fantascop

Роботы тоже смертны

в выпуске 2018/06/14
28 мая 2018 - DaraFromChaos
article12865.jpg

По материалам мотивам статьи. Авторы: Emily Asher-Perrin, Natalie Zutter и Leah Schnelbach

 

Похоже, жестокие НФ-писатели и режиссеры скай-фай фильмов насоздавали роботов и прочих не-людей только для того, чтобы их всячески обижать. Дезактивировать, разрушать, уничтожать… И во многих случаях этот «вандализм» не оправдан сюжетно.

Наверное, дает о себе знать подсознательный страх человечества перед грядущим бунтом умных машин.

Иногда смерть искусственных существ настолько бессмысленна, что огорчает даже зрителей. Кино заканчивается, а печаль – по загубленному сюжету и безвременно павшим роботам – остается.

Кажется, пришло время роботам создавать ассоциацию имени Шона Бина и бороться за право на жизнь – хотя бы на экранах.

«Звездный путь: Возмездие». Дейтаандроид.

«Возмездие» - не лучший фильм эпопеи. Сюжет откровенно слаб и местами провисает, а ходульный злодей если и может что-то добавить действию, так только неубедительности. Предполагалось, что смерть Дейты произведет впечатление, но и она выглядит бессмысленной. Видимо, зритель должен растрогаться, наблюдая, как андроид-спасатель приносит себя в жертву ради друзей. Увы, зритель – существо жестокое. Ему трудно поверить в окончательную смерть умной машины, озаботившейся перезагрузкой данных в В-4, дабы и ум, и память ее не сгинули окончательно.

«Мир Дикого Запада». Бродяга – андроид или «хозяин»

Жутковатая сцена разбивающего себе голову «хозяина» («хоста») огорчает не только и не столько своей жестокостью, сколько бессмысленностью в сюжетном плане.

Положим, Бродяга перестал выполнять заложенную в него программу, но он по-прежнему лоялен к людям и вообще ведет себя мирно и тихо. Так ли уж нужно отрубать бедняжке голову? Видимо, исключительно ради того, чтобы в «хозяине» проснулись агрессия и инстинкт самосохранения. А мы увидели, как доведенный до отчаяния робот старательно размазывает собственные мозги по булыжнику с криком: «Да не доставайтесь вы никому!»

«Короткое замыкание». Джонни-5 – возможно, живой

Бедному Джонни достается и в первой, и во второй частях. То малыша отключают, то убивают. А он только страдает и кричит: «Я живой!» И мы, вместе с Джонни, в очередной раз верим, что робот выкарабкается, а режиссеру и сценаристу наконец-то надоест уничтожать невинное создание чужими руками и дефибрилляторами.

видео

«Звездные войны. Война клонов». Боевые дроиды

Дрон-массовка выглядит устрашающе только когда идет в атаку. Увидев же перед собой одного-единственного джедая, боевые роботы сразу писаются в пластиковые памперсы, бросают бластеры, вздымают ручки-косточки и, тряся коленными суставами, умоляют: «Только не убивай!»

Да пребудет Сила здравый смысл с создателями фильма, наделившими боевых (!) ботов эмоцией страха и осознанием того, что они – всего лишь пушечное мясо шашлык, запеченный сверкающим мечом.

«Воин потерянного мира». MST3K, эксперимент 501 – чувствующее (хорошо, что не чувствительное) супер-оружие

Собственно, сам MST3K погибает не глупо, а очень даже осмысленно – беспощадно уничтожая врагов, как и полагается супер-оружию. Куда интереснее наблюдать за по-человечески эмоциональной реакцией остальных роботов на смерть поэта друга.

Меня всегда удивляло стремление авторов, сценаристов и режиссеров наделить искусственное существо эмоциями. Зачем, простите? Вам мало персонажей-людей? Или железяка в пластиковой оболочке, рыдающая масляными слезами, чем-то отличается от плачущей нежной блондинки? Ладно, согласна, оболочкой как раз и отличается.

Но, имхо, «очеловеченная» машина не добавляет сюжету оригинальности, скорее, наоборот, - демонстрирует неумение сотворить нечто, принципиально отличающееся от homo sapiens’а.

Итак, восплачем же о смерти оружия массового уничтожения и воскликнем вместе с его друзьями: «Какой артист умирает!»

«Звездный крейсер «Галактика». Джина – сайлон или андроид

Убить красивую шпионку, предварительно пустив ее по кругу, - классика жанра. Зритель, безусловно, проникнется пережитыми героиней ужасами и воспылает ненавистью к злодеям.

Видимо, если повторить изнасилование-пытки-убийство несколько раз, то зритель, накушавшись озверина, ломанется в фантастический мир лично восстанавливать справедливость. Поэтому убивать надо не просто красивую женщину, а красивого андроида. Да еще и такого, которого можно воскресить в любой удобный для сюжета момент.

Чисто по-человечески Джину жалко: персонаж очень убедительный и яркий. Я, честно говоря, вздохнула с облегчением, когда бессмысленные муки андроида наконец-то закончились.

«Искусственный интеллект». Дэвид – робот-гуманоид нового типа

Дэвид мечтает о любви, он одержим желанием стать человеком (как, кстати, и многие другие роботы). Увы, механическому существу это не удается.

