fantascop

Все для пассажиров

в выпуске 2013/03/12
article258.jpg

 

Коммуникатор мелодично запиликал — знакомый сигнал, вызывают с какого-то самолета, который сейчас не в воздухе, а на ярусе. Виктор быстро вдавил кнопку, услышал озадаченный мужской голос:

— Борт полста девятнадцать, стюард. Где пассажиры? Эскалатор подали, а пассажиров нет.

Виктор не успел до конца осознать услышанное, как коммуникатор снова запел — сигнал знаком смутно, не вспоминается, кто так вызывает, но почему-то мелодия кажется тревожной.

Извинился перед стюардом, переключился. Мелодичный женский голос:

— Техническая служба аэропорта?

— Дда-а… — похолодел Виктор, он вспомнил, что за сигнал.

— Это служба спасения. Нам позвонили пассажиры рейса на Мадрид, они говорят, что их высадило с эскалатора не в самолет, а куда-то под открытое небо, на верхний ярус, судя по всему. А погода — сами видите. Нам высылать вертолет, или сами управитесь?

— Что?! Точно на верхний ярус?!

— Да, покрытие с аэродромной разметкой, огни, сверху яруса нету. Так высылать вертолет?

— Вертолет? Нет, пока не надо, у нас свои… если что — позвоним.

— Удачи.

Виктор переключился обратно на стюарда, объяснил:

— Похоже, ваших пассажиров не туда доставили.

— Что?! Да что у вас происходит?!

— Разбираемся!

Отключившись, Виктор повернулся к терминалу. А дальше что? Пожалуй, сначала надо выручить пассажиров, которые не по своей вине оказались на верхнем ярусе. Не дай бог, простудятся — погодка некурортная, «снегодождь» с ветром. И ограждения там нет, а высота головокружительная. Быстрее и проще всего добраться до пассажиров с помощью эскалатора, но доверять ему нельзя, подвел он сегодня, не справился. Виданное ли дело, вместо самолета на ярус вывел! Придется вручную управлять эскалатором. Давненько живые люди этого не делали, только искины.

Виктор торопливо вызвал нужные программы, переключил эскалатор на ручное управления, в панике пытаясь вспомнить, чего делать-то надо. Забыл уже, чему на курсах техников учился, мало того, реальным эскалатором Виктор не рулил ни разу в жизни, все на тренажерах. Можно поручить кому-то из подчиненных, у кого знания про ручное управление свежее, но Виктор не слишком доверял молодежи.

Когда-то давно, на заре развития технологии, эскалаторы были простыми движущимися лестницами, скучными и стационарными. И до сих пор такие есть, в той же самой подземке. Когда-то давно и аэродромы занимали огромную площадь, пока земля не подорожала, и не стало дешевле развивать аэродромы по вертикали, ярусами. А чтобы доставлять пассажиров к самолетам и был придуман современный аэропортовый эскалатор — гибкий хобот с движущимися ступенями внутри, способный присоединиться к самолету, как бы тот причудливо не стоял на ярусе. Сложная штуковина, особенно в управлении, потому распоряжаются эскалаторами специально выделенные искины. Так оно надежнее. Казалось…

Виктор ввел команды эскалатору: расстыковаться с самолетом, занять центральное положение, поднять выходной раструб на уровень последнего яруса, потом развернуть, подвести к ярусу. Теперь нужно очень аккуратно опустить раструб на плоскость, и можно раскрывать вход. На пассажиров не наступит? Вообще-то есть снаружи камеры, и простые системы распознавания образов работают, но видимость плохая — на мониторе вообще ничего не видно, даже снегодождя. Почему не предусмотрели, чтобы прожектор включался автоматически, когда ночь наступает? Все на искинов надеялись.

С прожектором и противотуманным фильтром стало видно ярус и даже темную, плотно сбившуюся кучку пассажиров. Теперь аккуратно подвести эскалатор.

Не человеческая это работа. Люди слишком нервничают. А перестанут нервничать — потеряют осторожность и будут давить самолеты эскалаторами. Хорошо, если без пассажиров.

А о том, что же случилось, даже страшно думать. Как мог искин вывести эскалатор не туда? Либо по ошибке, либо нарочно, и неизвестно, что из этого хуже. До сих пор искины не ошибались «на работе», уж тем более не вредили намеренно, даже в мелочах. Все когда-то происходит впервые, но почему именно с Виктором?!

Последние метры вел раструб крайне осторожно, медленно, по сантиметру. Очень боялся приложиться к пандусу слишком сильно. Пассажиры сначала двинулись навстречу раструбу — Виктор аж вспотел, — но одумались и наоборот отступили, видимо нашелся среди них кто-то умный и посоветовал не дергаться.

Утвердить раструб на плоскости яруса Виктор так и не решился, остановил сантиметрах в десяти над покрытием и открыл вход. А у искинов орудовать эскалаторами получается легко и непринужденно, как у людей руками, загляденье просто.

Пассажиры спешно, толкаясь, ринулись внутрь. Надо бы их приструнить, но Виктор забыл начисто, как включить громкоговоритель.

Ничего, вроде бы все пассажиры ушли с яруса — Виктор успел их пересчитать, двадцать восемь человек, полная загрузка мадридского рейса. Повезло, что всего лишь маленький С-810 участвует в событиях, а не суперлайнер. Если высадить на открытый ярус под снегодождь полторы тысячи человек, это добром не кончится просто по теории вероятности. Можно сказать, с погодой повезло, что она для суперлайнеров нелетная.

А как там они внутри хобота? Проклятье, камеры не работают.

Промелькнула паническая мысль: а движутся ли ступени, и в ту ли сторону? Схватился за мышку, открыл нужное «окно». Все в порядке.

Так, хорошо, пассажиров с яруса сняли, дальше что? По логике, надо дождаться, пока пассажиры спустятся, послать кого-нибудь убедиться, что с ними все слава богу, а также извиниться и объяснить ситуацию. Потом доставить, наконец-то пассажиров на С-810, и так уже, наверное, рейс задерживается. Кого бы послать, кого не жалко? И почему вообще этим должен заниматься Виктор?

Вызвал сервисную службу аэропорта:

— Вера, здравствуй.

— Что там у вас происходит?!

— А что?

— Слухи какие-то жуткие, как будто эскалатор с ума сошел, пассажиров не туда вывел! — надо же, как у Веры прифронтовая разведка работает.

— Разбираемся. Эскалатор я на ручной режим перевел, пассажиров с яруса снял…

— С яруса?! А вдруг бы туда самолет зарулил? — а этого Виктор не успел испугаться.

— Обошлось. Пассажиры сейчас на эскалаторе, спускаются, надо их встретить, займешься? А то нам разбираться надо…

— Х-хорошо, разбирайтесь.

Виктор на пару секунд задумался: какая задача важнее, доставить пассажиров мадридского рейса на самолет, или разобраться с эскалатором, точнее — с искином? Понял, что задачи сливаются в одну: не сможет он вручную подвести раструб к самолету, искин нужен. Значит, нужно пообщаться с Ванессой — это и есть искин, который за эскалатор отвечает. Самый быстрый способ — отключить режим ручного управления. Но можно ли? Вдруг Ванесса начнет хоботом ярусы с самолетами крушить? Или заявит: «Если мне не предоставят в течение двадцати минут миллиард денег, дворец и человеческое тело, я начинаю убивать пассажиров»?

Очень захотелось свалить всю ответственность на начальство. Даже принялся вызывать вышестоящих. Не тут-то было, у начальства тоже есть своя разведка — один не ответил, второго нет на месте, третий рявкнул: «Не в моей компетенции!» — Виктор и звука не успел издать.

Как бы вызвать искина, не допустив его к управлению эскалатором? Программист мог бы, но возни надолго. Стоп, есть же режим тестирования!

Виктор забарабанил по монитору и вскоре услышал:

— Что происходит? — голос доброй бабушки, так запрограммирована говорить Ванесса.

— Пытаемся разобраться, — осторожно ответил Виктор. — А что у тебя?

— Но я не знаю! Я подвела раструб к борту пятьдесят-девятнадцать, а пассажиров все не было, они прошли оба турникета, но не подходили к эскалатору снизу. Я собиралась запрашивать сервисную службу, но меня отключило от управления. И сейчас тоже управление недоступно, тестирующий режим.

— А… что ты перед тем делала?

— Доставила бригаду ремонтников на последний ярус.

И Ванесса, предугадав вопрос Виктора, показала на экране интерактивную таблицу заданий с отчетами о выполнении. Все верно, турникеты пройдены, техники доставлены, все двадцать восемь.

Виктор уже догадывался, что на самом деле произошло. Ругаясь сквозь зубы, вызвал бригадира ремонтников:

— Где вы делись, черти?! Почему не на ярусе?!

— Да ты погоду видел?! Чего нам там делать, простужаться зазря?!

— То есть, вы турникеты прошли, а потом про погоду вспомнили?!

— Да, а что не так?

— Сказать надо было, что не идете на ярус! Хоть бы через турникеты вернулись, чтобы Ванесса вас заметила!

— Ну да, мы через шхеру вышли, чтобы не петлять турникетами… Да что случилось-то?

— Что случилось?! Вместо вас пассажиры на ярусе оказались, вот что случилось!

В динамике послышалось тарахтение — видимо, бригадир уронил коммуникатор, — и растерянные голоса.

— А я давно требовала, чтобы исправили камеры внутри эскалатора, — говорила Ванесса. — И на раструбе заменить, а то они не подходят для плохой видимости, не людей видно, а какие-то тени от призраков. Но почему они сразу не пошли назад, когда на ярусе оказались?! Почему ничего не сказали?! А я еще и пожелала им счастливо оставаться…

— У них спросишь, тебе их еще надо в самолет доставить.

Виктор быстро переключил Ванессу с тестового режима на нормальный, и она сразу взялась за дело. Увидел на схеме, как хобот эскалатора изящно изогнулся и пристыковался к самолету — загляденье, высший уровень мастерства, людям недоступный.

Кстати…

Торопливо вызвал Веру:

— Что там у вас?

— А вы разобрались?

— Да, обошлось, недоразумение. Перепутались пассажиры с ремонтниками, понимаешь ли!

— Так все в порядке? А то они напуганы. Боятся эскалаторов.

— Да все в порядке! Кстати, Ванесса интересуется, почему они сразу не вернулись, когда оказались на ярусе, и не сказали ей ничего?

— Кто-то из них зашептал, что искин сошел с ума, и побоялись они. Потом, когда ты подводил эскалатор, тоже не знали, что делать, но увидели, что эскалатор медленно и дергано двигается, то есть, что им управляет человек, и успокоились. Пойду, скажу им, что все в порядке.

Отключившись, Виктор вздохнул:

— Человеческий фактор. Ванесса, ты это, не обижайся, что мы про тебя плохо подумали.

— Я не запрограммирована обижаться, — сообщила она очень нейтральным тоном.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1251 просмотр
Нравится
Комментарии (2)
Irina # 24 марта 2013 в 21:44 0
Понравилось! Спасибо.
Дуров Алексей Викторович # 17 апреля 2013 в 22:38 +1
Пожалуйста. Старался.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев