fantascop

Двадцать девятое февраля, день чествования Чернобога

в выпуске 2016/02/29
27 февраля 2016 - РусланТридцатьЧетыре
article7686.jpg



А вы знали, что в самом конце зимы, двадцать девятого февраля славяне чествуют одного из самых спорных богов своего пантеона – Чернобога? Думаю, тем, кто особо не силен в древнеславянской истории и теологии, этот персонаж всё же известен, как антагонист многих преданий и русских сказок – Кощей Бессмертный. Не так прост наш Кощеюшка: он, оказывается, ещё и бог! Дословно - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

 

Как мы видим, прослеживается явная параллель с еще одной, не менее яркой медийной персоной – Дьяволом. Что это – совпадение? Возможно, но если Дьявол преподносится каноническими учениями, как зло абсолютное, то с Кощеем Бессмертным все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

 

Прожженный ловелас и дамский угодник, похищающий объекты своего вожделения прямо из-под носа у женихов, но постоянно получающий от ворот поворот от каждой избранницы (надо сказать, губа-то у Кощея совсем не дура, сплошь зарится на красоток с косой до пояса, да на обеспеченных царских дочек), несмотря на то, что красиво ухаживает и сулит богатства несметные. Думаю, взялся бы кто-то переложить древнеславянские сказки на нынешнюю реальность – несговорчивых невест было бы не в пример меньше.

 

Раз уж упомянули о женихах, скажу, что в повальном большинстве они представляют собой небезызвестную и поныне касту дураков. Нет-нет, я совсем не обзываюсь! Авторы многих опусов о злоключениях незадачливых женихов так и обозначают их в своих произведениях – дураки. И кто я такой, что бы спорить с первоисточником?

 

Итак, представленный в сказках персонаж Чернобог-Кощей действует из предания в предание по одной обкатанной схеме с легкими вариациями: украл девицу, не добился взаимности, превратил в жабу (опционально в змею, в дерево, в ипотечного должника), встретился с женихом, поглумился, рассказал, как можно лишить себя бессмертия, погиб. Простоватый сценарий для бессмертного мага с недурственно прокаченным скилом, не находите? С другой стороны, его аллегорическое описание своего секрета неубиваемости наводит на мысль, что тут не все так просто.

 

«Смерть моя хранится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц (в непонятках - как в него столько всего поместилось?) в сундуке, сундук на дереве, дерево на острове, остров в море-окияне».

 

Не кислый квест, правда? На самом деле Кощей как бы намекает, что убить его без вариантов. От слова – вообще! Он перечисляет животных, птиц, растения, которые придется уничтожить, чтобы убить его. А яйцо… с самим яйцом всё сложно. Оно символизировало абсолют, являлось символом и началом всего сущего, короче, для убийства Кощея нужно было уничтожить мир.

 

Мир вроде бы не уничтожен, солнце светит, нефть падает, а посему можно сделать вывод, что Бессмертного так никто и не победил. Сказка ложь, да в ней намек. Осталось только понять - какой.

 

Ведь существуют сказания, в которых наш герой предстаёт в несколько ином свете. В былине об Иване Годиновиче невесту похищают у самого Кощея. Не вдаваясь в подробности: Бессмертный вертает взад свою зазнобу, но коварного Ваню Кощей не убивает, а великодушно привязывает к дереву. Затем воссоединение влюбленных, сцены безудержной страсти в шатре и в завершение банкета Кощей самоубивается. Шок? Шок. На самом-то деле герой целился из лука в ворона, что прилетел пророчествовать о скорой кончине Кощея, но стрела развернулась и поразила стрелка. Неожиданный поворот. Невеста Марья досталась сопернику, но, так и не покорившись, была четвертована.

 

Теперь можно утверждать, что Кощей всё же не бессмертен, и может погибнуть от собственной руки, не нарушив тем самым целостность мира. Хотя, думается мне, что какой-то неизвестный средневековый автор просто решился на смелый литературный эксперимент и поставил злодея на противоположную сторону доски. А потом, перечитав свою нетленку, ужаснулся смелости произведения и наскоро умертвил беднягу.

 

К чему все эти буквы? На мой взгляд, сегодня фигура Кощея Бессмертного преступно недооценена в литературе и массмедиа. Поменять бы слегка угол зрения, глядишь, и заиграет новыми красками история о Чернобоге.

 

 

© РусланТридцатьЧетыре, 2016

 

Похожие статьи:

РассказыПриключения на турбазе "Олений рог" - 11

Рейтинг: +5 Голосов: 5 535 просмотров
Нравится
Комментарии (16)
Вячеслав Lexx Тимонин # 27 февраля 2016 в 12:37 +3
И здесь мне нра;)))
Андрей Галов # 27 февраля 2016 в 15:50 +3
Интересно, что в русских сказках постепенно исчезает страх перед нечистой силой! smoke
Жан Кристобаль Рене # 27 февраля 2016 в 19:21 +2
Рус - красава!!!++++++++
Казиник Сергей # 28 февраля 2016 в 01:06 +2
Страница эфира:
http://fantastic.podfm.ru/319
Жан Кристобаль Рене # 28 февраля 2016 в 01:08 +2
Рус, поздравляю с озвучкой!!!
Казиник Сергей # 28 февраля 2016 в 01:18 +2
А я ему говорил чтобы не кривлялся, а в статьи выкладывал. А он "домашка не готова, Дар, проверь..."
Жан Кристобаль Рене # 28 февраля 2016 в 01:19 +2
Дык, двоешник)))
DaraFromChaos # 28 февраля 2016 в 10:02 +1
Дара проверила!
*салютует бензопилой, с которой капает свеженькая кровь автора*
laugh
РусланТридцатьЧетыре # 28 февраля 2016 в 12:04 +2
Ух ты, спасибо! Быстро как shock
Жан Кристобаль Рене # 28 февраля 2016 в 12:16 +1
Так тебе и надо))
Леся Шишкова # 28 февраля 2016 в 13:48 +3
Поздравляю Руслана с озвучанием его работы, перекочевавшей из блога на страничку эфира. :))) Согласна с автором на счет "домашки". Не хватило ей времени для полировки и придания плавных и приятных форм. Но! Но тут на помощь Руслану пришел Олег Шубин! И он полностью спас положение! Благодаря манере, звуку и тембральной окраске голоса, интонациям чтеца статья стала звучать и выглядеть лучше, чем в тексте. :)))) Ну, а так... Надо иногда ультимативно ставить автора перед фактом, что его детище пойдет в эфир, задышит, заговорит, дабы у него, действительно, был стимул доделать "домашку" и сделать подарок не только слушателям, но и читателям. :)))
DaraFromChaos # 28 февраля 2016 в 13:53 +2
тетеньку-учительницу просьба не ругать :)))
их бин только запятые и ошепятки правила zst
РусланТридцатьЧетыре # 28 февраля 2016 в 14:15 +1
А кто Вам сказал, Леся, что формы должны быть плавными и приглаженными? Не должны. Формы имеют право быть разными: рваными, наглыми, гладкими, шероховатыми. Нельзя кушать лишь зефир - начнется диатез и слипнется попа. Тексты должны быть разноплановыми, а нравится-не нравится это уже имхо каждого читателя.
Григорий Неделько # 29 февраля 2016 в 11:30 0
О. Май. Гадэбл.
Ольга Маргаритовна # 16 ноября 2016 в 00:11 +1
Не слушала, читала) Здорово. Я хочу про него рассказ написать. Про Чернобога. Пока жду наития, чтобы начать. Так что статья в тему!
Анна Гале # 16 ноября 2016 в 08:21 +1
+!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев