Подари эту розу поэту...
в выпуске 2014/02/17Жил да был один король. И так случилось, что образовалась у него вакансия на должность главного хранителя второго ключа (первый, как и положено, носил на груди сам король) от секретного входа в королевскую сокровищницу, точнее, в резервный фонд оной. Хранились там камни самые разные: и алмазы, и рубины, и прочие ценные – без счета. Так сказать, стратегический запас. Нет, они, конечно, были учтены по весу: плюс-минус пять килограммов. И вся работа хранителя – ни днем, ни ночью не расставаться с ключом, предоставляя его королю по первому требованию. Главные требования к кандидату: честность и умение держать язык за зубами. Оклад на этой должности был, согласно штатному расписанию, тысяча золотых. Неплохие, кстати, деньги…
С одной стороны, вроде пустяшный вопрос – вручить ключ самому верному гвардейцу, взять с него кучу расписок о неразглашении… Но вдруг не удержится да и заглянет в сокровищницу сам? Да как положит в карман камень-другой? Конечно, в масштабах стратегического запаса убыль невелика, но камушки-то свои, не дядины, жалко!
Извелся король. И решил поручить вопрос подбора кадров своему придворному мудрецу. Тот внимательно выслушал поставленную задачу, покивал с умным видом и отправился на поиски подходящей кандидатуры.
Прошел месяц. И еще месяц. Потом полгода. Король начал терять терпение. И вот по прошествии года мудрец привел на аудиенцию соискателя. Король пришел в ужас, граничащий с яростью, и, грешным делом, подумал, что его придворный от чрезмерных умствований совсем с катушек съехал (у мудрецов это вообще-то обычное дело). Шутка ли дело – перед королем стоял и спокойно улыбался простой человек, с каким-то музыкальным инструментом за плечами, в поношенном плаще, в пыльных сапогах, да еще внаглую дышал в лицо величества перегаром! Однако мудрец спокойно прикрыл веки и качнул головой:
— Мой король, поверь мне, тебе нужен именно этот человек! Возьми его на испытательный срок. Если я окажусь неправ¸ казни нас обоих.
Король плюнул и согласился. В конце концов, негоже без тайного ключника! А в конце квартала можно и инвентаризацию устроить…
Инвентаризация показала полную сохранность камушков. Через год ее повторили – опять все отлично. И еще через год. Король не мог поверить своим глазам. Точнее, своим весам! А ключник нес и нес себе необременительную службу, по преимуществу в тавернах города, распевая песни и баллады собственного сочинения (он оказался бардом). Носил ключ в потайном кармане, изредка наведываясь посмотреть, все ли в порядке на вверенном объекте.
В конце концов король не выдержал. Он был не то чтобы плохого мнения о своих подданных, просто немного знал человеческую натуру и потому в честность и бескорыстие не верил. А тут какой-то куплетист-выпивоха при таких богатствах – ни камушка не взял! Он вызвал к себе мудреца и напрямую спросил: «Где добыл такое чудо?»
— Мой король, — ответил мудрец, — это было непросто. Сперва я решил пойти простым путем. Нашел честного и ответственного бедняка с кучей детей, который едва сводил концы с концами, и спросил его: «Что ты станешь делать, если каждый месяц будешь находить под подушкой мешочек с тысячью золотых?» Он, сказал, что, конечно же, постарается вывести в люди детей, чтобы они не страдали от нищеты. «Э, нет, — подумал я, — знаю я таких!» он на радостях от богатства настругает еще кучу детей, начнет и их в люди выводить, потом внуки пойдут… Вот тысячи в месяц и не станет хватать. И полезет он втихаря в сокровищницу.
Затем я обратился к купцу. Он сказал, что на ежемесячную тысячу начнет расширять торговлю. Но я понял, что главное для него – не деньги, а возможность делать деньги. Расширив торговлю на ежемесячную тысячу, он продолжит ее расширять – за счет королевских сокровищ.
Задал я свой вопрос пресытившемуся золотом богатею, но он попросту не смог внятно на него ответить. Понятное дело, что такой не воспримет должность ключника всерьез, а если воспримет, то начнет чваниться ею и станет легкой добычей грабителя.
Достойный человек среднего достатка сразу сказал, что построит себе хороший дом, заведет слуг, в общем, потратит деньги на то, чтобы повысить свой социальный статус. Но роскошь засасывает, к ней быстро привыкаешь. Вот так смотришь – ан тысячи уже и не хватает. А тут камни самоцветные почти без счета лежат!
Спрашивал я и своих коллег – мудрецов-бессеребренников, которым не нужно богатство. Все они как один утверждали, что на эти деньги будут учиться. Но – поверь, я ведаю, о чем говорю, — знание безгранично, и чем больше ты узнаешь, тем отчетливее понимаешь, что непознанное тобой всегда больше, чем познанное. Вот и начнется трата сперва своих, затем и казенных средств на университеты, приборы, книги, международные симпозиумы…
И когда я уже совсем отчаялся выполнить твое поручение, о король, в одном из кабаков я увидел этого певца. Он неизменно был весел и слегка пьян. Он распевал свои песни, сочиняя их на ходу. Он не был богат, но не был и нищ. Он любил повеселиться в компании разбитных кабацких девиц, но никогда не платил им денег, хотя и не был жадным – только одаривал стихами. Его песни пели в разных городах, кое-кто даже выдавал их за свои, а ему не было до этого никакого дела. Он мог бы писать хвалебные оды для богачей и получать за это золото, но предпочитал переписывать прошения для неграмотных крестьян за медяки. И хотя у него не было особых денег, не было и долгов. Да и ему никто не был должен. Вроде бы и неподходящая кандидатура, однако, я решил задать ему свой вопрос: «Что ты будешь делать, если каждый месяц будешь находить под подушкой мешочек с тысячью золотых?» И после его ответа я сразу понял, мой король, что это именно тот человек, который тебе нужен. Как видишь, я не ошибся!
— И что же он тебе ответил? – заинтересованно спросил король.
— Сначала он долго смеялся, а затем спросил: «Ну подумай сам, мудрец! Если я каждый месяц буду находить у себя под подушкой тысячу – зачем мне тогда вообще ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ?»
Похожие статьи:
Рассказы → Маджонг конца света