1W

О романе Дэна Симмонса "Темная игра смерти"

в выпуске 2014/12/22
17 декабря 2014 - DaraFromChaos
article3068.jpg

…Межпланетные Империи гигантских, невообразимых размеров; ИскИны, превосходящие разумом человека и продолжающие прогрессировать; порталы в иные миры и перемещения в квантовом пространстве; перемешанные времена, миры и существа этих миров; огромное количество цитат — с кавычками и без кавычек, скрытых и явных; многочисленные отсылки к литературе разных народов, научным трактатам, классике мировой литературы и популярным изданиям. А еще – вечные ценности: дружба, любовь, надежда. Все то, без чего немыслим никакой мир. И никакое существо. То, без чего никто – в любом пространстве-времени, на любом уровне развития – не сможет жить. Хотя иногда и пытается, теряя себя и обретая вновь.

Конечно же, Дэн Симмонс.

 

…Трое стареющих друзей, собирающихся в тихом домике, чтобы вспомнить молодость, выпить по бокалу вина и поиграть в игру-воспоминания: о когда-то случившихся событиях, к которым каждых из троих имел непосредственно отношение. Перелистывая фотоальбомы, обмениваясь газетными вырезками, пожилые люди подсчитывают количество очков за то или иное воспоминание.

Милое, безобидное развлечение. Что еще им осталось, кроме воспоминаний – тщательно отобранных, отфильтрованных, вставленных в рамочку, украшенных погребальными венками и политых чьими-то слезами.

Потому что эти воспоминания – о том, как каждый из троицы когда-то (и не единожды) послужил причиной смерти какого-то человека.

Кажется, игра не столь уж и безобидна.

Да – это тоже Дэн Симмонс. А роман — «Темная игра смерти». В оригинале он носит название Carrion Comfort (Утеха падали), так же, как и повесть, с которой все началось.

 

Я бы назвала эту книгу не характерной для Симмонса, если бы столь разнопланового автора можно было как-то характеризовать, «запихнуть» в рамки жанра, стиля, повторяющихся сюжетов. Но это невозможно. Кое-кто из критиков относит роман к жанру хоррора или психологического триллера, но это – слишком узкие определения для такой многослойной вещи.

Для меня лично «Темная игра смерти» — книга действительно выделяющаяся и выдающаяся. И в творчестве Симмонса. И сама по себе.

Потому что в ней нет космических кораблей, нет путешествий во времени и захватывающих приключений. Но есть люди. Точнее, сверхлюди, обладающие парапсихологическими способностями. Называйте их, как хотите: экстрасенсы, парапсихологи, колдуны от астрала. Но суть от этого не изменится. А она в том, что свои таланты эти сверхлюди обращают исключительно во зло. Они подчиняют себе «простых смертных» — их души, мозг, иногда тела — ради того, чтобы играть в свою игру. В которой ставкой выступает человеческая жизнь «низших».

Почему у Симмонса нет ни одного положительного «высшего» — для меня загадка. Может быть, автор искренне уверен, что способность властвовать над другими развращает даже самую сильную душу.

Или дело в другом. В том, что автор хотел сказать нам: даже ничтожные с точки зрения «властвующих», не обладающие никакими способностями «низшие» умеют побеждать. Потому что, в отличие от сверхлюдей, они просто люди. И им свойственны такие «излишние» чувства, как доброта, человечность. Они переживают, сочувствуют, любят. И сражаются за счастье и покой тех, до кого еще не дотянулись мысли и силы «высших». Просто потому, что зло должно быть остановлено.

И об этих очевидных истинах и банальностях Симмонс пишет так, что временами даже дыхание перехватывает. И начинает казаться, что ты живешь именно в этом, описанном автором мире. Хотя, кто знает, возможно, так оно и есть.

 

Когда я закончила читать «Темную игру смерти», у меня возник один вопрос. Точнее, два. А, может, это действительно один и тот же вопрос, но – с разных сторон.

Автор, если ты – один из них, почему рассказываешь нам об этом? А если нет, то как ты обо всем узнал? И почему еще жив?

 

Похожие статьи:

ОбзорыЕженедельный обзор фантастического арта. Выпуск 2.

РецензииКровь, честь и секс на фоне шотландских пейзажей

РецензииОбзор №2/2015 журнала "Полдень"

ОбзорыЕженедельный обзор фантастического арта. Выпуск 3. Винтаж

РецензииЛюди, которые играют в игры

Рейтинг: +4 Голосов: 4 3181 просмотр
Нравится
Комментарии (6)
Finn T # 17 декабря 2014 в 11:03 +1
Дэн Симмонс - мощный автор. Один только Гиперион чего стОит...
DaraFromChaos # 17 декабря 2014 в 11:54 +2
Про Гиперион сложно писать: это должна быть развернутая рецензия. Сурьезного формата.
К такому подвигу я как-то не готова laugh
vanvincle # 17 декабря 2014 в 12:03 +3
Для меня Дэн Симмонс в первую очередь - автор, который не боится взять "замыленный" до дыр сюжет и сделать из него шедевр. Один "Террор" чего стоит. Кто только до него не писал про полярные экспедиции. Но так, как он - никто!
А какую "конфету" он сделал из сюжета про нелюбимых мной зомби в "Фотографии класса за этот год"!
DaraFromChaos # 17 декабря 2014 в 12:06 +1
Соглашусь: растиражированных сюжетов у Симмонса много. Особенно в ранних рассказах.
И мне как раз это не очень нравится.
Но тут уж - каждому свое.
laugh
А.Панов (Гнолби) # 27 декабря 2014 в 01:08 +2
По поводу "Террора" - согласен. Я большой поклонник проделок Туунбака.
DaraFromChaos # 27 декабря 2014 в 01:11 +2
а я как раз спокойно к Террору )))
Меня радует тетралогия Гиперион.
И Песни Кали
Илион. Олимп - уже не очень
а Флешбек вообще показался очень вторичным: как-будто уже утомился что-то новое придумывать, и собрал роман по кусочкам из старых своих же идей
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев