Жан Жиро ака Мёбиус - известный художник комиксов – рисовал потрясающе быстро, но не шаблонно. Он принимал участие в работе над фильмами «Чужой», «Империя наносит ответный удар» и «Пятый элемент», создал для Стенли Ли новый образ Серебряного Серфера. Влияние художника на творчество Хаяо Миядзаки и Уильяма Гибсона неоспоримо.
В 1996 году мексиканское издание La Jornada опубликовало лекцию Мёбиуса «Breve manual para historietistas», прочитанную для начинающих художников и мультипликаторов.
1. Когда вы рисуете, освободите воображение, избавить его от глубоких чувств: ненависти, любви, амбиция и т.п.
2. Тренируйте руку. Добивайтесь «послушания руки» - уровня, при котором вы сможете технично выражать свои идеи. Но будьте осторожны, не переусердствуйте в стремлении к совершенству и в попытках добиться высокой скорости рисования. Совершенство и скорость опасны, как и их противоположности. Рисуя слишком быстро или слишком медленно, вы рискуете создать произведение без души.
3. Знание законов перспективы – первостепенно, «играя» с ними, вы сможете гипнотизировать зрителя, манипулировать его восприятием.
4. Еще один важный момент – изучение анатомии человека, типов тела, выражений лиц, различий в строении.
Мужчину рисуют не так, как женщину. Изображение мужчины может быть более свободным, менее точным. Мелкие недостатки, напротив, способны ярче передать особенности персонажа. Когда же вы рисуете женщину, будьте внимательны, тщательно следите за деталями. Одно неверное движение, и ваша картинка испорчена, а героиня выглядит противной или уродливой. И кому нужен такой комикс?
Чтобы читатель поверил в вашу историю, персонажи должны выглядеть живыми, эмоциональными.
Жесты должны отражать сильные стороны характера, страхи и слабости. Тело «оживает» в движении, обретает свой «язык» - язык мускул и морщинок, согнутых рук и ног, складок и выражения лица.
5. Создавая историю, вы поначалу сами не знаете всего, что в ней случится. Делайте заметки, прорабатывайте детали мира, который рисуете. Такие мелочи станут для читателей маркерами, сделают мир узнаваемым, а, значит, завлекательным.
В момент смерти персонажа у зрителя должно возникнуть сопереживание. Передайте историю героя движениями, выражением лица, тела, покажите, какие чувства он испытывает.
Ваш издатель может потребовать не одного покойника, а десяток или даже два. В противном случае история (по мнению издателя, разумеется) «не выстрелит». Это неправда. Если вы создали живого персонажа, того, которому читатель способен сопереживать, чья смерть станет почти трагедией, - хватит и одного раненого.
Изучая человеческую природу, эмоции, вы постепенно научитесь передавать их в рисунке, увлекать зрителя, учить его состраданию и человечности.
Это – один из важнейших навыков для рисовальщика. Художник всегда в каком-то смысле зеркало общества, зеркало, в глубине которого прячется сознание всего мира. Покажите же эту глубину остальным.
6. Алехандро Ходоровски всем рассказывает, что я не люблю рисовать мертвых лошадей. Конечно, не люблю. Потому что это сложно. Так же сложно, как нарисовать спящего, потому что большая часть комикса – это действие, движение. Куда легче рисовать сражающихся героев. Наверное, поэтому американцы так любят комиксы о супергероях. Людей, ведущих беседу, изобразить сложнее, нужно делать акценты на едва заметные движения, оставлять зрителю мельчайшие знаки-отсылки.
Передать особенности человеческой личности, настроения неимоверно трудно. У супергероев нет личности, они совершают шаблонные движения, делают одни и те же жесты.
7. Не менее важна одежда персонажей, материал, из которого она изготовлена.
Качество, новизна или потертость ткани позволяют без слов показать образ жизни героя, его опыт, место в истории (приключении). На платье может быть две или три тысячи складок. Вам нужно выбрать две или три, но самые выразительные.
8. Стиль художника можно читать так же, как расклад карт Таро. Я придумал имя Мёбиус в шутку, когда мне было всего двадцать два, но, по правде говоря, оно со мной резонирует. Если вы носите футболку с Дон Кихотом, это многое говорит о вас. В моем случае, псевдоним «помог» мне найти собственный стиль – рисовать просто и, в то же время, с намеками.
9. Когда художник (а я говорю о настоящем художнике) выходит на улицу, он видит вещи вокруг не так, как «нормальные» люди. Его уникальное, особенное видение позволяет запечатлеть жизнь и людей, которые эту жизнь проживают.
10. Еще один важный элемент – композиция. Страница, блок, рисунок в комиксе – это лицо, оно смотрит на зрителя, говорит с ним. Страница не состоит из несвязанных между собой блоков. Есть блоки, заполненные изображениями, есть почти пустые, горизонтальные, вертикальные. И каждый имеет свое значение для художника. Вертикальные блоки «заводят», возбуждают, горизонтальные – успокаивают. Для европейца направление движения от прошлого к будущему передается рядом картинок, размещенных слева направо. Справа налево – движение от будущего к прошлому. Указанный порядок выражает направленность энергетики рисунка. Персонаж или вещь, размещенные в центре, автоматически привлекают внимание, становятся важными.
Эти основные символы (маркеры) важны для выстраивания мысленного ряда читателем. Вы должны научиться задавать ритм движения, подстраивать ловушки зрителю, манипулировать им, обманывать его ожидания, а – затем – указывать на ошибку, возвращать в нормальное повествование. Только так вы «оживите» свои рисунки.
Изучайте великих художников, особенно тех, кто говорил со своими полотнами. Не важно, к какой школе или направлению они принадлежали. Важна концентрация на эмоциональной стороне творчества, изобразительные средства, которые используются для передачи настроения – настолько сильные, что картина начинает «говорить» со зрителем «от сердца к сердцу».
11. Текст и рисунок должны сочетаться гармонично. Размещение текста должно работать на общее «движение» картинки. Ритм сюжета передается в рисунке, в вашей власти сжимать или растягивать время. Как кинорежиссеры, вы руководите отбором актеров-персонажей и их поведением. Изучайте своих героев, выбирайте самых подходящих из тех, кто "пришел на кастинг".
12. Не поддавайтесь влиянию американских комиксов. Мексиканские художники часто работают с внешними эффектами: поверхностные знания анатомии, динамическая композиция, монстры, битвы, крики, акцент на зубах («голливудские улыбки»). Это, само по себе, неплохо (я и сам люблю кое-какие из этих фишек), но есть другие выражения и возможности.
13. Существует прямая связь между музыкой и рисованием. Она зависит от вашей личности, от настроения, момента работы. Последние десять лет я работаю в тишине, для меня музыка – это ритм нарисованных линий. Рисование – всегда открытие, а гармоничная, четкая, «правильная» линия может довести до оргазма.
14. Цвет используется в комиксах не только для того, чтобы «было красиво». Это еще и способ манипуляции вниманием читателя. Существуют объективные и субъективные цвета. Эмоциональное состояние персонажа, время суток, место действия влияют на цветовую гамму, которая может варьироваться от блока к блоку. Изучайте язык цвета.
15. В начале творческой карьеры нужно работать только с очень хорошими короткими историями. Это позволит вам завершить работу, не снижая качества. К тому же, короткие комиксы проще пристроить в книгу или продать издателю.
16. Случается, что мы осознанно выбираем путь неудач – неверную тему, объект, слишком большой проект или используем в работе неподходящую технику. Это – всегда ваш выбор, так что не жалуйтесь потом.
17. Если издатель не принял вашу книгу, постарайтесь выяснить, почему. Только поняв причину неудачи, мы сможем двигаться дальше. Речь не идет о борьбе с ограничениями (цензурой), с публикой или издательствами. Вспомните одно из главных правил айкидо: понимание сильных сторон противника – ключ к победе над ним.
18. Вашу работу могут увидеть читатели всей планеты. Не забывайте об этом. Рисование – одна из форм личностного общения, но это не значит, что художник должен прятаться в башне из слоновой кости от "чужих". Ваши рисунки должны быть эстетически, философски и географически близки не только тем, кто живет рядом, но и совершенно незнакомым людям, с иной культурой и менталитетом. Рисуйте для всех членов нашей большой семьи – для тех, кого вы никогда не встретите, для публики. Для мира.
Похожие статьи:
Рассказы → Страсть Говарда Пимена
Рассказы → Ирен...
Рассказы → Зодчий теней
Обзоры → Легендарный художник Кен Барр и его работы
Видео → А нарисовано всё это шариковой ручкой.