fantascop



И всё-таки они нужны - бета-ридеры

Автор
Опубликовано: 3788 дней назад (17 декабря 2013)
+4
Голосов: 4
Хоть как нужны, даже при самой идеальной работе автора. [cut=Читать далее...] Как, правило, бета-ридерами выступают родственники или друзья. В моём случае это лучшая подруга. Вообще из неё обычно полслова не вытянешь, она говорит либо "понравилось", либо "очень понравилось", и мало-мальски доходчивая рецензия у неё получается, если только из неё клещами вытягивать слова. Вот и приходится задавать наводящие вопросы. С рассказами-то ещё полбеды, там размер позволяет выловить блох, а с романами вообще труба. Был у меня ещё один бета-ридер, молодой человек с филологическим образованием, он вообще мне ничего не смог сказать, кроме "Я удивлён, как девушка могла такое написать!" До сих пор жду от него рецензию на "Нет магов на Велеоне", ха-ха. И всё-таки они нужны. Вот только на днях я состряпала идеальный рассказ (надеюсь, он тут появится), отдала его подруге и... И что же? Она снова мне выдаёт своё "понравилось"! Я мучаю её наводящими вопросами, и вдруг она спрашивает: "Вот тут я не поняла...". И получилось, что она не поняла потому, что уважаемый автор косячнула дальше некуда! Так вот, этой статьёй я хочу вынести всем бета-ридерам благодарность, сказать им, что я всё ещё нуждаюсь в их остром глазе (уме?) и напомнить, что их ждёт пресс работы))) А как обстоят дела с бета-ридерами у вас?
Комментарии (35)
0 # 17 декабря 2013 в 12:44 +2
Непрофессионал может только сказать, нравится - не нравится, а почему - сказать не сможет. Как правило, автор и сам видит, если что-то не так. А что конкретно не так - не видит. И мелкие косяки сами найдем, если отложим рассказ на неделю, посмотрим свежим взглядом.
Рецензента надо искать. Профессионального. Который разберет по косточкам. Да и тоже всякие бывают, ему заплатишь, он растечется шизым орлом по древу, чтобы деньги отработать, а путного ничего не скажет.
Мы тут все решаем-решаем, как бы было хорошо писать друг другу рецензии. Только, боюсь, дело кончится всеобщим мордобоем профессионалов среди нас нет.
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 12:48 0
Мария, спасибо за комментарий. Соглашусь по поводу непрофессионалистов (подруга как раз и говорит мне постоянно, что она "не критик, не критик, отстань от меня!"), но вот вопрос - где же профессионалов брать?
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:21 +1
Марий, меня тут в жюри конкурса, отбирающего тексты для публикации на бумаге, позвали. Поблагодарил, поучаствовал, написал по просьбе корректные отзывы на рассказы, оценки проставил. В ответ - вагон. Думаю, догадываетесь чего. :)

Профессионал - это не тот, кто понимает; это тот, кто зарабатывает. Но обычно второе без первого невозможного, а вот первое без второго встречается повсеместно. Ещё примеры дял понимания термина: Шерлок Холмс - сыщик-любитель; соревнующийся Плющенко - любитель, а ушедший из спорта Ягудин - профессионал...
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:23 0
Вагон чего? Не может быть, чтобы вагон того, о чём мы подумали?! Они ж сами звали!.. Или это от авторов вам прилетело?
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:25 +1
Так бывает, когда авторы - друзья организаторов. ;)
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:27 0
Вот и ищи в мире справедливость. А мне ещё сказали, что в "Нет магов на Велеоне" нет волшебства. Конечно, нет - его и в жизни-то нет.
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:28 0
Пратчеттовский Смерть вообще считает, что есть только он...
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:31 0
Точнее, есть только ОН. Да. и ОН в каком-то смысле прав. Обожаю Пратчетта.
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:41 0
На написании местоимения не циклился. :)
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:29 0
Ну, это как бы из названия следует? :)))
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:31 0
Как бы да, но кое-кто рассчитывал на обратное.
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:40 +1
Life hurts. :)))
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:45 0
Ага, оказывается. Не было на меня бета-ридера, когда я этот рассказ кропала. Попрвил бы мне название (если бы я ему руки не выдернула), и никаких проблем бы не было.
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:47 0
И после этого я злой. angel
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:47 0
laugh А кто?
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 13:53 0
smoke
0 # 17 декабря 2013 в 14:48 +2
Если нанять рецензента за деньги, по крайней мере с него можно что-то требовать. Если не понравилась рецензия - завернуть назад, потребовать еще и еще.
А вообще рецензия зависит не столько от рецензента, сколько от автора. Заказал - сразу вопрос: напишите, что вы хотите от рецензии, какие у вас конкретно вопросы.
Есть, кстати, критерии оценки текстов:
Персонажи
Язык повествования
Сюжет
Мир (если речь идет о фантастике)
И если что-то из перечисленного не на уровне, уже неинтересно.
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 15:04 +1
У меня есть рукодельный список вопросов для бета-ридера. Ни один бета-ридер не удосужился до конца по нему ответить!)))
0 # 17 декабря 2013 в 15:22 +2
Так интересно было бы на список взглянуть.
Туда же вдогонку, про критерии. На основе личного опыта и мнения разных людей
1 Текст должен запоминаться. А то бывают книги, которые люди открывают и не знают, то ли они это уже читали, то ли еще нет. Пример - все книги Дарьи Донцовой. crazy
2 У автора должен быть свой особенный стиль, его «лицо», так, чтобы автора было ни с кем не спутать. Например, Лавкрафт. Или Брэдбери. Люди могут не знать имени Стивена Кинга, но дайте им несколько его книг, прочитают, скажут - да, это один и тот же автор. И добавят: такой талант, и такую дрянь пишет. zlo
3 Самые лучшие тексты - когда автор пишет на основании личных переживаний и впечатлений. Про своё. То, что прочувствовал. То есть вопрос: какой процент личных переживаний в тексте?
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 15:26 0
В смысле - может, со списком что-то не то?)))) Пойду гляну, где он там, родимый.
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 15:34 0
Кстати, касательно 3 пункта. Так как меня никогда не, пардон, пыряли в живот ножом, пришлось эту сцену выдумывать. а за анатомией и последствиями обратиться с сестре-врачу. zst
0 # 17 декабря 2013 в 18:56 +1
Поясняю насчет личных переживаний: понятно, что никто из нас никогда не умирал, не возносился в рай, не летал в космос, и.т.д. Но все равно любую сцену можно писать, основываясь на личных переживаниях. Например, никто из нас не воевал и не осаждал крепости. Но драться всем так или иначе приходилось, кому больше, кому меньше. Вот и можно вспомнить свои ощущения. В живот ножом никого не пыряли, но экстремальные ситуации у всех были, может, кому приходилось сталкиваться с какой-нибудь гопотой в переулке, от них удирать… Тоже при описании критических моментов можно вспомнить, что чувствовали, может, страх парализовал, может, тогда было полное спокойствие, а потом пришел запоздалый страх. А может, наоборот, откуда только силы взялись удрать от гопоты… Никого из нас не брали в плен и не водили на допрос. Но можно вспомнить, как, например, за какую-то провинность поволокли к директору, было страшно…
Катя Гракова # 18 декабря 2013 в 08:04 0
Полностью поддерживаю, Мария. Иной раз приходится читать изданные опусы, в которых автор как-то забывает о подобных личных переживаниях, и герой у него, вместо того, чтобы онеметь от страха, допустим, говорить как ни в чём ни бывало))
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 16:36 +1
Марий, согласен, кроме одного: сложнее всего сохранять свой стиль, при этом меняясь, как Каттнер и Гейман, допустим.

