Страница автора.
Они пришли неизвестно откуда и обрушились на нас неисчерпаемым фонтаном изысканных слов, неожиданных оборотов речи и как никогда таинственными сюжетами. Рассказы Кати Граковой – это не только смелые эксперименты над формой, стилем, идеей. Самое главное – мистическая атмосфера. Таковой она является не только из-за потусторонних явлений, описанных в рассказах. А скорее из-за того воздействия, которое оказывает на душу читателя. Эти рассказы – сами по себе волшебство. Если хотите – заклинания, неисправимо меняющие мировоззрение тех, кто осмелился невольно произнести их про себя, вчитываясь в манящие, идеально выверенные предложения. И изменения эти – всегда в лучшую сторону.
«Правь в ночь»
Не зря рассказ этот занял первое место на конкурсе фантастических произведений. С мрачной атмосферой, но позитивным сюжетом; с бесхитростными персонажами, но с до шока изощрёнными словооборотами. Мастерством и даже безграничным талантом такого не добиться. Здесь необходима гениальность в любом своём проявлении, а также очень-очень много удачи. Впрочем, в последующих своих творениях Катя доказывает, что для создания столь же прекрасных рассказов везение ей не нужно. Должно быть, она и правда владеет тайным волшебством, недоступным большинству писателей.
Самое интересное в рассказе «Правь в ночь», пожалуй, не захватывающий сюжет и не герои. Точнее, не герои-люди (или похожие на людей). Потому что кроме них существует ещё один тип персонажа. Ночь. Она живёт своей жизнью и описана так живо, что достойна стать главным героем в этом чарующем произведении.
Карета всё катится и катится, за окнами, на которых нет занавесок, виден спящий город. Сумерки уступают, наконец, место ночи, и на каждом повороте мгла выползает из-под чёрных каретных колёс и растекается по улицам. Если она медлит, её затягивает между спицами и дробит на множество длинных, сочащихся туманом полос. Луна бледнеет.
Из этих строк видно, что на самом деле ночная тьма жива не меньше обычных живых существ. Но живёт она по своим законам, не похожим на наши.
«Вот мы идём»
Следующее произведение из цикла «Мы приходим отовсюду» написано более «простым» слогом, а начинается и вовсе с длинного диалога. На первый взгляд, оно проигрывает рассказу «Правь в ночь». Но затем, в перипетиях, казалось бы, столь же тривиального мистического сюжета, как при трении двух самых обыкновенных придорожных камней, рождается искра той самой магической энергии, околдовывающей читателя. И к концу рассказа эта маленькая незаметная вспышка рождает страшной силы пожар. Пламя это охватывает всю нашу жизнь. Здесь-то мы и понимаем, что «Вот мы идём» гораздо глубже в плане морали и смысла, который под занавес приносит эта таинственная история.
«Руки ветра»
На этот раз изысканным высокопарным слогом нам рассказывают историю мужчины, из-за материального бедствия переселившегося в странный Дом (с большой буквы). И Дом этот охраняет ветер.
Как вы догадались, подобно герою-тьме из «Правь в ночь», здесь будет одушевлён и сделан вторым действующим лицом не кто иной, как ветер.
– Но ведь ветер – это всего лишь… природное явление, стихия.
– Да, мы знаем. Он, впрочем, тоже.
– Но, тем не менее, он вас охраняет.
– Именно.
– Может, у него ещё и прозвище есть? Ну, там, Волчок или Дружок…
– Фредерик.
– Что?
– Его зовут Фредерик. А что вы хотели? Он ведь не собака.
Своеобразное прочтение историй о полтергейсте несёт в себе целую философию. Главное здесь – не столкновение главного героя с паранормальным явлением. А столкновение его с самим собой. Его внутренние конфликты. Ведь как раз из-за того, что он не в силах без злости принять жизненные трудности, на него и обрушилась эта стихия. И справиться с ней можно лишь обретя внутреннее равновесие… а сделать это почти невозможно.
«Позволь же разбить тебя»
Пожалуй, один из самых смелых экспериментов. Слог, как никогда, выверчен и запутан, а глубина мысли и яркость образов бьют наповал. Это миниатюра, которая таит в себе столько смысла, сколько некоторым авторам не дано осветить в целом романе. Столько же в нём и эмоций. На этот раз образность взяла верх над реализмом, и мы получаем самое шокирующее произведение в цикле.
«Держа глаза открытыми»
После сюрреалистической хоррор-миниатюры «Позволь же разбить тебя» Катя радует нас безмерно доброй, обжигающе красочной историей детства, природы, мечтаний. Заставляет нас смотреть на мир глазами ребёнка – открытыми от удивления!
Выйди на заросшую травой тропинку, что ведёт к солнечному лесу, остановись и слушай.
Слышишь?
Это поёт утро.
Неожиданная манера повествования заставляет верить каждому слову, подобно безграничной вере ребёнка словам старшего. Заставляет видеть всё, о чём читаешь. Лицезреть так отчётливо, что кажется, ты можешь дотронуться до каждого цветка, почувствовать босыми ногами росу на травинках. И ещё эти постоянные «Слушай» добавляют таинственности, заставляют почувствовать себя втянутым в приключение, будто детская шалость, сделанная в тайне от родителей.
«Кузница душ»
Столь же красочный, подобно «Держи глаза открытыми», рассказ несёт в себе ту же символичность, как «Позволь же разбить тебя». Это философская зарисовка про жизнь с очень… ОЧЕНЬ неожиданным финалом! Ещё один смелый эксперимент и ещё одно сильное магическое заклинание, освещающее мир читателя ослепительным светом истины.
«Море, добычу возвращающее»
Что ж, наверное, время символизма прошло. Мы возвращаемся к обыкновенному сюжетному произведению, в котором содержится мистика настолько лёгкая, что её, можно сказать, и нет совсем. История эта вполне могла произойти в каком-нибудь приморском рыбацком городке. И из-за понимания этого ты веришь, переживаешь из-за происходящего. И погружаешься в странное замешательство в конце. Что ещё нужно для хорошего рассказа?
Но и здесь можно отыскать черты, характерные для цикла «Мы приходим отовсюду». А именно – одна из ведущих ролей здесь отводится морю. Море – главный герой, подобно ночи и ветру из упомянутых выше произведений.
* * *
В завершении хочется подвести итог. Но как подведёшь его, если все эти рассказы абсолютно разные и по-своему прекрасные?
Скажу лишь, что буду с нетерпением ждать новых рассказов из этого странного и интересного цикла «Мы приходим отовсюду». А вам советую немедленно ознакомиться с уже перечисленными работами, если вы их ещё не читали!
Похожие статьи:
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Властитель Ночи [18+]