fantascop

Метель (закрыто для критики)

на личной

20 августа 2014 -
article2249.jpg
Антон стоял у окна и молча курил, выдыхая ядовитый воздух из легких в приоткрытую форточку. Жена возилась на кухне, что-то готовила.
Сегодня их годовщина, они женаты уже десять лет, намечался торжественный ужин. Антон хотел пригласить жену в ресторан, даже столик заранее заказал, но когда сказал об этом Лиде, та, неизвестно с чего, как-то поморщилась, замялась, и, неловко повернувшись к плите, пробурчала:
— Ну, вот еще, деньги тратить. Да на это месяц жить можно.
Антон понял, что это намек на подарок. Он порылся в кармане и вытащил небольшую коробочку.
— Вот, это тебе, поздравляю… — и с почти незаметной задержкой выдохнул последнее слово, — любимая.
Лида обернулась, наскоро отерла руки о фартук и открыла футляр. На бархатной подушечке лежало золотое колечко с небольшой жемчужиной в окружении маленьких фионитов. Антон знал, что жена любит жемчуг и специально выбрал такое, но подарок, кажется, не произвел никакого эффекта. Лида даже не вытащила его из коробочки. С треском захлопнула, и сунула в карман фартука.
— Спасибо. Я потом посмотрю, сейчас руки жирные.
Она снова повернулась к плите, и стала что-то отскребать со сковородки. Глянув на пригоревшую куриную кожицу, Антон предложил еще раз:
— Ну, солнышко, зачем тебе тут у плиты целый вечер торчать, может быть, все-таки сходим, поедим, как следует?
Вздрогнул от звона полетевшей лопаточки. Лида, казалось, весь вечер только этого и ждала. Ждала этих его слов, чтобы вывалить кучу упреков.
— Поесть мечтаешь, как следует? Ну конечно, я же готовить не умею. Что бы ни сготовила, как бы ни старалась, все тебе не так, все не нравится… Да от тебя же слова не дождешься. Самое большее, на что можно рассчитывать, так это на то, что ты буркнешь, уткнувшись в газету: «Нормально».
Антон даже отступил назад на шаг. Он конечно ждал недовольства, ибо обстановка в семье накалялась уже не один год, но это было слишком. А Лида, начав, уже и не думала останавливаться.
Раскрасневшись от волнения, она продолжила:
— Как дела? – Нормально… Как на работе? – Нормально… Как ужин? – Нормально… А что Нормально? Можешь ты мне сказать? Что нормально??
И обиженный взгляд серых глаз. И мелкие морщинки в уголках. Пока еще совсем незаметные, но вот когда она так сердилась – проступавшие сквозь слой тональника и пудры. Даже дома стала ходить с макияжем. Почему-то все время на взводе. И без конца требует деньги на всякие косметические процедуры. Какие-то крема с жидким золотом. Маски с биозолотом… Притирки, распарки...
— Ну не хочешь, пожалуйста, будем дома обедать. Чего так завелась? Я только хотел сделать тебе приятное, – стараясь остаться спокойным, сказал Антон.
Жена моргнула, огляделась, словно не поняла где она и как тут оказалась. И будто кнопку какую- то переключили: виновато улыбнулась, поправила выбившиеся из прически волосы и захлопотала у плиты с удвоенной энергией.
— Извини Тош, просто почти уже все готово. Не выбрасывать же, в самом деле. Ты иди, переодевайся в домашнее и руки мой, минут через пять я тебя жду.
И вот Антон стоял теперь в спальне, курил, пуская дым в окно, и морально готовился к предстоящему испытанию. Ибо праздничный ужин еще надо выдержать. Надо обворожительно улыбаясь проглотить подгоревшую снаружи и полусырую изнутри курицу, надо выпить бокал нелюбимого сладкого вина… и самое главное… то, что надо потом..., то на что уже нет ни сил, ни желания после этого разговора...
— Любимый, все готово! Я тебя жду.
Антон вздохнул. Выщелкнул сигарету в форточку и пошел на кухню. На кухне романтика была в полном разгаре. Свет был выключен, горели витые свечи. В центре красовалась курочка, которая каким-то образом ухитрилась оказаться не пережаренной, а румяной и сочной на вид. И шампанское… Хорошо, что шампанское. Это Антону было проще вынести.
Сели.
Лида смотрела на него, улыбаясь, поигрывая вилкой в руке. Антон к своему большому облегчению заметил на пальце свое колечко. Значит, дар принят. Уже хороший знак.
— Ну? — с небольшим нажимом спросила жена, таинственно глядя на мужа, словно бы и не было несколько минут назад некрасивой сцены.
— Что?
— Режь курицу, хозяин.
Антон взялся за нож и стал резать дымящуюся птицу. Опять удивился. То, что лежало на сковородке, было подгоревшее, текшее кровяным соком, а эта курочка, источала такой аппетитный аромат, что у него даже слюнки потекли. Он глянул на противень, стоявший в мойке, и вдруг догадался. Лида купила эту курицу заранее, а сейчас подогрела ее в микроволновке. Она не в первый раз делала так, и Антон никогда не понимал для чего. Старалась показаться хорошей хозяйкой? Зачем? Все равно ведь, правда была известна им обоим, но Антон старательно делал вид, что ничего не замечает. Разложив кусочки курицы по тарелкам, он быстро расправился со своей порцией. От души надеялся, что жена засядет за свой любимый сериал, однако сегодня у нее, кажется, были другие планы на вечер.
Лида кокетливо улыбнулась, и поправила ворот на кофточке.
— Ну что? Муж доволен? Как ужин?
Антон чуть было не брякнул – "Нормально", но вовремя прикусил язык. — О, сегодня все было великолепно.
— И я?
— А ты затмила всех и всё.
Лида довольно улыбнулась и села рядом. Закинула руки ему за голову и стала целовать. Антон отвечал, стараясь, чтобы она не заметила как ему все скучно. Как надоело все. Эта жизнь, этот город, работа, квартира… и она, женщина, которую он вроде бы должен любить… должен, а вот как-то не любится.
И постоянное чувство, что это всё не его. Что его тут быть не должно. Что он украл чужое имя, чужую жизнь. Словно на лице маска, скрывающая его настоящего, чтобы никто не понял, что он самозванец.
Постоянно надо быть настороже, чтобы никто не увидел и не догадался о том, что же на самом деле там – за ледяным спокойствием и невозмутимостью карих глаз. И выхода нет.
***
— Вадим!!! Вадим!!! — Слышит Антон голос, который преследует его в каждом сне.
Каждую ночь он просыпается от разрывающего душу крика. И женский взгляд, полный ужаса и отчаяния, перед глазами. Её маленькие нежные ручки, безуспешно пытающиеся согреть его холодеющее тело. Потому что Вадим умер. И рыдающая девушка в стекленеющих глазах, последнего взгляда.
Антон вдруг вылетает из сна. Резко садится на кровати и вытирает холодный пот со лба. В ушах тонко поет стальная струна. И режется эта придуманная жизнь, опадает как шелуха все, что было вбито в его сознание.
Его зовут Вадим… Вадим Нестеров… год рождения 1834. И он бессмертный.
На какой-то момент становится страшно. Страшно так, что перехватывает живот и немеют ноги. И мерзкое чувство, что душа вылетает из тела, и зависает где-то в паре шагов. Антон усилием воли пытается вернуться обратно… Но страх не дает этого сделать, отравляя каждую клеточку, каждый миллиметр его тела. Сколько раз так уже бывало? Когда вот так смотрел на себя со стороны, смотрел и чувствовал как сердце начинает биться медленнее, дыхание прерывается и наконец, последний удар. Смерть — звенящая пустота.
А потом резкий толчок и снова легкие набирают воздух, разрывая кровь колючими брызгами кислорода. И приходить боль. Тело возвращается к жизни. И отчаяние, и хочется плакать и биться об стену, потому что, он снова вынужден жить. Жить, испытывая бесконечную боль… и одиночество...
Коварная память, кусками возвращая прошлое, вдруг подбрасывает ему имя – Вика. И все становиться еще хуже. Хотя, еще мгновение назад это казалось невозможным.
Антон сжимает кулаки так сильно, что ногти вспарывают кожу. Усилием воли заставляет себя вернуться обратно в тело. Его не было всего пару минут, а ноги не слушаются, и руки словно чужие. Встает с постели, осторожно, старясь не разбудить Лиду. Теперь понимает, почему они так и не смогли вместе. Жили в одной квартире, спали вместе, но это была чужая ему женщина.
Десять лет она старалась, как могла, создать какое-то подобие семьи. Но, Вадим — бессмертный. Ему всегда двадцать. А Лида… Только сейчас понял причину ее постоянного плохого настроения последние годы.
Она старела. Ей уже тридцать. Морщинки под глазами, когда хмурится, на лбу появляется складка. Незнакомые всё чаще считают их братом и сестрой. Младшим братом и старшей сестрой. Как-то Лида пошутила, что пройдет еще пара лет, и ее уже будут называть мамашей.
Он не захотел остаться с Викой. Испугался. Стало страшно испытать именно это. Видеть, как любимая все чаще запирается в ванной, пытаясь разгладить морщинки, как она тщетно мажет самые дорогие крема, и тайком копит деньги на пластику.
Он умер.
И появился Антон. Самый обычный, ничем не примечательный парень. Мозг милостиво разрешил на целых двадцать лет забыть про все. Ему дали отдохнуть от бессмертия. Рванув ручку окна на себя, жадно глотнул морозный воздух. На улице кружила метель. Тротуары засыпало снегом. Земле тоже давали отдых от жизни.
Ну вот, он отдохнул. И теперь надо решать. Решать, что делать.
Тогда он сбежал… сбежал и потерял двадцать лет её жизни. Двадцать лет её молодости и красоты. Антон повернул голову. В постели, укрываясь вторым одеялом, ворочалась Лида. Ей только тридцать, а сколько же сейчас Вике?
Сорок?
И все равно безумно хочется рвануть через заснеженный город, сесть на поезд и долго ехать, сквозь метель, навстречу ветру. Чтобы просто увидеть её глаза.
Поздно?
Нравится
Комментарии (22)
vanvincle # 23 августа 2014 в 12:58 +1
"Горец" + "Хенкок". А где автор?
DaraFromChaos # 23 августа 2014 в 15:06 +2
высокомерие + непрофессионализм. А где рецензия?
0 # 24 августа 2014 в 20:59 +4
Попытка разбора.
Язык. Есть огрехи. Выдыхая воздух из легких… откуда еще можно выдыхать воздух? «из легких» лишнее.
Жена что-то готовила – так и хочется уточнения. Ну даже если мы не видим, что готовится – все равно же что-то чувствуем по запахам. В чужой подъезд зайдешь, и то чуешь, где пироги пекут, где рыбу жарят. А уж в пределах квартиры и подавно догадаешься: мясной аппетитный дух или еще там чего.
Сегодня их годовщина… Вот как-то не нравится мне, когда автор все разжевывает для читателя. Можно же как-нибудь репликами героев это показать. Самое примитивное – сегодня годовщина, ты не забыл? Да и то банально. Или герой в магазине говорит продавщице, а помогите подобрать жене подарок, на годовщину…
Дальше. Нестыковка. Антон догадывается, что курица покупная, но автор тут же добавляет – жена это делала не в первый раз. Если не в первый раз, Антон должен был не догадаться, а знать с самого начала.
Переживания персонажей описаны мастерски. Но опять же нестыковка: если Антон родился в позапрошлом веке, это должно отразиться на его сознании, памяти, манерах. Даже при условии стирания памяти должно что-то остаться. Когда память кусками возвращала прошлое. Если год рождения 1834 – у него этих Лид и Вик в памяти должно быть до чёрта.
Интересно было бы прочитать не год рождения такой-то, а какие-то штрихи, присущие этому году. Его детство в девятнадцатом веке, гувернантка, чудо из чудес – первый телефон, чудо из чудес – первый автомобиль…
И появился Антон. Самый обычный, ничем не примечательный парень. Мозг милостиво разрешил на целых двадцать лет забыть про все. Ему дали отдохнуть от бессмертия. Рванув ручку окна на себя, жадно глотнул морозный воздух. На улице кружила метель. Тротуары засыпало снегом. Земле тоже давали отдых от жизни.
Этот абзац так и просится, чтобы его разделили на два:
И появился Антон. Самый обычный, ничем не примечательный парень. Мозг милостиво разрешил на целых двадцать лет забыть про все. Ему дали отдохнуть от бессмертия.
Рванув ручку окна на себя, жадно глотнул морозный воздух. На улице кружила метель. Тротуары засыпало снегом. Земле тоже давали отдых от жизни.

Как-то так…
Прошу прощения, что, кажется, переборщила с объемом рецензии.
Finn T # 27 августа 2014 в 19:09 +3
Сюжет этого рассказа очень прост. Его практически нет. Муж и жена собираются поужинать вместе – у них юбилей совместной жизни. Десять лет.
После ужина, очевидно, должна последовать ночь любви. Саму «любовь» нам не показывают, вместо этого герой предаётся воспоминаниям о своей прошлой жизни, которые (воспоминания) незаметно переходят в некий поток сознания. Нам рассказывают, что героя на самом деле зовут не Антон, а Вадим. Что уже много лет он живёт под другим именем. Больше того – он бессмертный, и родился аж в девятнадцатом веке.
Фантастический элемент, надо сказать, довольно слаб. Если бы не «бессмертие» персонажа, это был бы реалистический рассказ. Очень легко предположить, что герой – просто инфантильный молодой (или не очень молодой) человек, который никак не найдёт своё место в жизни.
Кроме того, к истории прошлой жизни героя возникают вопросы, которые никак не разрешены в тексте. Никакого обоснования для фантастической ситуации не дано. Нам перечисляют факты, но не дают никаких пояснений, и читатель остаётся в недоумении до конца. Возможно, автор счёл не обязательным как-то прописывать «техническую» сторону вопроса в мелодраматическом рассказе. Однако подобная экономия не идёт на пользу тексту. Это недосказанность не того рода, что оставляет приятное послевкусие, а недоумение читателя мешает как следует оценить финал.
Психологическая составляющая текста оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, мелодраматизм ситуации вызывает эмоциональный отклик у сентиментально настроенных читателей. Надоевшая до тошноты супруга, недожаренная курица, вечные придирки… всё это очень жизненно и вполне понятно читательской аудитории.
С другой, возникает ощущение некоей неестественности. Скажем, герой (а через него автор) даёт нам понять, что причина недовольства жены в разнице возрастов. Молодой муж раздражает тридцатилетнюю женщину… А ведь, скорее всего, её раздражает постоянное безразличие мужа и бездетный десятилетний брак. И ещё несколько мелочей, которые не говорят о глубине психологического анализа ситуации.
Кстати сказать, это может ограничить целевую аудиторию рассказа. Поскольку получился текст, написанный с позиции мужчины, но, скорее, предназначенный вниманию женщин.
Трогательна история с былой любовью героя. Здесь его можно понять. Хотя за сотни лет человек способен найти не одну любимую женщину. Но наш герой, очевидно, однолюб. Вследствие этого он не может ужиться ни с одной женщиной, и все его отношения заранее обречены.
Финал не кажется логичным, хотя кажется правильным. История с двадцатью годами жизни сомнительна, а характер героя - слабоват. Скорее, всё останется как есть, и возраст Вики здесь не причём.
Грамотность неплохая, но текст недостаточно вычитан. Некоторые запятые, пресловутое «ться» и прочие огрехи колют глаз.
В целом рассказ слабоват, хотя довольно трогателен.
Finn T # 27 августа 2014 в 19:10 +2
А уж как я переборщила с объёмом рецензии) stuk
Казиник Сергей # 5 сентября 2014 в 13:39 +3
Ну что? С этим рассказом закончили? А то неделю уже комментов не было. Переходим к следующему?
Катя Гракова # 5 сентября 2014 в 13:43 +1
Ойййй, я пропустила рассказ! Серёжа, можно ещё хоть денёк-другой, а? Я хотела бы попробовать себя рецензии.
Казиник Сергей # 5 сентября 2014 в 13:45 +3
Оки)))
Катя Гракова # 8 сентября 2014 в 12:37 +2
У меня скорее не рецензия, а "спускание всех собак", ибо я зла, как чёрт, на этого автора.

Сюжет. Рваный. То герой собирается праздновать десять лет совместной жизни, и читатель, соответственно, настраивается на романтику, то вот пара уже скандалит (ни с того ни с сего героиня проявляет агрессию, на которую герой даже не отвечает), то вдруг во сне герой вспоминает, кто он и события как будто выходят на новый уровень. Теперь он уже не просто Антон, он бессмертный Вадим. Этот ход мне понравился, хотя я так и не смогла понять, каким образом бессмертный, умирая на руках одной возлюбленной, попадал потом к другой. Из могилы выбирался или его вообще не хоронили?
Герои. Чувствуется, что автор хотел вдохнуть в них (или хотя бы в героя) жизнь и для этого использовал диалоги и эмоции. С эмоциями вроде всё нормально, а вот диалоги какие-то жалостливые. Бессметный – а такая тряпка.
«— Вот, это тебе, поздравляю… — и с почти незаметной задержкой выдохнул последнее слово, — любимая.»
«— Ну, солнышко, зачем тебе тут у плиты целый вечер торчать, может быть, все-таки сходим, поедим, как следует?»
С вот этим высказыванием беда: ни одного знака препинания, которые бы говорили о скандале. А героиня скандалит, между прочим.
«— Поесть мечтаешь, как следует? Ну конечно, я же готовить не умею. Что бы ни сготовила, как бы ни старалась, все тебе не так, все не нравится… Да от тебя же слова не дождешься. Самое большее, на что можно рассчитывать, так это на то, что ты буркнешь, уткнувшись в газету: «Нормально».»
Я не смогла понять, что за отношения сложились у пары за 10 лет совместной жизни: любят ли они друг друга? Ненавидят? По реакции героини можно подумать, что ненавидят, но вопрос тогда – почему они вместе?
… Но героиня вдруг утихомиривается, принимает подарок и готовит ужин на славу.
«— Режь курицу, хозяин».
Так и хочется добавить: «сказала собака, виляя хвостом».
С диалогами надо что-то делать. Я не верю паре, которая так общается друг с другом.
Потом автор поясняет, в чём соль их неприятия друг друга. Поясняет просто, чтобы всем было понятно. Трагическая нота хороша, но…
«Теперь понимает, почему они так и не смогли вместе. Жили в одной квартире, спали вместе, но это была чужая ему женщина.»
Ему её кто-то навязал? Почему она была ему чужая?
«Десять лет она старалась, как могла, создать какое-то подобие семьи. Но, Вадим — бессмертный. Ему всегда двадцать. А Лида… Только сейчас понял причину ее постоянного плохого настроения последние годы.»
Вот так раз! Она создавала семью, что-то пыталась сделать, а он – он, не она! – только сейчас понял, в чём её – не его! – промах.
«Она старела. Ей уже тридцать»
Жизнь окончена в 30 лет, о боже.
К сожалению, в такую проблему верится с трудом. Да ещё чтоб героиня в такие-то годы делала себе все известные косметические процедуры!..
Атмосфера. Показалась мистической, но когда всё свелось к проблеме возраста, я разочаровалась. Мне на какой-то миг показалось, что автор использует взвинченное настроение героини, превратит её в какую-то бестию, которая отомстит герою за его равнодушие, но…
Общее впечатление: дёрганые кусочки. Сначала говорится, что Антон, который Вадим, умер, потом – что он сбежал. Автор не определился? То пара намечает праздник, то вот Антон уже готов бежать куда-то в ночь – чего он хочет, этот персонаж? Понятно, что он мечется, но за 10 лет-то жизни с героиней мог бы уже и найти себя. Образ героя вышел противоречивый ещё и из-за того, что читатель не знает точно, что за силы заставляют его всё время менять женщин.
Нескладный, хотя и с неплохим стартом рассказ. Финал слит.
Катя Гракова # 8 сентября 2014 в 12:42 +1
Я буду благодарна, если автор текста отпишется мне в ЛС по поводу моих претензий.
DaraFromChaos # 8 сентября 2014 в 12:50 +2
так автор может и тут отписаться ))))
анонимно )))
или раскрыться - после того, как все порвут его в хлам laugh
Катя Гракова # 8 сентября 2014 в 12:53 +1
Да ведь у меня же не критика вышла, а чёрт знает что, вдруг автор на меня обидится...
DaraFromChaos # 8 сентября 2014 в 12:54 +2
а что обижаться?
сам напросился rofl
Катя Гракова # 8 сентября 2014 в 12:56 +1
Ну тык я немного не по регламенту... отписалась. Я злая была, что автор посчитал возраст в 30 лет у женщины критичный.
DaraFromChaos # 8 сентября 2014 в 13:03 +2
хммм... тебе катану одолжить ))))?
Катя Гракова # 8 сентября 2014 в 13:13 +1
Я их холодного оружия знаю только кухонный нож, но и тем иной раз режусь по неосторожности. А ты мне, кстати, зарезаться предлагаешь или от автора обороняться? zst
DaraFromChaos # 8 сентября 2014 в 13:14 +2
автору филейную часть расписать под хохлому )))
чтобы не записывал молодых, красивых женщин в "окончивших путь земной" rofl
Катя Гракова # 8 сентября 2014 в 13:18 +1
Я, конечно, понимаю, что бывают барышни, которые реально страдают по состоянию кожи в эти годы, но, ёлы-палы, далеко ходить не надо, посмотрите на меня, не может быть, чтобы в этом был конфликт данного текста. Старение О_О в 30 лет!!!

Да, кстати, тройные восклицательные - бич. Это я автору.
Казиник Сергей # 9 сентября 2014 в 16:31 +3
Всё? Все самовыразились? Закрываем критику?
Катя Гракова # 9 сентября 2014 в 20:54 +1
Основные критики отписались. Даже я. hoho
DaraFromChaos # 9 сентября 2014 в 22:12 +2
а автор будет рассекречиваться? zst
Катя Гракова # 11 сентября 2014 в 21:05 +1
Видимо, нет scratch
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев