Частенько, ой, частенько приходится историкам биться многомудрыми головушками о столы. Особенно когда в очередной раз заходит речь об охоте на ведьм и вспоминаются исторические личности, известные своим, мягко говоря, нехорошим поведением. Давайте же не будем растекаться мыслями по древу и не забывать о том, что в наши дни знает каждый школьник. Те же Салемские процессы – убедительное доказательство, что на ведьм охотились довольно активно. Но предпочитали искать (и находить) союз с дьяволом не там, где он действительно имел место.
Уж мы-то точно знаем имена тех, кто вступал в сделку с нечистым. Этих людей никто ни в чем не обвинял, их не сжигали на кострах. Возможно потому, что все они были чертовски виртуозными музыкантами. Да-да, мы о Никколо Паганини, Роберте Джонсоне, Джимми Пейдже и протчая, протчая. Поговаривают, дьявол – большой поклонник музыки и любитель помеценатствовать.
Пока музыканты раздумывали, как бы повыгоднее заключить договор с нечистой силой, ученые уже познакомились с посланцами Люцифера, в частности, с прославленным Мефистофелем. Легенда о докторе Фаусте появилась еще в XVI веке и послужила источником вдохновения для Кристофера Марло, Гёте, Томаса Манна, Михаила Булгакова и Ф.В. Мурнау.
Легенда о Фаусте – наиболее известная, но далеко не первая. Все знают, что злодейский дьявол постоянно искушал средневековых отшельников, ныне святых. Оккультисты и алхимики тоже любили общаться с силами тьмы. А что уж говорить о праматери нашей Еве. Или Лилит, которая вообще была демоницей. Кстати, и господь наш нечист на руку. Кто с дьяволом пари на бедного Иова заключил? Вот то-то и оно!
В большинстве случаев (Чарльз Дэниэлз нам в помощь) смертная сторона проигрывает. Поплачем же о судьбе Роберта Джонсона, «доигравшегося» до клуба 27. И возмутимся совершенно нелогичной концовкой поэмы Гёте, который спас своего героя вопреки правде жизни и смерти, чем сподвиг Кьеркегора на многостраничные размышления на тему «у каждого поколения свой Фауст».
Нынешние Фаусты, согласно великой и всеобъемлющей конспирологической теории, в большинстве своем работают в шоу-бизнесе. Из ученых-энциклопедистов они превратились в «мастеров» хип-хопа и рок-н-ролла и появляются на публике, простите, на перекрестках миров только в компании адских гончих.
Впрочем, кое-кто слишком громко кричит о договоре, заключенном с нечистым, что вызывает законные сомнения в наличие этого самого договора в реальности. Да и вообще измельчали людишки – готовы душу дьяволу продать за бабло зеленое, девок румяных и славу ютюбовскую.
Вот, оказывается, откуда берется мировая тоска в песнях современных блюзменов :). Понимают, что час расплаты близок. Хотя… если останешься почитаемой (и прослушиваемой) легендой в сердцах, умах и на гаджетах будущих поколений, - оно того стоит. Да и вдруг получится переиграть нечистого?
ага-ага!) крутая тема во все времена. мне лично больше всего нравятся (акромя книг) две экранизации на тему сделки с дьяволом: "Дьявол и Вебстер" и "Сверхъестественное", особенно сделки с демоном перекрестка. вообще, по-моему, ни один современный фильм или сериал на тему потустороннего и нечистой не обходится без этой темы, и какой бы она обшарпанной ни была - все равно интересно