fantascop

Математика Генри Олди

в выпуске 2015/04/27
article2922.jpg

Много лет назад, а конкретно в 2005 году, ко мне попала  интересная статья  с размышлениями известного писателя Генри Олди. Ее я прочитала в каком-то журнале и записала себе  основные тезисы. На мой взгляд  –  это интересное видение. Мы  часто  спорим, как правильно писать и что главное в фантастическом произведении. Сейчас появилось много статей на эту тему, в которой писатели делятся своим опытом. Попытаюсь  познакомить вас со своего рода математикой Генри Олди в кратком виде.

 

   В фантастике главное – фантастическая идея. Все остальное (эстетика, язык, стиль, характеры героев, антураж, лирические и психологические отступления, пейзажные зарисовки, портреты персонажей и т.д.) — второстепенно и служит только вспомогательными средствами для раскрытия фантастической идеи. Этого должно быть 30% в произведении.

Так же –  это  эмоциональность, сопереживание, тонкие чувства, "невидимые миру слезы", но все это вторично по отношению к первому и составляет 4% в произведении.

Далее очень важен увлекательный сюжет.

Экспозиция – введение в ситуацию.

Завязка – основной конфликт.

Разбитие внутреннего и внешнего действия, развитие конфликта.

Кульминация максимальное напряжение сил конфликта, вызывающее у читателя своеобразный катарсис.

Развязка.

Тут смысл может найти каждый, хеппи энд или полная чернуха, назидание, создание за поступки и несправедливость судьбы. Этого должно быть 25% в сюжете.

Так же мы не забываем, что в фантастике важно  –  драйв, экшн. Сложный язык, психология, пейзажи, описания, размышления и отступления могут стать  лишним.

Драйв и экшн  –  скорость смены внешних событий, физических действий, кадров, наконец. Вот такого драйва достаточно всего 13 % в сюжете произведения.

Так же нельзя забывать, что в фантастическом произведении важно  –  оригинальный мир, чтобы читатель, хоть на час убежал из реальности, в которой все  мы живем. Все остальное мешает, если рассматривать сказанное в начале. Пяти процентов хватит с головой для создания антуража.

В фантастическом произведении неотъемлемая сторона  –  развлекательность, возможность расслабиться  и отдохнуть после повседневных забот и работы. Увлекательность и есть  гармония всего выше сказанного, ведь читабельность  –  слагаемая успеха.

Напоследок нельзя забывать о языке и достоверности, хоть Генри Олди им отвел всего 1 %.

   Недавно нашла эту статью в Интернете, где разбирается подробно каждый тезис.  Можно с чем- согласиться, или нет. Все зависит от самого человека, решившего поделиться с  миром своей историей.  Поэтому  делать все, как говорится в тезисах Генри Олди, подчинять себя его правилам не всегда верно. Каждый автор является самобытным и неподражаемым  источником  фантазии – главное найти своего читателя и получать от написания  произведений удовольствие, с желанием работать над ними. Ведь наши книги  –  как наши дети, которых мы,  в первую очередь, любим. Ругаем, пытаемся сделать лучше, и хотим, чтобы другим они понравились тоже.  Важно помнить о том, что каждый из нас хочет принести в этот мир и каким образом сделать сказку настоящей, незабываемой,  фантастическое произведение неповторимым, триллер захватывающим, а ужастик по-настоящему пугающим.  Хочется не повторяться, пусть каждая история  происходит снова, она лишь только рассказана по-разному.

Я хочу, чтобы наши цели привели  мир к лучшему будущему, заставили читателя задуматься  о том,   «а что  я могу сделать для того, чтобы мир стал добрее, лучше, чище. Что могу сделать я для общества, в котором живу» .

Похожие статьи:

РассказыПограничник

РассказыДоктор Пауз

РассказыВластитель Ночи [18+]

РассказыПо ту сторону двери

РассказыПроблема вселенского масштаба

Рейтинг: +6 Голосов: 6 2526 просмотров
Нравится
Комментарии (28)
Yurij # 27 ноября 2014 в 10:51 +3
Интересно, конечно, сколько и чего должно быть в произведении (в процентном отношении), но не думаю, что люди реально задумываются над этим, когда пишут.
Мы видим мир - описываем его. Насколько хорошо - вопрос навыка.
Вообще вряд ли совместимы такие вещи, как математика и литература (одним одно понравится, другим - другое).
Eva1205(Татьяна Осипова) # 27 ноября 2014 в 10:53 +2
Это все в общем, конечно, но рациональное зерно в его утверждениях есть, каждый может взять что-то нужное для себя.
DaraFromChaos # 27 ноября 2014 в 12:05 +3
Танюш, а я согласна с Юрием.
Процентами текст мерить нельзя. Очень многое зависит от конкретного произведения, способа подачи. От того, ЧТО именно ты хочешь донести до читателя. Ведь нередко как раз это ЧТО определяет форму выражения.
Если в романе все эти цифры еще можно - с бааальшой натяжкой - куда-то пристроить, то в классической миниатюре-зарисовке они вообще ни к чему.

Конечно, Олди пишет правильные и грамотные вещи. Но - все их можно прочитать в учебниках. Другое дело, что ты на эту статью наткнулась, а учебники тебе, возможно, не попадались smile
С другой стороны, как обсуждали в блоге у Гриши Кабанова, процесс творчества и собственно письма - дело очень личное и интимное. Общих правил тут (имхо) нет и быть не может.

ПС интересно, а кто-нибудь пробовал просчитать по правилам Олди его роман? laugh
Eva1205(Татьяна Осипова) # 27 ноября 2014 в 12:36 +1
Возможно это больше подходит для большого романа. Я тоже по процентам не смогла бы высчитывать, но некоторые вещи, на мой взгляд правильные, то есть основные моменты о которых нельзя забывать. Написала эту статейку в продолжении нашего разговора на "Шпаргалке для писателя"
DaraFromChaos # 27 ноября 2014 в 12:37 +2
Написала эту статейку в продолжении нашего разговора на "Шпаргалке для писателя"
я так и поняла :)))

в продолжениЕ!!! zlo rofl
Eva1205(Татьяна Осипова) # 27 ноября 2014 в 12:49 +1
Видимо напрасно, так как продолжение похоже на агонию уже zlo
DaraFromChaos # 27 ноября 2014 в 13:10 +2
неправда твоя laugh
думаю, сейчас народ проснется, почитает и начнет в комментах флудить дискутировать crazy smoke
Eva1205(Татьяна Осипова) # 27 ноября 2014 в 14:17 +1
А "Е" на конце опечатка, бывает пальцы быстрее мыслей стучат. crazy
vanvincle # 27 ноября 2014 в 12:03 +2
В фантастике главное – фантастическая идея.
Читал рассказ 30-х годов прошлого века (не помню автора), там главный герой ходит по дому, где все из пластмассы. - И умывальники, спрашивает. - Угу, - отвечает хозяин дома.
- И мебель? - А как же!..
И так страниц десять.
Фантастическая идея для того времени - налицо. Читать - невозможно.
Так что не все так просто.
Eva1205(Татьяна Осипова) # 27 ноября 2014 в 12:37 +2
Идея очень важна, но без всего остального она превращается скучное чтиво.
Александр Стешенко # 29 ноября 2014 в 23:48 +2
Структуризация произведения, как системы, известная тема... а процентовка - спорная.

Идея, конечно, должна быть... ибо, что такое произведение без идеи... но ее основа, может, проявиться, вообще, в самом конце произведения. Например, если это небольшой рассказ. Для романа, повести, очевидно, фантастическая нить должна пронизывать все произведение, собирая его отдельные части, как бусинки на ниточку цельного ожерелья...

Но, все равно, познавательно... за что - спасибо автору.
Eva1205(Татьяна Осипова) # 30 ноября 2014 в 02:13 +2
Спасибо, Саша, в свое время, когда у меня еще не было Интернета эта статья мне показалась очень полезной. По процентам действительно сложно и больше такая "математика" подходит к крупным произведениям. Что-то можно взять на вооружение по любому.
Александр Стешенко # 30 ноября 2014 в 10:26 +1
Ну, это-то да... мнение известного писателя интересно... это его опыт... полученный в результате длительной многолетней работы...
Михаил Загирняк # 30 ноября 2014 в 00:20 +3
а что берётся за 100 %?
количество знаков или сюжет?
в тексте встречается и то, и другое.
в таком случае нельзя понять, как использовать предложенные пропорции )
Eva1205(Татьяна Осипова) # 30 ноября 2014 в 02:16 +2
Думаю, за 100% берется весь сюжет, а все остальное, как ингредиенты для приготовления. И еще, по моему, каждый автор решает сколько соли и сахара добавить в свое произведение. Тут представлено мнение писателя, который каким-то образом все это просчитал, но, повторяю, для себя. Мы лишь, со стороны можем взглянуть на это, чтобы сделать выводы лично для своего собственного решения.
Михаил Загирняк # 30 ноября 2014 в 02:22 +4
а как сюжет поделить на проценты?
сюжет - это же качество, а не количество.
Александр Стешенко # 30 ноября 2014 в 10:34 +2
Я полагаю, что в приведенной структуризации, сюжет - это часть целого. Ведь сюжет - это последовательность и связь описания событий. А тут еще например, идея присутствует. Я-то как раз понял, что это структуризация, как бы, самого произведения, скелетной его части. На которой наращиваются мышцы, жировая прослойка (излишнее словесные описания) и прочее. И все это прочее уже есть форма подачи материала, определяющее и количество знаков и удобочитаемость созданного труда. Можно взять одинаковый скелет, и два разных автора получат совершенно различные результаты...
Eva1205(Татьяна Осипова) # 2 декабря 2014 в 11:05 +1
Наверное, об этом и хотел сказать Олди.
0 # 27 апреля 2015 в 14:31 +1
Присоединяюсь к вопросам Михаила.
Для начала, я считаю, нужно определиться с терминами. Хотя бы в масштабе статьи.
Без этого все тезисы выглядят, мягко говоря, странно.
0 # 2 декабря 2014 в 10:35 +2
Я не понимаю: я тут только один Олди знаю?

Алё! Ку-ку! Это не писатель! Это как бы ПИСАТЕЛИ!

LOL

rofl
Eva1205(Татьяна Осипова) # 2 декабря 2014 в 11:06 +1
Поподробнее, Саш? Мне просто стали интересны его мысли, а если он писатель так себе, так какой прок от философствования на тему его математики?
0 # 2 декабря 2014 в 11:28 +3
Ё-маё, это не ОН, это ОНИ.

Ге́нри Ла́йон О́лди — псевдоним украинских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского.
Eva1205(Татьяна Осипова) # 2 декабря 2014 в 11:46 +1
Да это я знаю, что это два украинских писателя, а Олди псевдоним. Писали-то эти тезисы они вмести или по отдельности разницы нет, это их общая концепция.
DaraFromChaos # 2 декабря 2014 в 12:14 +2
Медведик, да то, что Олди - един в двух лицах crazy , это известно
просто как в тексте озвучивать?
типа "Олди думают", "Олди сказали" ))))
не слишком хорошо звучать будет smile
Eva1205(Татьяна Осипова) # 2 декабря 2014 в 12:24 +1
Вот и я про то. Тут же дело не в биографии Олдиков, а в сути размышлений.
DjeyArs # 8 декабря 2014 в 23:21 +3
Трудно мерить текст с позиции процентов, говорю с позиции двоечника по математике и алгебре,не-не я серьезно, мне как чистой воды гуманитарию понять эти проценты ну о-очень трудно, тем более что как можно высчитать 13 процентов экшена в 40 процентах фантастики, на оставшиеся 47 процентов хоррора? Не понимаю sad А статью хорошо написали!) но с математическими принципами не согласен.
AlekseyR # 14 марта 2015 в 11:29 +2
Профессора, доценты, студенты, проценты...
А по-моему Таня расставила все акценты -
Ведь Каждый кафтан под себя выбирает
И в нем по миру фантазии смело шагает!
Eva1205(Татьяна Осипова) # 27 апреля 2015 в 15:27 +1
Это верно сказано! Спасибо.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев