть переделать))) Махонькие баллоны такие продают, по 0,5 кубов)))) Большинство запоров здесь так и бегают)))