1W

Просто нелюбовь

в выпуске 2014/07/10
19 марта 2014 - DaraFromChaos
article1583.jpg

НЕЗАКОННОРОЖДЕННАЯ ДОЧЬ

Козима была любимой дочерью композитора Листа. Именно поэтому он так сильно переживал из-за ее незаконного рождения. Девочка могла бы носить фамилию матери – французской аристократки Мари д’Агу, но граф д’Агу – законный супруг Мари – был категорически против. Фамилию отца бедняжка тоже взять не могла, потому что Лист не состоял в официальном браке с ее матерью.

Когда Мари умерла, девочке было всего шесть лет. Надо отдать должное последней пассии Листа – Каролине: она заменила малышке рано ушедшую мать и растила падчерицы в атмосфере тепла и любви. Умная и талантливая девочка, так же, как и ее отец, прекрасно играла на пианино. Но этим ее достоинства не исчерпывались. Козима была необычайно красива. Ее роскошные белокурые волосы и огромные синие глаза привлекали многочисленных поклонников. В их числе оказался и Рихард Вагнер.

ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

Они познакомились в Париже летом 1853 года. Шестнадцатилетняя Козима, пылкая и романтичная, поразило воображение композитора.

— В этой красавице чувствуется стержень и какая-то изюминка, — говорил он о своей возлюбленной друзьям, — огорчает лишь то, что она совершенно не разделяет моих чувств.

Естественно, Рихард Вагнер был личностью незаурядной. Правда, новатор в музыке, талантливый сочинитель, он страдал манией величия. По мнению композитора, гениальность и музыкальные достижения давали ему право вмешиваться в политику Австрии и Баварии, вершить судьбы мира. (Именно Вагнера с его теорией германского величия некоторые историки и политики склонны причислять к родоначальникам фашизма).

Вагнеру без труда удавалось влиять на окружающих, подавлять и навязывать свое мнение. Он поступал так и с учениками, и с поклонниками, которые, кстати, замечали: их кумир обладает экстрасенсорными способностями. Вероятно, именно поэтому под магическое обаяние композитора попали не только знаменитый философ Фридрих Ничше, но и сам король Баварии Людвиг Второй.

Во время концертов Вагнера многим, в том числе и мужчинам, становилось дурно. Композитор восхищал и в то же время отталкивал. Беседуя с ним, люди не могли оторвать от него взора, теряли способность мыслить и принимать решения самостоятельно, а расставаясь, не жаждали новой встречи.

Несомненно, Вагнер извлекал определенную выгоду из своих способностей: попав под влияние гения, его богатые друзья Отто и Матильда Везедонк беспрекословно (а часто и безвозмездно) ссужали мэтра деньгами. Весь кружок мюнхенских музыкантов готов был жизнь отдать за своего кумира.

НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД

В 1955 году Козима вышла замуж за барона Ганса фон Бюлова – одного из самых любимых учеников Листа. Их брак был счастливым и крепким. Но Вагнер, увидев в дочери Листа идеал женщины, уже не мыслил жизни без нее. Ни замужество избранницы, ни наличие у нее двух дочерей, ни, наконец, полное отсутствие взаимности нисколько не охладили пыл композитора. Преградой на пути к долгожданному счастью не стало даже семейное положение самого Вагнера: супруга Мина ничего не смыслила в музыке и искусстве, но она преклонялась перед незаурядностью мужа и была ему верной подругой. Рихарда же ее «душевное убожество» просто раздражало. Иное дело – Козима! Это именно так женщина, которая ему нужна.

«Мысли и чувства других людей не имеют для меня никакого значения, — говорил Вагнер. – Я гений, а гению позволено все!»

Желая получить Козиму, Вагнер решил действовать через ее мужа. Бедняга Бюлов не смог противостоять темному обаянию маэстро: в 1864 году переехал с семьей в Мюнхен, где обосновался Вагнер. Бюлов взял на себя все вопросы, связанные с организацией концертов композитора, и постепенно превратился в его марионетку: перестал писать собственную музыку, и отрекся от любимого учителя – отца своей жены. Выбор – Лист или Вагнер – хоть и казался Бюлову мучительным, все же был сделан в пользу последнего. И это несмотря на то, что сам Ганс абсолютно не понимал и не принимал музыки «злого гения».