Сюжетообразующая ситуация - Моника использует Дэвида как сыно-заменителя – достаточно жестока и бесчеловечна сама по себе. Так же, как и попытки робота пробудить в душе женщины чувства.

А обращение статуи (=машины), наделенной исуксственным интеллектом, к статуе Синей Феи, - апофеоз безнадежности.

«C.H.O.M.P.S.». C.H.O.M.P.S. - робопёс

Убить домашнее животное в детском фильме – сюжетный ход за гранью моего понимания. Даже если это не настоящий любимец, а робо-пёс, предназначенный для охраны дома.

Бедную собачку уничтожают во время тестовых испытаний, потом «воскрешают» и отправляют в офис конкурирующей фирмы в качестве «живой» бомбы. Сцены «смерти» излишне затянуты, выпотрошенный корпус больше похож на переломанное тело живой собаки.

Возможно, создатели картины полагали, что появление в финале множества новых робо-псов утешит детей, только что увидевших – пусть и на экране – гибель живого существа (для ребенка собака – это собака, даже если она механическая). Может быть, руководствовались иными соображениями – мне недоступными.

Но этот фильм я бы детям показывать не стала.

«Баффи – истребительница вампиров». Баффи и Эйприл – секс-боты

Еще одна красивая девушка-андроид, произведенная из человека в роботы, имхо, исключительно для того, чтобы над ней можно было глумиться долго, с удовольствием и много раз.

Зато какую «красивую» смерть ей уготовили! Искалеченная, лишенная конечностей секс-игрушка находит в себе силы, чтобы отправить пафосное сообщение: «Настоящая Баффи жива».

видео

Ах да, была же еще Эйприл – созданная Уорреном для себя и под себя. Как обычно бывает в таких случаях, идеальная, предсказуемая игрушка быстро надоедает настоящему человеческому мужчине, и он пытается избавиться от нее.

В конце концов, пережив ревность, страдания и все полагающиеся андроиду эмоциональные переживания, бедняжка умирает.

Да покоится она с миром – еще одна идеальная и никому не нужная машина.

«Я, робот». «За гранью возможного». Адам - робот

И снова в кадре робот, больше похожий на человека.

Понятно желание создателей и оригинального фильма, и римейка показать гуманистическую сущность Адама, жертвующего собой ради спасения человека, хотя часом раньше другие люди обвиняли его в убийстве.

Собственно, и смерть умной машины мне представляется вполне закономерной. После долгих выяснений: может ли искусственное существо быть убийцей; является ли робот личностью, которую вообще можно судить; а был ли мальчик а убивал ли он вообще кого-то, - оказывается, что Адам одинаково чужд обоим мирам. Так что и жить = существовать ему, по большому счету, незачем.

«2001: Космическая Одиссея». HAL 9000 – устаревший компьютер

Перечитаем же историю информатики и создания компьютеров, воспоем же хвалу праотцу нашему Тьюрингу! Помыслим об эволюции и о том, могут ли творения наши противостоять творцам своим.

И вечная память отважному борцу с отключениями от источников питания, павшему в неравной битве с ничтожным человечишкой.

видео

«Мстители: Эра Альтрона». JARVIS - ИскИн

Люди гибнут за металл, а ИскИны – за сферы влияния в информационных базах.

Искусственным интеллектам повезло больше: они могут вызывать в людях симпатию и ностальгические чувства, бэкапиться, сохранять свои личности на секретных серверах, и – снова и снова – бросаться в битву с более современными моделями.

Ну что ж, мы стреляем – они стирают файлы. А разницы, по большому счету, никакой.

ПС Странно, что авторы статьи не упомянули слезовыжимательную сцену гибели Терминатора во втором фильме.

Я полагаю, великолепного Арни надо добавить. И потому, что он этого заслуживает, и потому, что число 13 лучше вписывается в тему.

видео

Похожие статьи:

РассказыТанатос 78

Рецензии"Чужой: Завет" - продолжение мучений Ридли Скотта

ОбзорыВектор вдохновения (история НФ-фильмов в постерах. 1925 - 2010 гг.). Часть 3

РассказыКраткое содержание фильма «Пираты Карибского моря»

СтатьиНемецкий экспрессионизм в кинематографе

Рейтинг: +5 Голосов: 5 79 просмотров
Нравится
Комментарии (5)
DaraFromChaos # 28 мая 2018 в 18:27 +1
ну вот :(((((
решила опечатку поправить: слетели все видео, которые редактор вставил cry
что ж за наказание такое :(((((((((
Графоман Чалис # 29 мая 2018 в 15:56 +1
Ну, насчет Сайлонов - все сложно, на самом деле.
Они и сами себя в расход пускали %)
DaraFromChaos # 29 мая 2018 в 16:03 +1
да я в курсе про сайлонов :)
но конкретно эта дама себя убивать не хотела. точнее, захотела, когда ее измордовали вконец
Графоман Чалис # 29 мая 2018 в 16:20 +1
Это да, это жестко таки было...
Графоман Чалис # 29 мая 2018 в 15:57 +1
Помню был какой-то советский фильм... про робота-мужчину, Роберта, что ли? Очень давно его смотрела. Кадется его в конце деактивировали...
И было грустно.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев