«Доминион»
фантастическая вселенная Павла Журавлёва
Иллюстрация Райво Штулберга, взята из оформления рассказа «Чёрная звезда». Страница Павла Журавлёва: http://xn--80aaa5akp3agco.xn--p1ai/users/HolyDiver
Предисловие
С творчеством Павла я познакомился в 2014 году, участвуя в конкурсе «Погружение» на сайте «Фантастика.РФ». Мы вместе с ним и Катей Граковой (о ней была моя прошлая рецензия) заняли призовые места. Рассказ, с которым выступил Павел, назывался «Я плююсь пеплом» и произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Классическая фантастика о космосе, которая начинается с байки про кладбище — как вам такое?
И это только начало. Затем в небе появляются величественные военные звездолёты — от лица роющего траншеи парня они смотрятся так достоверно! Солдаты, жуткие монстры и главный герой с огнемётом — в это не просто хочется верить. Ты будто САМ это переживаешь, общаешься с реальными людьми, оказываешься в настоящих передрягах. И всё это сдобрено сладкой грустью неразделённой любви.
Позже выяснилось, что в той же вселенной написаны и другие его произведения. Это было лучшим подарком, которого только можно было пожелать.
«Чёрная звезда»
Самый ранний из упомянутых здесь рассказов. Как сказал сам автор: «Это первая вещь, работу над которой я сумел завершить. Обычно я мог только начать рассказ, а вот закончить никогда не получалось».
Написанный за три года до «Я плююсь пеплом», рассказ и правда читается тяжелее. Не хватает и не уносит в водоворот событий до самой последней строчки, а требует некоторых усилий, будто ты сам преследуешь демона во враждебном лесу. Это не значит, что рассказ плохой. Возможно, он просто не так хорош, как вышеупомянутый. Ещё бы, трудно дотянуться до взятой на «Погружении» планки.
И всё же уже тогда было видно, на что способно безграничное воображение Павла. При простом, будто пуля, и столь же прямолинейном сюжете, не выходящим за рамки противостояния двух бойцов, автор нарисовал такой необычный и красочный мир, который надолго не выходит из головы.
Мрачные полотна описанных картин источают такую энергетику, что даже опытный автор Райво Штулберг не удержался и нарисовал к нему множество иллюстраций. В таком оформлении рассказ можно найти на его сайте «Литературное ДАО».
Между прочим, рассказ занял ПЕРВОЕ место на сетевом конкурсе «На неведомых дорожках», причём выступал на нём под названием «По следу демона».
«Странная мысль»
С событий предыдущего рассказа минуло несколько веков. Вместо мистической атмосферы перед нами — научно-фантастический дух иных планет и звездолётов. Хотя монстры никуда не исчезли. Теперь это древняя раса, чуждая человечеству, именуемая Аэрдос и их главное оружие — Чумной Легион. Это целый зверинец самых разных тварей, которых объединяет одна общая черта — безгранично чёрный цвети ненависть к человечеству.
Этот рассказ примечателен тем, что в нём появляется характерная для последующих произведений романтика. Но не чёрная, а настоящая, полная самых светлых чувств, вызывающая улыбку. Избегая штампов и пафоса, Павел рисует по-настоящему жизненные ситуации, заставляя поверить происходящему и окунуться в букет радости и грусти, глупости и мудрости настоящей любви, какой она бывает в жизни.
Рассказ занял третье место на конкурсе "Междумирье".
«Дети доведут кого угодно»
История начинается ещё мрачнее предыдущей, но затем превращается в лёгкий «боевичок». Всё одновременно и серьёзно, и весело. Последнее — благодаря не унывающим героям. Даже зловещие паукообразные Аэрдос обрели частичку человечности.
Этот рассказ, в отличие от предыдущих, призовое место не взял. Сам автор выдвигает предположение, что «Дети…» сильно отличаются от творчества Зорича и Лукьяненко, которых обожало жюри.
Несмотря на это, я советую вам его почитать, потому что это просто лёгкое, весёлое чтиво, за которым приятно скоротать время.
«Я плююсь пеплом»
Ну, вот мы и добрались до этого столпа в творчестве Павла, как он сам же признался, потому что вывел своё творчество на принципиально новый уровень.
События этого рассказа произошли за сто лет до случившегося в «Странной мысли».
Самое главное достоинство «Я плююсь пеплом» – это главный герой Винсенте. Про него хочется читать бесконечно. Ещё бы — как может быть не симпатичным персонаж, который даже о самых жутких событиях своей жизни говорит с иронией? Именно поэтому, переживая вместе с ним нелёгкие времена, мы не скатываемся в водопад депрессии, а, напротив, улыбаемся, удивляясь своему неожиданному веселью и столь умелой игре автора нашими чувствами.
Повествование ведётся от первого лица, и это ещё одна находка и смертельное оружие, которым Павел овладел в совершенстве, затрагивая струны души любого читателя. Дело в том, что на момент происходящих событий Винсент является неисправимым романтиком, который без ума любит странную девушку и пытается завоевать её сердце, показав красивый закат. И в то же время он – циничный рассказчик — спустя много лет с ехидством вспоминает об этих прекрасных ошибках молодости. Читателю остаётся смахнуть слезу умиления, одновременно с этим усмехаясь колкостям рассказчика. И уже не важно, романтик ты или прагматик. Каждый найдёт что-то для себя
«Генератор ненависти»
Над этой повестью Павел трудился несколько месяцев. Изначально он готовил рассказ на конкурс, но творение разрослось сотни тысяч знаков, превысив все допустимые лимиты. За это автору можно лишь сказать: «Спасибо!» – ведь он подарил нам ещё одну историю о Винсенте.
Теперь уже, чтобы спасти себя и близких, главному герою не достаточно проявить отвагу. Ему нужно превратиться в зверя, не знающего жалости. Столкнувшись с мрачным ликом толпы, под угрозой инопланетных тварей потерявшей человеческое лицо, Винсенте придётся отбросить прежние убеждения. Он узрел самые тёмные закоулки людской натуры и шагнул за черту. Именно это и сделает его героем, который – и лишь он один! – способен вырвать самое дорогое из когтей безумия. Ненависти, которая превратила слабых духом глупцов в беспощадных врагов всего светлого и доброго. И она же в руках Винсенте стала карающим мечом правосудия.
Это не только суровый боевик, но и огромное количество философии о жестоких законах общества (вернее, об их ожидаемом отсутствии). Шутки не исчезли, но стали чёрными. Лишь в середине даётся небольшая передышка, в остальное же время главный герой, приняв ответственность служителя правопорядка, борется с человеческой жестокостью, перед которой меркнут даже беспощадные пришельцы, захватившие город.
«Женщина в чёрном» и другие...
Что же будет дальше?
Как утверждает Павел, он и впредь будет радовать нас историями о Винсенте. Нас ожидает неожиданно романтичная глава «Когда растает дым» и продолжение боевой составляющей – «Мерзость». И с тем, и с другим, я уверен, Павел справится с присущей ему виртуозностью.
А пока можно скоротать время небольшим рассказом «Женщина в чёрном», который в двух неравных частях сочетает в себе свет детства и тень войны на изолированной планете, пока ещё не предполагающей об угрозе из космоса…