МУЗЫКА КОНЦА СВЕТА

А как же семья? Все чаще Вагнер приезжал в дом Бюловых, все чаще отсылал Ганса по делам – на день, на два, на неделю. В конце концов он просто перевез Козиму с детьми к себе. А в апреле 1886 года у них родилась дочь Изольда.

Но, несмотря на это, бедняжка Козима была глубоко несчастна. Творения новоиспеченного супруга вызывали в ней внутренний протест. Лист, по ее словам, сочинял музыку, под которую «поют ангелы». В произведениях же Вагнера ей слышались трубы Апокалипсиса и грохот рушащихся миров. Дьявольская гордыня и величайшее самомнение композитора тоже не способствовали нормальным отношениям в семье. На примере отца Козима видела, что женщина для творческого человека – не только подруга и любовница, но и муза, вдохновительница. Родоначальник музыки «конца света» в музе не нуждался. Его привлекала только внешняя красоты Козимы.

А что же Ганн фон Бюлов? К этому времени он полностью превратился в раба Вагнера: безропотно исполнял все его распоряжения, изыскивал деньги, признавал своими детей Козимы и Вагнера. Единственное, на что хватило его мужества, — не дать разрешения на развод. Это обстоятельство повергало Вагнера в дикую ярость – он хотел быть единственным хозяином своей прекрасной пленницы.

Сама Козима боялась Вагнера и его нечеловеческой, сатанинской страсти, с какой он пытался подчинить не только ее тело, но и душу.

 Просить о помощи бывшего мужа было бессмысленно, а втягивать в это дело отца она просто боялась. «Мало ли какое зло может причинить Вагнер отцу, — думала Козима. – Лучше нести свой крест терпеливо и безропотно, раз уж Господь отвернулся от меня».

ЧЕРНАЯ МЕССА

Через несколько лет Вагнер все-таки добился от Бюлова разрешения на развод. Он обвенчался с Козимой в церкви, а после церемонии в подвале таинственного дома на берегу Фирвальдштетского озера (Швейцария) состоялось второе венчание – черная месса. В темном помещении собрались люди в масках, наполовину скрывавших их лица. Они возложили на алтарь обнаженную женщину, зажгли черные свечи и принялись читать молитвы задом наперед. Поначалу Козима никак не могла понять, что за представление разыгрывается перед ней, и лишь потом догадалась, что здесь служат не Богу, а дьяволу.

Впоследствии Козиме не раз пришлось стать свидетельницей подобных мероприятий. В Байрейте (город в Баварии) Вагнер построил новый дом, под которым находился огромный подвал. Там он с группой безраздельно преданных ему учеников служил черные мессы. А в самом доме звучали его оперы – музыка конца света, по определению Козимы.

От своих учеников Вагнер требовал признания себя Апостолом новой тьмы и беспрекословного подчинения. Того же он требовал и от жены. Бедная Козима безропотно подчинялась, не осмеливаясь ни в чем возражать мужу.

Справедливости ради стоит заметить, что Вагнер не обижал Козиму, не заставлял ее участвовать в своих сатанинских игрищах, не впутывал в это детей. Он действительно любил жену. И, возможно, даже страдал от нее непонимания – ведь Козима не желала признавать его гениальность, не верила в его апостольскую миссию.

Прекрасная супруга Вагнера все чаще погружалась в уныние: ни окружающая ее роскошь, ни любовь мужа, ни даже дети – ничто ее не радовало. Она словно спустилась из рая в ад: из светлого дома отца, полного любви, радости и чистой музыки, она попала в мрачный заколдованный замок, где пели хвалы сатане.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМАЯ!

26 декабря 1882 года в доме Вагнера отмечали день рождения Козимы. Великий композитор решил исполнить в честь жены одну из юношеских симфоний, написанную в девятнадцать лет. Музыка была тяжелой и угнетающей, нервы Козимы не выдержали, и, прервав выступление мужа, она бросилась в объятья ничего не знавшего о ее бедах отца: «Папа, спаси меня! Я не могу здесь жить!»

Мужской разговор, состоявшийся между Листом и Вагнеров, закончился поражением любящего отца. Лист уехал один, совершенно больной и разбитый. Однако и для Вагнера сцена в гостиной и последовавшая за ней беседа с тестем не прошли бесследно: через несколько дней у него случился сердечный приступ, и он скончался. Многолетняя борьба за душу и сердце Козимы была им проиграна.

ДОЛГОЖДАННЫЙ ПОКОЙ

После смерти Вагнера Козима прожила еще десять лет. Каждый день она посещала церковь, часто ездила в паломничества по монастырям. И детей своих (и от Бюлова, и от Вагнера) воспитала искренне верующими католиками. К концу жизни она наконец-то обрела если не счастье, то долгожданный покой. А главное, уверенность в том, что страшный договор Вагнера с сатаной не отразится на ней и ее детях. О большем несчастная женщина не смела и мечтать.

Похожие статьи:

РассказыМелодия поиска

РассказыРоман "Три фальшивых цветка Нереальности" (Треки 1 - 5)

РассказыРоман "Три фальшивых цветка Нереальности" (Треки 6 - 1/3 7)

РассказыФарфоровый город

РассказыПечальная песнь

Рейтинг: +8 Голосов: 8 2141 просмотр
Нравится
Комментарии (19)
0 # 22 марта 2014 в 21:21 +5
Про всех талантливых людей говорят, что они продали душу дьяволу. Потому что завидуют. Чудесная статья, очень романтичная...
DaraFromChaos # 22 марта 2014 в 21:26 +4
Спасибо, Мария!
Не поклонник я романтики ))) видимо - весеннее обострение.
Ну а насчет "продал душу дьяволу" - конечно, я в это не верю. Но то, что Вагнер был сильный экстрасенс, вполне согласилась бы. Недаром, при всей своей "неприятности" в общении он умел "обаять" людей
Григорий LifeKILLED Кабанов # 12 июля 2014 в 20:35 +2
Что такое экстрасенсорика? Умение подчинять других? В этом нет ничего сверхъестественного. Это психология. Подсознание. Пусть мы и не обязаны признавать роль Дьявола в этой истории. Но определённо, вера в него сделала из Вагнера того хладнокровного гениального злодея. Эта вера даровала ему власть, потому что именно из веры появилась эта эмоциональная энергетика, за которой тянулась толпа.

По поводу музыки Вагнера могу сказать только то, что в принципе плохо понимаю смысл многих классических оркестровых произведений. Я не понимаю и даже неритмичных мелодий Моцарта, полных непонятных конструкций. А уж у Вагнера-то и вовсе музыка кажется какофонией. Гениальными кажутся лишь две композиции - "Реквием по мечте" и "Полёт Валькирии", да и те только наполовину. Пожалуй, где он действительно добился успеха, так это в создании бесконечно отвратительных композиций, отпугивающих и полных вредных для психики и даже здоровья сочетаний нот. Это тоже успех, тоже своего рода рекорд. Это то, чего он пытался добиться от композиторства, и то, чего он добился. Поэтому он достоин называться гением.
DaraFromChaos # 12 июля 2014 в 20:45 +1
Гриш, музыку Вагнера мало кто понимает (если это вообще в наших силах - действительно понять, что автор хотел сказать тем или иным произведением).
А уж принимает - и того меньше ))

Я, честно скажу, его оперы люблю нежно. даже однажды на фестивале в Байрейте была.
Что абсолютно не мешает мне столь же нежно любить Листа и Моцарта )))
Леся Шишкова # 5 апреля 2014 в 01:10 +5
Он подчинил ее тело, но не ее душу... Он считал себя великим, но оказался слабым пред нею... И как же грустно узнавать, что за внешней успешностью, красотой и духовным величием порой находятся такие черные и густые тени...
История написана лаконично, красочно, от нее веет своеобразной романтикой и мистицизмом... Она не может оставить равнодушным...
DaraFromChaos # 5 апреля 2014 в 13:37 +5
Леся, только не забывай, что это, как всегда, - олитературенная версия )))
Что там было на самом деле: знают только они двое.
Константин Чихунов # 6 апреля 2014 в 13:48 +5
Здорово, Дара! Даже не верится, что читаешь статью, больше на вымышленную историю похоже. Но исторические факты — вещь упрямая.
DaraFromChaos # 6 апреля 2014 в 18:46 +3
ну... про черные мессы и то, что Вагнер продал душу дьяволу - это все-таки из разряда слухов ))
Но то, что жизнь Козимы с Вагнером была несчастной - факт (
Георгий Кавсехорнак # 30 июня 2014 в 17:24 +3
Приветствую, Дара.

История, она историей и остается, но это не статья в учебнике, это действительно получился рассказ, легкая биография бедной женщины. Не скрою, на слезы меня не потянуло (да и не плачу я никогда), но написано достойно. Читать интересно.

Опечатки и замечание:
1. "...и растила падчерицы..."
2. "...играла на пианино..." Вот тут не знаю...в то время любой играл на пианино (у кого оно было). Но вот дочь самого Листа, вероятно, "прекрасно владела роялем" или "прекрасно исполняла фортепьянные произведения". У меня у самого "класс" по фортепьяно и мне не нравится слово пианино, это по моим понятиям просторечие. И я ничего не исполню на фортепьяно, если меня вот так попросят: "Сыграй нам, что-нибудь, на пианино! Ты же так прекрасно играешь на пианино" laugh Я прекрасно играю на нервах zst
3. "...Козима, пылкая и романтичная, поразило..."
4. "А что же Ганн фон Бюлов?" Ганс или Ганн?
5. "...страдал от нее непонимания..."
DaraFromChaos # 30 июня 2014 в 17:36 +3
Георгий, спасибо за комментарий.
опечатки уже не поправлю )))), потому что статья в выпуске. Да и не хочется из-за таких пустяков редактора дергать. Ладно бы смысл искажался (((
Все желающие смогут прочитать ваши правки ))) И попинать меня за невнимательность )))

Насчет "играла на пианино". Опять-таки, точно не вспомню, потому что статья старая, но Козима именно играла и именно на пианино. Так сказать, домашний вариант воспитанной барышни.
До концертного уровня и рояля она не дотягивала. До папочкиного уровня - тем более.

Однако, полагаю, месье, что спор здесь не уместен, ибо в целом вы правы. Правда, для осознания вашей правоты пришлось сильно напрячь мосссг и вспомнить свои 8 лет в музыкальной школе ))))


п. 4 - все-таки Ганс )))
Катя Гракова # 12 июля 2014 в 11:43 +2
Хоспди, как же Козиму жалко! Бедная женщина! Хорошо хоть в конце она-таки освободилась от него! cry
Отличная статья! Больше даже художественного толка, чем познавательного - читала как роман!
DaraFromChaos # 12 июля 2014 в 13:14 +2
спасибо, Катюш
Григорий LifeKILLED Кабанов # 12 июля 2014 в 20:27 +2
Классная статья! Я в восторге! Дух захватывало её читать! Я ничего этого не знал, и у меня кровь стыла в жилах. История и пугает и притягивает странной тёмной романтикой. Прямо готично. Так и захотелось посмотреть об этом фильм или почитать более подробно книгу по мотивам этих событий. Огромное спасибо, Дара!
DaraFromChaos # 12 июля 2014 в 20:32 +2
всегда пожалуйста )))
Кстати, по поводу фильма. Отлично тема взаимоотношений Листа и Вагнера (правда, совсем в другом ключе) была обыграна в потрясающем фильме "Листомания".
Григорий LifeKILLED Кабанов # 12 июля 2014 в 20:38 +3
Спасибо, надо посмотреть :)
Finn T # 13 июля 2014 в 15:47 +3
Вот уж правда - насильно мил не будешь. Как ни старался, а любовь осталась безответной. Так ему и надо, гордыня Вагнера была наказана в конце концов! zlo
Очень интересная статья, прочитала с удовольствием smile
DaraFromChaos # 13 июля 2014 в 16:03 +3
спасибо :)
опять-таки, повторюсь: сие - версия олитературенная ))) что там было на самом деле, никто не знает
Анна Гале # 22 июля 2016 в 14:51 +1
Мне всегда было жаль женщин, оказавшихся связанными с Вагнером или Листом. Не было бедным дамам покоя...
DaraFromChaos # 22 июля 2016 в 14:53 +1
Лист, по крайней мере, умел и любить своих дам, и расставаться с ними по-человечески
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев