ПУТЬ ВОИНОВ-МЯТЕЖНИКОВ
История эта началась очень давно, примерно в конце XIIвека. Во время одной из междоусобных войн, нередких в то время в Японии, один из мятежных самураев – Дайсукэ Нисина из Тогакурэ – после гибели сюзерена убежал в горы вместе с членами своей семьи и крестьянами, где начал обучать соплеменников боевым самурайским искусствам. Ситуация, надо сказать, совершенно нетипичная: до того момента тайны боевого мастерства передавались от отца к сыну, и, конечно, люди низкого сословия не могли в них проникнуть. Нисина-сан был самураем-изгоем, и иного выхода у него просто не было. Он создал новый стиль – Токугарэ-рю: к уже известным методикам добавил те приемы боя без оружия (или тем, что «под руку попадется»), к которым прибегали крестьяне, повстречавшись на узкой дороге с разбойниками.
Вскоре другой мятежник (из противоположного лагеря) – сёгун Минамото Иосицунэ – последовал примеру Нисина.
Войн и поражений в те далекие времена хватало, столица Киото и крупные провинциальные города беспрестанно переходили из рук в руки, так что в началу XIIIвека уже немало бывших самураев переселилось в леса и горы, где к ним стали примыкать и разоренные крестьяне, и бандиты с большой дороги, и воины, оставшиеся без предводителя.
Жили они скрытно, в учебе боевым искусствам собирали все навыки, которые могли пригодиться, независимо от того, откуда они стали известны. Так и появились первые ниндзя. Кстати, сами японцы по-прежнему называют воинов тени синоби-но-моно, то есть «прячущиеся». Слово «ниндзя» получится, если прочитать написанное иероглифами название в соответствии не с японскими, а с китайскими правилами чтения.
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Ниндзя поселялись в основном в районах Ига и Кога – лесистых, гористых и труднодоступных. Жили они в небольших, замаскированных деревушках, а на жизнь зарабатывали шпионажем, разведывательной деятельностью и заказными убийствами. Причем большой щепетильностью не отличались: могли взять заказ у любой из стремящихся к власти группировок. Происходило это не из-за непорядочности ниндзя, а просто в силу их полнейшего равнодушия к политическим перипетиям того времени. Кто заплатит, тот и прав. Сёгуны и самураи, относившиеся к ниндзя с нескрываемым презрением, все-таки опасались их. Потому что, безукоризненно соблюдая принятые на себя обязательства, ниндзя очень не любили, когда их нарушала другая сторона.
Жили они скрытно, через пару сотен лет доступ в их общины был закрыт пришельцам со стороны, свои таланты и оказанные услуги не афишировали, так что постепенно превратились в колдунов и беспощадных убийц, которыми пугали и детей, и взрослых сказки и якобы реальные истории.
Первая более-менее точная книга о ниндзя – «Бансэсюкай» – вышла в конце XVIIIвека. Написал ее некий Фудзибаяси Сабудзи, сам происходивший из клана Сабудзи. В ней рассказывалось об истории появления ниндзя и некоторых методиках тренировок. Тайна, известная всем, перестает быть тайной. Фудзибаяси Сабудзи вскоре после выхода книги погиб при невыясненных обстоятельствах, но как секретное сообщество ниндзя уже существовать не могли. Да и развитие науки, промышленности, контакты Японии с европейскими государствами не оставляли им места в этом новом мире.
Нынешние школы ниндзуцю к истинным методикам средневековых воинов тени имеют весьма смутное отношение. А многие техники, вероятно, уже утрачены безвозвратно.
КАК ОНИ ЖИЛИ
Все деревушки ниндзя представляли собой замкнутые, строго иерархические структуры. Во главе каждого клана стоял дзёнин – «высокий ниндзя». Должность эта не была наследственной, но еще при жизни дзёнин выбирал себе преемника из числа наиболее талантливых молодых учеников. Власть дзёнина была поистине диктаторской, но другого выхода в тяжелых условиях просто не было. Сам «высокий ниндзя» брался за выполнение заданий только в тех случаях, когда они были очень сложными или ответственными. Имена дзёнинов Хаттори Хандзо и Момоти Сандаю стали настолько известными, что вошли в истории, легенды и пьесы театра Кабуки.
В большинстве случаев, получив заказ, дзёнин передавал его тюнинам – «средним ниндзя» (что-то вроде начальников подразделений), которые уже лично решали, кто именно займется его выполнением, и разрабатывали план действий. А основную работу выполняли гэнин – «младшие ниндзя». Именно им предстояло перебираться через гладкие стены замков и махать мечом.
Поскольку деятельность гэнинов была опасна и могла кончиться пленением, молодых ниндзя учили не попадаться в руки противников живьем. В случае смертельной опасности ниндзя мог совершить самоубийство, откусив себе язык, для чего, согласитесь, требовалась сила духа – не меньшая, чем для совершения харакири. Некоторые кланы – наиболее сильные – вдобавок требовали, чтобы перед смертью гэнин «отрезал себе лицо», то есть снял с него кожу, чтобы и после смерти его нельзя было опознать. Эта жестокая операция имела и другую цель: голову изуродованного противника нельзя было предъявить начальнику в качестве доказательства своей воинской доблести.
Ниндзя никогда не считали, что женщины – слабый пол. К тому же их было так мало, что во всех боевых операциях женщины участвовали наравне с мужчинами.
Чтобы выжить, нужно было быть не только сильным и ловким. Нужно было уметь безоговорочно подчиняться начальникам – дзёнинам и гэнинам, а умение хранить секреты и верность клану было нормой жизни. Самыми страшными видами предательства были выдача имени заказчика или места поселения ниндзя. Разумеется, предатели бывали и среди них, но даже если им удавалось спрятаться за высокими стенами и окружить себя толпой телохранителей, месть клана рано или поздно настигала их.
ДЕТИ-ШПИОНЫ
Подготовку будущих мастеров начинали с рождения. Для тренировки вестибулярного аппарата малышей люльки раскачивались как корабль в шторм. Любая детская игра должна была нести элементы обучения: прятки, бег, лазанье по деревьям, хождение по бревну над пропастью, игры с мячом или игры на терпение, например долгое сиденье под водой.
Ниндзя должны были уметь многое: часами сидеть неподвижно в любой позе; пробегать большие расстояния; ориентироваться на местности даже в темноте; читать следы; устанавливать и обезвреживать ловушки; сражаться любым предметом, оказавшимся под рукой; запоминать лица, предметы, голоса птиц и животных и подражать им; великолепно маскироваться; опознавать запахи, вслушиваться в звуки и безошибочно определять их природу; изображать людей различных профессий – что, кроме актерских способностей, требовало прекрасного знания истории, фольклора, диалектов и многого другого. Нет необходимости добавлять, что ниндзя должны были в совершенстве владеть всеми видами боевых искусств и уметь сражаться как с оружием, так и без него.
Думаю, прочитав приведенный список умений, кое-кто не поверит, что такие люди действительно существовали. Но так кажется нам, испорченным цивилизацией и избалованными техникой, делающей все за нас. Ниндзя жили в гармонии с окружающей их природой, учились у леса и гор, животных и птиц, не забывая при этом письменной мудрости прошедших веков.
Конечно, обычным городским обывателям или неграмотным крестьянам они казались воплощением ужаса. А умение бесшумно передвигаться и быстро исчезать из глаз создало ниндзя репутацию оборотней и колдунов, знающихся с силами тьмы.
ОРУЖИЕ ТЕНИ
Ниндзя никогда не одевались в черный облегающий костюм. Вы только представьте себе, что вы в таком виде пойдете прогуляться по улице. Ну и как, здорово замаскировались? На самом деле воины тени предпочитали повседневную одежду того слоя населения, который они в данный момент изображали. И оружие у них было соответственное – переделанное из обычных орудий труда и предметов домашнего обихода.
Знаменитыйсюрикен первоначально использовался плотниками как гвоздодер. Но использовать его в качестве оружия – заточив лучи звезды – начали еще самураи. На поясе воина подвешивался мешочек, где хранилось девять звездочек – по священному числу буддизма. Сюрикеном можно, конечно, было убить противника, но только с расстояния в пару метров и при очень точном броске. Чаще получалось нанести только касательное ранение. Скорее, это было оружие, отвлекающее внимание: блестящий, посвистывающий металлический предмет, летящий в лицо противнику, дезориентирует его.
В качестве метательного оружия ниндзя предпочитали короткие луки и духовые трубки, начиненные отравленными, остро заточенными палочками.
Нож кунаи – на самом деле никакой не нож, а просто расплющенный длинный гвоздь. И использовался он не для обороны или нападения, а в качестве альпинистского костыля при креплении веревок.
Наручные когти тэкаги — надеваемые на ладонь деревянные пластины с шипами, тоже изобретение крестьянской смекалки. Они применялись первоначально для одевания на обувь и хождения по горам или по снежному насту. А вот одевать тэкаги на руки и с их помощью лазить по деревьям и деревянным стенам придумали, безусловно, ниндзя. В случае крайней необходимости можно было когтистой лапой порезать противнику лицо, после чего поверженный враг имел вид подранного диким зверем. Именно от умения драться тэкаги ниндзя и приобрели репутацию оборотней.
Макибиси— металлические шипы, которые бросали под ноги преследователям, также изобретены еще до ниндзя и издавна использовались регулярными войсками.
РЕДКАЯ ПРОФЕССИЯ
Ниндзя, замаскированные под простых крестьян, не стеснялись использовать остро заточенные грабли, серпы, шесты и дубинки. При соответствующей подготовке даже простая палка могла в их руках стать смертельным оружием. А вот мечами предпочитали не пользоваться: они длинные, спрятать их трудно, а носить позволено только особам благородного происхождения, в которых ниндзя обычно не переодевались. Знаменитые нунтяки – оружие разбойников с большой дороги – тоже не прижились у воинов тени: ими можно оглушить, но нельзя убить.
Надо отметить, что ниндзя были неравнодушны к достижениям прогресса, если только к таковым может быть отнесен порох. И даже научились первыми изготавливать отравляющие смеси, которые не только взрывались, но и выпускали ядовитый дым.
Однако, несмотря на все это, ниндзя не были всесильными, способными справиться в одиночку с целой армией. Они были прежде всего шпионами и очень редко брали на себя функции киллеров.
Они могли высматривать, выслеживать, пробираться в запрещенные места, воровать планы крепостей и документы, умели эффектно обороняться и быстро убегать, но в открытом бою совершенно никуда не годились. Несколько самураев с мечами легко могли справиться с воином тени, вооруженным всем своим арсеналом, если стояли лицом к лицу в чистом поле.
Ниндзя были уникальными существами: они не принадлежали ни к одному классу, не занимались специально ни одной профессией, а делали все и понемногу. К сожалению, в современном мире места для них не осталось, и они перекочевали на экраны кинотеатров и компьютеров, совершенно утратив свой истинный облик.
Похожие статьи:
Статьи → Самураи и ниндзя. Часть 2.
Рассказы → Крошка ниндзя (Часть 2)
Рассказы → Крошка ниндзя (Часть 1)
Статьи → Самураи и ниндзя. Часть 1.
Рассказы → Крошка ниндзя (Часть 3)