Кстати, лично меня мир, сюжет и герои при написании отзыва интересуют меньше всего. Я их вижу и понимаю, и признаю за автором право фантазировать, как ему кажется лучшим. Но надо это всё ещё воплотить. С сюжетом сейчас у многих один и тот же косяк: его нет. То есть зарисовка, не более, и неважно, какого объёма: 1 стр., 6 или 15 (и такие встречал, красивые, но бессмысленные).
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 16:38 0
Его бы, стиль этот, хотя бы наработать, чтобы было чего менять))))
0 # 17 декабря 2013 в 16:43 0
Когда это впереди, есть надежда. ;)
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 16:48 0
А чтобы узнать, достигнут ли он - стиль (миль пардон за корявую фразу) - нужно обзавестись рецензентом. И мы возвращаемся к истокам темы - где его взять?
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 16:49 0
Это кому как. smile У вас так, значит, так. :)
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 16:46 0
А-а, ещё забыла сказать, что меня как раз при написании/прослушивании отзыва как раз и интересуют герои-мир-сюжет. А как же без сюжета? Ну, мира ещё может и не быть, сюжет-то, сюжет-то!..
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 16:50 +2
Рецензент опытный и корректный - это неплохо, но писать всё равно вам. ;)
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 16:51 0
Нам, согласна. Поэтому и пишу)
Григорий Неделько # 17 декабря 2013 в 19:21 0
Вы как Николай II. :)))
Катя Гракова # 17 декабря 2013 в 13:55 0
А могут ли бета-ридерами быть люди, не имеющие к "производству литературы" ( laugh ) никакого отношения? Ну, вот, например, моя мама - только читатель, не автор. Она нет-нет да подмечает какие-нибудь минусы...
Григорий LifeKILLED Кабанов # 4 января 2014 в 16:25 +1
Привет всем, тему очень интересную подняли.

Мне бета-ридеры никогда не помогали (по крайней мере, друззья и знакомые). Каждый докапывается до чего-то своего. А другие говорят: ну, нет, с этим как раз всё в порядке.

Плюс у меня лучший друг - тоже любитель писать. Но критика у него всегда разгромная. Например, выиграл я на конкурсе (фанфик по Doom), он мне сказал, что это вообще ахинея. И что он совершенно не удивлён, что мой рассказ выиграл, потому что в России ахинея востребована. А поскольку мне его мнение очень важно, я сильно переживаю.

В результате сам пинаю сюжет некоторое время, пока на 100 процентов не буду уверен, что он не туп и не глуп. Хожу, как по минному полю. И критикую себя сам.

P.S.: А чтобы узнать, сформировался ли стиль - пишите. Если через пару лет вам не будет стыдно за написанное, значит, сформировался. А по-другому я и не знаю, как определить. Плюс есть простые правила (типа избегать повторений, по разному строить предложения), которые позволяют добиться сносного слога даже профану.
Катя Гракова # 4 января 2014 в 18:41 +1
Григорий, спасибо за ваше мнение. Оно, кстати, очень мне близко)) Ридера не так часто удаётся найти, так что ваш выход (пинать самого себя. пока не будет достигнут результат) используется в 90 процентах из 100)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев