Здравствуйте, здравствуйте!.. Сынок, прими у гостя пальто… Снегу-то сколько на улице! И все идет да идет. Глядишь, так и всю землю засыплет… Оно и ладно бы, и хорошо. Какая ж зима без снега?
А вы проходите, садитесь к камину. Вот так. Сейчас согреетесь, глинтвейну выпьете, а потом пойдете, куда вам надобно.
Конечно, знаю. Вы, чай, в магазинчик графа Фало приехали?.. Да догадаться-то нетрудно, к нам из дальних деревень и городов едут, особенно перед праздниками. А Рождество - самый главный праздник, и подарки к нему нужны особенные. А что может быть лучше гостинцев из магазинчика дядюшки Фало?
Вот и вы, вижу, со мной согласны. Как же с правильными словами, да не согласиться?..
О, это просто! Наша деревенька маленькая - две с половиной улочки да переулочков горсточка, - не заблудитесь. Вот как из таверны выйдете, так и шагайте прямиком по улице, что в горку идет. В конце улицы будет домик, белой краской крашеный, с синим заборчиком да ставнями, синими узорами расписанными. В нем мистрис Джоан живет. Вот там и свернете в проулок. Потом всего три дома отсчитать, - и будет вам магазинчик графа Фало. Мимо не пройдете, обещаю!
Никто у нас уж и не упомнит, когда первый граф Фало в деревне поселился и открыл магазин сладостей. Конечно, настоящий! Графья, они разные бывают. Есть богатые, есть и обедневшие. Вот, видать, наш-то из вторых. Поговаривают, предки его большими землями владели, замков да деревень у них было – не перечесть. А потом – то ли война какая случилась, то ли король прогневался и владений лишил, а, может, еще что приключилось. Но только не осталось у того, давнишнего Фало ни земель, ни замков, ни даже захудалого домишки. Вассалы все к другим графьям да милордам ушли, слуги разбежались. Одна только кухарка осталась верна своему господину.
Поговаривают, влюблена была в хозяина, вот и не бросила его. Может, правда это, может, нет, но только в нашу деревню граф Фало пришел уже с женой и маленьким сынишкой. Ну, местные – народ жалостливый да добрый, - помогли дом построить, каким-никаким хозяйством обзавестись. Старейшины даже землю предлагали выделить, но граф с женой сказали: спасибо, дескать, не надобно нам. Да и не приучены мы к крестьянскому труду. Мы по другой части мастера будем.
И точно, мастера они оказались знатные! Ах, какое яблочное повидло варила, какие пироги с ежевикой пекла, какие грушевые леденцы готовила мадам Фало! Со всей округи покупать приходили! А уж про можжевеловую настойку и говорить нечего – вкусна, ароматна, для здоровья пользительна!
Через год-другой граф Фало подкопил деньжат и открыл магазин. И с тех самых пор – может, триста лет, а, может, и поболе, - за сластями и пирогами в нашу деревню из самых дальних краев едут. Я вам верно скажу: больше нигде вы таких вкусностей не попробуете.
Да знаю, знаю, за чем вы приехали. Имбирные пряники графа Фало во всем мире известны. Их по особому рецепту делают, семейному, тайному. И тот секрет передается от отца к сыну, а чужим его никому знать не положено.
Так оно и шло до недавних пор, пока не состарился нынешний, последний граф. Он, вишь, бобылем век прожил, - ни жены, ни детишек. Мы-то, деревенские, всё думали, что потом – когда старичок умрет, - с магазинчиком станется? А пуще всего гадали: кому наш граф рецепт имбирных пряников передаст?
Многие к дядюшке Фало клинья подбивали. Кто по-доброму, дескать, не пропадать же такому секрету, а кто рассчитывал, что старик из ума выжил, нетрудно будет от него тайну вызнать. Но графушка наш доныне светлый разум сохранил, и никому ничего не рассказывал. Напротив, с возрастом все молчаливее и скрытнее становился. Видать, тоже беспокоился: и кому магазинчик после него достанется, и кто рецептом имбирных пряников завладеет.
Да, вот еще что. Пару лет назад дядюшка Фало слепнуть стал. Повидло варить, да пироги с пряниками печь это ему не мешало нисколько. За столько лет кондитер руками видеть научился, никаких весов да мерных ложек ему не надо было. Всегда точно знал, сколько корицы сыпать, сколько – имбиря, куда – ложку мёда, куда - две. Я б сказал, «на глазок» готовил, если б не дурно было так про полуслепого старика говорить.
Он и в очках со стеклами в стаканное донце толщиной еле-еле что разглядеть мог, ходил с палочкой, и то спотыкался. Вот и доходился.
Ровнешенько год назад, аккурат под Рождество, метель страшная приключилась. А дядюшка Фало как раз на опушку леса пошел, хворосту собрать надумал. Нет, чтобы кого из молодых попросить – всё старик сам хотел!
А, может, оно и не надо – самому-то, коли здоровья нет.
Как он сам потом сказывал, заплутал в лесу, очки потерял, трость уронил. За деревья хватается, бредет, куда глаза не глядят. Вот и забрёл в самую чащу-гущу. Шел, шел, да и вышел на какую-то поляну. Посреди поляны стоит елка громадная и большущий зверь вокруг ходит-бродит.
Граф Фало зверя-то толком не разглядел, только понял, что лохматый он, коричневый. На медведя похожий. Оторопел старик: медведям, вроде, зимой в берлогах спать положено. А тот, похоже, тоже растерялся. Смотрит на деда и спрашивает:
- Ты, человек, не боишься меня?
- Нет, - отвечает дядюшка Фало. – Я уже старый, отбоялся своё. Да и деваться мне некуда. Так что можешь есть меня, если хочешь.
- Я старых человеков не ем. И никаких не ем. Зато я - Самый Страшный Зверь в лесу! Меня все боятся. Посмотри на меня и испугайся, как положено!
- Не могу я на тебя посмотреть, - говорит старик. – Я вижу очень плохо. Вот только шерсть твою красивую, блестящую разглядеть могу. Да то, что ты роста немалого. Вот еще елку вижу, возле которой ты стоишь.
- Это очень красивая елка… - и вздохнул так тяжело. - Признаюсь тебе, старый человек: это очень грустно – быть Самым Страшным Зверем. Тебя все боятся и никто дружить не хочет. Вот я и придумал, нарядить елку и позвать на праздник всех лесных зверей. Только вот беда: нет у меня ни елочных шариков, ни серпантина, ни мандаринов, ни марципановых снежинок. Даже бумаги блестящей нет. А орехи и шишки – это не украшения. Они в лесу просто так, каждый день растут.
- Самый Страшный Зверь, проводи меня до деревни, пожалуйста. А я дам тебе леденцов, марципановых орехов, имбирных пряников, пирогов с ежевикой и яблочного повидла. Ты нарядишь елку, расставишь вокруг угощенье и позовешь всех лесных зверей. Они будут есть сладости, танцевать вокруг рождественского дерева, благодарить тебя. И больше никто не будет тебя бояться.
- А вдруг они испугаются и не придут?
- Мои сладости не простые, а волшебные. Всякий, кто их хоть раз попробовал, уже не станет обращать внимание на пугающий вид или большой рост. Зато научится смотреть в душу любого человека и зверя. А душа у тебя добрая, я вижу.
- Не обманывай меня, старый человек. Ты не можешь разглядеть мою ужасающую морду, мои жуткие рога, мои длинные клыки! Как же ты увидел мою душу?
- Чтобы разглядеть душу, глаза не нужны. Пойдем же.
Тогда Самый Страшный Зверь взял графа Фало за руку и повел. Сначала из чащи-гущи на опушку, а потом - до самой деревни. А уж у околицы мы их и встретили. Наши-то, деревенские, уже собрались в лес идти, искать старика. Боялись, вдруг свалился в сугроб да замерз…
Ох, вот я разболтался, дурная моя голова! У вас, я чай, и глинтвейн уже остыл. Ну ничего, сейчас свежего нальем…
Дальше-то? Да, думаю, вы и сами догадались. Дядюшка Фало подарил Самому Страшному Зверю… Верно-верно говорите, его Граффало звали… Он тоже знаменитость, прям как имбирные пряники. Так вот, надарил наш кондитер зверю и пряников, и варений, и повидла, и пирогов. Граффало украсил елку, поставил вокруг угощенье и пригласил всех-всех лесных зверей. А наши деревенские детишки без приглашения, сами пришли – с фейерверками и хлопушками. И устроили в лесу такое славное Рождество, какого никогда раньше и не бывало.
Так что теперь к нам не только люди, но и лесные звери за сладостями забегают…
Дальше? Да ничего и не было особенного. Старичок-кондитер наш на покой собрался. У графа Фало теперь наследник и помощник есть. Да вы его сами увидите, в магазинчике.
Он очень славный, только застенчивый немного. А какие имбирные пряники печет! Таких вы нигде в целом свете не найдете, это я вам точно говорю.
Похожие статьи:
Рассказы → Гном по имени Гром
Рассказы → Звезды для тролля
Рассказы → Чудеса обетованные
Рассказы → Сказка, рассказанная на ночь
Рассказы → Сказка про мужика, трёх мудрецов, бога и поиск истины